Гидравлический пакер-мост
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПАКЕР-МОСТ, включающий связанный срезным элементом с колонной труб корпус с радиальным каналом, перекрытым обратным клапаном , установленный на корпусе гидравлический уплотнительный элемент, заглушку с фиксатором, связанную с колонной труб и образующую с корпусом рабочую полость, гидравлически соединенную с полостью колонны труб, отличающийся тем, что, с целью обеспечения возможности неоднократной установки пакера-моста без разбуривания, он снабжен предохранительной втулкой с радиальным каналрм для сообщения с радиальным ка налом корпуса, установленной в рабочей полости с возможностью.взаимодействия с фиксатором заглушки и связанной срезным элементом с корпусом, а корпус выполнен с дополнительными радиальными каналами для сообщения i полостей уплотнительного элемента и колонны труб после среза срезного (Л элемента и ее осевого перемещения, и шлицами на внутренней поверхности в верхней его части, при этом заглушка имеет шлихда под шлицы корпуса и связана.с колонной труб резьбовым соединением.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОМИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК аю . а» зШ Е 21 В 33/12
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ,./
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Р%
° В
° а
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21):3615564/22-03 (22) 07.07.83 . (46) 30. 10.84. Бюл. У 40 (72) А.А.Цыбин, В.В.Торопынин, A.À.ÃàéâîðîícêHé и В.А.Взородов (71) Всесоюзный ордена Трудового
Красного Знамени научно-исследователь ский институт буровой техники (53) 622.245.4(088.8) (56) 1. Пакер-пробка типа ППМ для обсадных колонн. Проспект ВДНХ, ВНИИОЭНТ, l976.
2. Авторское, свидетельство СССР
У 672328, кл. Е 21 В ЗЗ/12, 1977 (прототип). (54) (57) ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПАКЕР-МОСТ, включающий связанный срезным элементом с колонной труб корпус с радиальным каналом, перекрытым обратным клапаном, установленный на корпусе гидравлический уплотнительный элемент, заглушку с фиксатором, связанную с колонной труб и образующую с корпусом рабочую полость, гидравлически соединенную с полостью колонны труб, отличающийся тем, что, с целью обеспечения воэможности неоднократной установки пакера-моста беэ разбуривания, он снабжен предохранительной втулкой с радиальным каналрм для сообщения с радиальным ка" налом корпуса, установленной в рабочей полости с возможностью.взаимодействия с фиксатором заглушки и связанной срезным элементом с корпусом, а корпус выполнен с дополнительными радиальными каналами для сообщения полостей уплотнительного элемента и Е
О колонны труб после среза срезного элемента и ее осевого перемещения, и шлицами на внутренней поверхности в верхней его части, при этом заглушка имеет шпицы под шлицы корпуса и связана. с колонной труб резьбовым соединением.
1 1121392 2
Изобретение относится к строительству скважин, а именно к гидравлическим пакерам-мостам, предназначенным для разoбщения и изоляции пластов как в обсаженных, так и наобсаженных 5 скважинах.
Известен гидравлический пакер мост, включающий металлический уплотнительный элемент, корпус с обратным клапаном, переводники и заглушку, связанную срезными элементами с трубами 111 .
Однако этот пакер-мост характеризуется невозможностью его многократного использования вследствие металлического уплотнительного элемента и конструкции самого пакера-моста, так как после его установки в скважине, когда отпадает в нем необходимость, его требуется разбуривать. Кроме того, 20
его невозможно использовать в необсаженной скважине иэ-за наличия в конструкции пакера-моста металлического уплотнительного элемента, который не может обеспечить достаточно 25 надежной изоляции пластов в открытом стволе скважины.
Известен также гидравлический пакер-мост, включающий связанный срезным элементом с колонной труб корпус с радиальным каналом, перекрытым обратным клапаном, установленный на корпусе гидравлический уплотнительный элемент, заглушку с фиксатором, связанную с колонной труб и образующую с корпусом рабочую полость, гидравлически соединенную с полостью колонны труб (2) „
Недостаток устройства - невозможность его неоднократного использо- 4О вания.
Цель изобретения — обеспечение возможности неоднократной установки пакера-моста без разбуривания.
Поставленная цель достигается 45 тем, что гидравлический пакер-мост, включающий cBslssHHhlA срезным элементом с колонной труб корпус с радиальным каналом, перекрытым обратным клапаном, установленный на корпусе 50 гидравлический уплотнительный элемент, заглушку с фиксаторрм, -связанную с колонной труб и образующую с корпусом рабочую полость, гидравлически соединенную с полостью колонны 55 труб, пакер-иост снабжен предохранительной втулкой с радиальным каналом для сообщения с радиальным каналом корпуса, установленной в рабочей полости с возможностью взаимодействия с фиксатором заглушки и связанной срезным элементом с корпусом, а корпус выполнен с дополнительными радиальными каналами для сообщения полостей уплотнительного элемента и колонны труб после среза срезного элемента и ее осевого перемещения, и шлицами на внутренней поверхности в верхней его части, при этом заглушка имеет шлицы под шлицы корпуса и связана с колонной труб резьбовым соединением.
На фиг. 1 изображен предлагаемый пакер-мост, транспортное положение,( продольный разрез; на фиг. 2 — то же, запакерованное положение, на фиг. 3— то же, распакерованное положение, перед подъемом из скважины.
Гидравлический пакер-мост состоит иэ корпуса 1, к которому при помощи резьбы присоединены переводники 2 и 3 с выполненными в них посадочными гнездами для перемещающейся во время работы в осевом направлении заглушки
4. На наружной поверхности корпуса 1, при помощи концевой арматуры 5 закреплен резинотканевый уплотнительный элемент б. В транспортном положении пакера-моста заглушка 4 установлена в посадочном гнезде переводника 3 и соединена при помощи резьбы с колонной труб 7, которая в свою очередь соединена с переводником 2 среэным штифтом 8 (возможно соединение переводника 2 и колонны труб 7 на девой резьбе). На наружной поверхности заглушки 4 установлен фиксатор 9, а она сама имеет ограничительные выступы под посадочные гнезда переводников 2 и 3 ° В корпусе 1 установлен обратный клапан 10, сообщающий при запакеровке внутреннюю полость уплотнительного элемента б с внутренней полостью колонны труб 7 и с источником избыточного давления на поверхности скважины.
Внутри корпуса 1 при помощи срезного штифта 11 закреплена предохранительная втулка 12 со сквозными радиальными отверстиями а, которые сообщены с .входным отверстием б. обратного клапана 16. Кроме того, в корпусе имеются отверстия 8, в транспортном положении пакера-моста перекрытые втулкой 12 и при распакеровке сообщающие внутреннюю полость, корпуса 1 с полостью уплотнительного
1392
112 элемента б. Заглушка 4, находясь в посадочном седле переводника 2, образует с ним шлицевое соединение r.
Герметичность соединений между отдельными элементами пакера-моста обеспечивается резиновыми уплотнительными кольцами, которые для удобства чтения чертежа на нем не обозначены.
Пакер-мост работает следующим образом.
Пакер-мост спускают в скважину на колонне труб 7. После его спуска на глубину установки в трубах 7 создают избыточное давление. Через радиальные отверстия о в трубах 7 и обратный клапан 10 избыточное давление жидкости передается в уплотнительный элемент б, который плотно прижимается к стенкам обсадной колонны 13. После этого сбрасывают давление в трубах 7 и извлекают их из скважины. Для этого натяжением калонны труб 7 срезают штифт 8, после чего заглушка 4 начинает перемещаться вверх до посадки в гнездо верхнего переводника 2 и соединения шлицов 1 .
Затем трубы 7 отворачивают от заглушки 4 и извлекают на поверхность
I скважины, при этом последняя удерживается в гнезде переводника 2 при помощи фиксатора 9, который упирается в предохранительную втулку 12.
Для того, чтобы пакер-мост извлечь из скважины и повторно установить его в другом месте необходимо спустить
4 в скважину колонну труб 7 и соединить ее с заглушкой 4 ° Затем, воздействуя осевым усилием вниз на фиксаторе 9, срезать штифт !1 и сдвинуть предохранительную втулку 12 до упора в переводник 3. При этом отверстия 5 сообщаются с внутренней полостью корпуса 1, в результате чего происходит распакеровка уплотнительного эле !
0 мента 6 и пакер-мост извлекают из скважины для его последующей установки в следующей скважине.
Подготовку пакера-моста к по ледующей установке в скважине осуществ. !
5 ляют следующим образом.
Отворачивают заглушку 4 от колонны труб 7, затем отворачивают от корпуса 1 переводник 3 и вынимают из корпуса предохранительную втулку 12
2р и заглушку. 4, после этого предохранительную втулку 12 снова вставляют в корпус и фиксируют в нем при помощи срезного штифта 11, а заглушку 4, соединив с трубами 7, приподнимают
25 в корпусе 1 до упора фиксатора 9 в нижний торец предохранительной втулки 12. После этого, соединив при помощи срезного штифта 8 трубы 7 с переводником 2, заворачивают переводник 3 в корпусе 1, и пакер-мост снова готов к спуску в скважину для повторной установки в стволе.
Преимуществом предлагаемого пакера-моста является возможность его неоднократной установки без разбуривания.
1121392
1f
12
1121392
1! 2) 392
Составитель И. Кепке
Релактор С. Лисина Техред С.Легеза
Корректор А, Тяско
Заказ 7900/24 Тираж 564
Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Рауп|ская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4