Способ реставрации археологических и музейных ветхих тканей
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СПОСОБ РЕСТАВРАЦИИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ И МУЗЕЙНЫХ ВЕТХИХ ТКАНЕЙ, включающий укрепляющую пропитку тканей раствором пленкообразующего полимера, отличающийся тем, что, с целью повышения качества реставрации, в качестве полимера используют сополимер 80-95 мас.% винилиденфторида с 5-20 мас.°/о гексафторпропилена с мол.массой 50000 и пропитку проводят 1-3%-ным раствором этого сополимера в смеси амилацетата , этилацетата и ацетона, взятых в объемном соотнощении
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1121337 зсмк Р 06 М 15/32
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPGHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3478898/28-05 (22) 17.06.82 (46) 30.10.84. Бюл. № 40 (72) А. В. Иванова, И. В. Назарова, А. К. Елкина и А. P. Марготьева (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации (53) 677.862.511 (088.8) (56) 1. Формаковский М. В. Консервация и реставрация музейных коллекций. Сообщения ГАИМК. Вып. 1. Л., 1947, с. 86 — 101.
2. Материалы по методологии археологической технологии. Институт археологической технологии. Сообщения ГАИМК.
Вып. 12. Л., 1929, с. 32 — 37 (прототип). (54) (57) СПОСОБ РЕСТАВРАЦИИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ И МУЗЕЙНЫХ ВЕТХИХ ТКАНЕИ", включающий укрепляющую пропитку тканей раствором пленкообразующего полимера, отличающийся тем, что. с целью повышения качества реставрации, в качестве полимера используют сополимер
80 — 95 мас.% винилиденфторида с 5 — 20 мас.% гексафторпропилена с мол.массой
50000 и пропитку проводят 1 — 3%-ным раствором этого coHoëèìåðà в смеси амилацетата, этилацетата и ацетона, взятых в объемном соотношении (0,8 — 1,2): (0,81,2):1,0 соответственно.
1121337
Изобретение относится к реставрации ветхих тканей, представляющих музейную и историческую ценность, с полностью или частично денатурированными волокнами.
Для проведения различных реставрационных операций, связанных с очисткой от почвенных наслоений, грязи, окислов железа и меди, выведением пятен и отбелкой, исследованием красителей, такие ткани, потерявшие механическую прочность и часто представляющие собой лишь пылевидные остатки волокон, прежде всего должны быть подвергнуты обработке для укрепления их структуры при полном сохранении фактуры и цвета.
Известен способ реставрации археологических и музейных ветхих тканей, включающий укрепляющую пропитку 1 — 30/рными водными растворами желатины и шелка. В случае загрязнения тканей предварительно проводят из очистку в парах органических растворителей (например, аце- 20 тона) (1).
Однако при этом способе указанные ткани обладают излишней жесткостью, блеском, усадкой в результате обработки водой.
Кроме того, в ряде случаев имеют место значительные потери, связанные с очисткой и транспортировкой неукрепленных фрагментов, так как реставрация возможна только в лабораторных условиях.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является способ ре- 30 ставрации археологических и музейных ветхих тканей, включающий укрепляющую пропитку их водным раствором, содержащим, мас.0/О. пшеничный мучной клей — 1, этиловый спирт — 5 — 20 и антисептик — 1.
Предварительно осуществляют очистку и пластификацию загрязненной ткани в водном растворе, содержащем 10 мас.0/О глицерина и 30 мас.0/о этилового спирта, а при сильном загрязнении — в указанном водном растворе, содержащем дополнительно 20 — 40
25 мас.0/о ацетона. При необходимости, проводят также очистку органическими растворителями или водными растворами поверхностноактивных веществ, например, ОП-7 и Г10-10 (2).
Однако реставрация археологических 45 тканей данным способом возможна только в лабораторных условиях, так как пропитка водными растворами текстильных фрагментов в условиях раскопа невозможна из-за высокой влажности. В связи с этим наблюдаются потери, связанные с извлечением, очисткой и транспортировкой уникальных фрагментов, представляющих большую ценность. Кроме того, этот способ реставрации может быть применен в случае, если археологические ткани обладают некоторой 55 исходной прочностью; полностью же разрушенные ткани, представляющие собой пыль, невозможно укрепить этим способом, так
KBK после укрепляющей обработки они превращаются в кашицу. Использование водных растворов ведет к значительному набуханию тканей в воде, необратимо меняющему. их структуру и неизбежно сопровождающемуся усадкой. Наблюдается потускнение поверхности тканей вследствие засорения структуры крахмальными зернами, а также, в ряде случаев, повышается их жесткость и хрупкость. Археологи ческие ткани, реставрируемые этим способом, невозможно очистить от наслоения окислов железа и меди, осаждаемых на них из почвы, так как такая очистка проводится обработкой 3 /Оным водным раствором соляной кислоты и до укрепления ветхие ткани такой обработки не выдерживают, а после укрепления мучным клеем набллюдается его смывание с поверхности ткани. Невозможно проведение и ряда других необходимых реставрационных операций. Кроме того, несмотря на присутствие антисептика мука и желатина со временем становятся питательной средой для микроорганизмов, разрушающих ткань.
Цель изобретения — повышение качества реставрации.
Данная цель достигается согласно способу реставрации археологических и музейных ветхих тканей, включающему укрепляющую пропитку тканей раствором пленкообразующего полимера, в качестве полимера используют сополимер 80 — 95 мас.0/p винил иде и фторида с 5 — 20 м а с. /„гексафторпропилена с мол.массой 50000 и пропитку проводят 1 — 30/р-ным раствором этого сополимера в смеси амилацетата, этилацетата и ацетона, взятых в обьемном соотношении (0,8 — 1,2): (0,8-1,2):1,0 соответственно.
В качестве сополимера используют, например, фторлон 26 Л. Оптимальным является использование сополимера 90 мас. /О винилиденфторида с 10 мас. /д гексафторпропилена, так как при этом вязкость раствора минимальна. При концентрации сополимера в растворе ниже 1 масс. /О не наблюдается эффекта укрепления структуры ткани, а при концентрации его в растворе выше 3 мас. /О увеличивается жесткость ткани.
Оптимальная вязкость раствора и скорость испарения растворителей соответствует соотношению названных растворителей в смеси 1:1:1.
Пример 1. При реставрации фрагментов одежды из раскопок мерянских погребений YI в. н. э. в районе древней Рязани все фрагменты были найдены в состоянии крайней ветхости и черезвычайно загрязненными.
Иногда они казались почвенным слоем, лишь слабо сохранившим форму тканья.
Очищать их на месте, а тем более транспортировать было обсолютно невозможно.
Все фрагменты одежды обрабатывают пря1121337
1О
Составитель Т. Смирнова
Реда кто р Ю. Ко ва ч Техред И. Верее Корректор И. Эрдейи
3а каз 7664/21 Тираж 455 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 7K — 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная. 4 мо в раскопе 3 />-ным раствором сополимера 90 мас. /p винилиденфторида с 10 мас.о/p гексафторпропилена с мол.массой 50000 в смеси амилацетата, этилацетата и ацетона в объемном соотношении 1:1:1. Гlосле испарения растворителей ткани заливают перхлорэтиленом и глицерином для очистки и пластификации. После этих операций ткани приобретают эластичность и механическую прочность, в результате чего их возможно распрямить, разгладить и выделить из почти полуторатысячелетних наслоений грязи.
Пример 2. При реставрации фрагментов древнерусского головного убора из раскопок Гомеля XII в. (экспедиция АН УССР) найдены часть шитого пряденным золотом очелья, фрагмент височной ленты и кусочек шерстяной ткани. Фрагмент височной с бронзовым кольцом ленты был найден спекшимся с куском дерева размером с 5-копеечнуюю монету. На ходку пропитывают 1о/рным раствором сополимера 80 мас.% винилиденфторида с 20 мас."/о гексафторпропилена с мол. массой 50000 в смеси амилацетата, этилацетата и ацетона, взятых в объемном соотношении 1,2:0,8:1,0, а затем после испарения растворителей проводят обработку перхлорэтиленом и глицерином. Гlосле этих операций фрагмент шелка удалось отделить от куска дерева, расправить и выделить кусочек шелковой ленты длиной около 15 см и кусок шерстяной клетчатой древнерусской пестроткани.
Пример 3. Проводилась реставрация музейных экспонатов, представляющих собой образцы русского шитья — плащаницы
XVII в., вышитые цветными шелковыми нитками, которые крайне обветшали. После очистки перхлорэтиленом, образцы пропитывают 1,5о/р-ным раствором сополимера
95 мас.о/p винилиденфторида с 5 мас. /p гексафторпропилина с мол. массой 50000 в смеси амилацетата, этилацетата и ацетона в объемном соотношении 0,8:1,2:1,0. Укрепленные экспонаты приобрели механическую прочность без изменения цвета и фактуры, 15
25 зо
40 укрепленные шелковые нити можно шить иглой.
Пример 4. Проводилась реставрация находок Очаковской археологической экспедиции АН УССР. Фрагменты китайской парчовой ткани времен татаро-монгольского нашествия Xlll — XIV в. были сильно загрязнены, хрупкие, ломкие, на поверхности наблюдались окислы железа и меди. Обработка водными растворами была совершенно невозможна, так как от влаги текли красители, размокали и исчезали полоски золоченой кожи, затканные в узоре. Пропитка тканей Зо/о-ным раствором сополимера
90 мас. /p винил иденфторида с 10 мас.о/p гексафторпропилена с мол.массой 500000 в смеси . амилацетата, этилацетата и ацетона в объемном соотношении 1:1:1 повысила их механическую прочность настолько, что позволила осуществить очистку перхлорэтиленом и пластификацию глицерином.
Окислы металлов были удалены с крепленных образцов обработкой 3 /о-ным раство-. ром соляной кислоты.
Преимуществом предлагаемого способа является возможность осуществления необходимых реставрационных операций после укрепления структуры ткани. При этом укрепляющая пропитка пленкообразующим полимером не препятствует операциям выведения пятен, извлечения красителей. отбелки, удаления окислов металла, загрязнении и др.
Таким образом, изобретение позволяет повысить эффект укрепления структуры ветхих археологических и музейных тканей, в том числе из полностью денатурированных волокон при полном сохранении их фактуры и цвета и расширить виды возможных реставрационных работ. Кроме того, возможность осуществления реставрации непосредственно в раскопе повышает сохранность реставрируемых фрагментов тканей, имеющих историческую ценность. Все это, в конечном итоге, повышает качество реставрации ветхих тканей, максимально сохранив и приблизив их вид к подлиннику.