Способ открытой разработки крутопадающих месторождений полезных ископаемых

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДМЩИХ МЕСТОТШДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКШАЕШХ, включающий последовательную отработку смежных карьеров параллельными заходками, транспортирование и отсыпку вскрышных пород в отвал. проведение разрезной траншеи в перемычке между смежными карьерами из отрабатываемого карьера в отработанный и укладку железнодорожного пути, отличающийся тем,что, с целью снижения затрат на разработку за счет уменьшения объема дополнительных горных работ по формированию транспортных площадок на бортах отработанного карьера и сокращения расстояния перевозок, разрезную траншею в )1чке проводят по ее диагонали от одного из торцов отрабатьгоаемого. карьера к противоположному торцу отработанного карьера с выходом на . борт последнего, отсьтку вскрышных пород осуществляют в отработанный карьер, причем разработку смежного борта отрабатьтаемого карьера ведут с повторной отработкой отсыпанных вскрышных пород, из которых формируют транспортные площадки для железнодорожного пути.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

РЕСПУБЛИН

З,,Я1 Е21 С 4!/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОЧМРЫТИЙ

1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ н ae TOPCNOMV СВидатВЪСтвм (21) 3633553/22-03 (22) 12.08.83 (46) 30.10.84, Бюп. Р 40 (72) А.Ю.Дриженко, В.С.Шебеко, В.С.Куц, А.М.Тараненко, И,В.Камяный, В.Д.Иидзюк и В.Д.Базарный (71) Днепропетровский горный институт им. Артема и МЬкный горнообогатительный комбинат (53) 622.271(088.8) (56) 1. Хохряков В.С. Проектирование карьеров. М., "Недра", 1980, с. 216.

2. барсуков М.И. и др. Сетевое планирование и управление на открытых горных работах. Киев, "Техника", 1970, с. 49-52 (прототип). (54) (57) СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ

КРУТОПАДАКЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ

ИСКОПАЕМЫХ, включающий последовательную отработку смежных карьеров параллельными эаходками, транспортирование и отсыпку вскрышных пород в отвал,,„SU„„1121434 A проведение разрезной траншеи в перемычке между смежными карьерами из отрабатываемого карьера в отработанный и укладку железнодорожного пути, о т я и ч а ю шийся тем, что, с целью снижения затрат на разработку за счет уменьшения объема дополнительных горных работ по формированию транспортных площадок на бортах отработанного карьера и сокращения расстояния перевозок, разрезную траншею в перемычке проводят по ее диагонали от одного иэ торцов отрабатываемого карьера к противоположному торцу отработанного карьера с выходом на борт последнего, отсыпку вскрышных пород осуществляют в отработанный карьер, причем разработку смежного борта отрабатываемого карьера ведут с повторной отработкой отсыпанных вскрышных пород, иэ которых формируют транспортные площадки для железнодорожного пути.

1121434

Изобретение относится к горной промьппленности и может быть использовано при открытой разработке крутопадающих месторождений полезных ископаемых смежными карьерными полями.

Известен способ открытой разработки крутопадающих месторождений, включающий поэтапную последовательную разработку отдельными участками, а затем объединение этих участков 10 в один карьер. При такой технологии разработки при сближении отрабатываемых одновременно участков ликвидируют между ними перемычки и соеди-! няют сохранившиеся на обоих участках железнодорожные пути 13.

Недостатком указанного способа является сложность разработки перемычки, обусловленная тем, что в связи с наличием с обеих сторон железнодо- 20 рожных путей осложняются буровзрывные работы, поэтому разработку произво- дят с применением автотранспорта, для чего разбираются в райбне перемычки железнодорожного пути, а затем 25 настилаются вновь по пройденной траншее.

Такой способ возможен только в том случае, когда на горизонтах нрисоединяемой очереди карьера уже уло- 30 жены железнодорожные пути.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых, включающий последовательную обработку смежных карьеров параллельными заходками, транспортирование и отсыпку вскрышных пород в отвал, проведение разрезной траншеи 40 в перемычке между смежными карьерами. из атрабатываeMoro карьера в отработанный и укладку железнодорожного пути 2 1.

Недостатками этого способа являют-15 ся увеличенные затраты на проведение дополнительных горных работ по реконсервации устройства и поддержанию транспортных площадок на каждом горизонте отработанного карьера, а так- < же значительные расстояния перевозок горной массы.

Цель изобретения — снижение затрат на разработку за счет уменьшения, объема дополнительных горных работ по формированию транспортных площадок на бортах отработанного карьера и сокращения расстояния перевозок.

Поставленная цель достигается тем, чта согласно способу открытой разработки крутопадающих месторождений . полезных ископаемых, включающему последовательную отработку смежных карьеров параллельными заходками, транспортирование и отсыпку вскрышных пород в отвал, проведение разрезной траншеи в перемычке между смежными карьерами из отрабатываемого карьера в отработанный и укладку железнодорожного пути, разрезную траншею в перемычке проводят по ее диагонали от одного из торцов отрабатываемого карьера к противоположному торцу отработанного карьера с выходом на борт последнего, отсыпку вскрышных. пород осуществляют в отработанный карьер, причем разработку смежного борта отрабатываемого карьера ведут с повторной отработкой отсыпанных вскрьппных пород, из которых формируют транспортные площадки для железнодорожного пути.

На фиг. 1 приведена схема карьера, план; на фиг. 2, 3, 4 — разрез

А-А на фиг. 1,показана последовательность отработки.

Способ осуществляют следующим образам.

Разработка крутопадающего месторождения производится в пределах горного отвода 1, где расположен отработанный карьер 2, Для нормального развития смежного отрабатываемого карьера 3 необходимо отработанный карьер засыпать и нормально развивать рабочие горизонты 4 смежного отрабатываемого карьера, поскольку, в противном случае, при приближении к нему верхних горизонтов 5 пришлось бы разрывать железнодорожные пути 6, которые невозможно уложить на погашенных бортах 7 отработанного карьера. С этой целью вскрышные породы 8 засыпают в отработанный карьер, для чего на перемычке 9 по диагонали проходят разрезную траншею 10 от одного иэ торцов смежного отрабатываемого карьера к противоположному торцу отработанного карьера, которая выходит на верхний горизонт 11 отработанного карьера. Затем на нем укладывают железнодорожный, путь, по которому направляют составы со вскрышными породами и с помощью экскаваторов укладывают пустую породу во внутренний отвал. По мере заполнения отваль1121434 ных заходок железнодорожные пути переносят до полного заполнения отработанного карьера вскрышными породами. По мере ведения разработки верхние рабочие горизонты смежного отрабатываемого карьера подвигаются в направлении предельного контура горного отвода. Встречая на своем пути засыпанный отработанный карьер, в отработку повторно вовлекают заскла- 1О дированные ранее вскрышные породы.

При этом фронт работ на горизонте не разрывается, транспортные магистрали укладывают в обычном порядке

На сформированные иэ вскрышных пород 15 транспортные площадки.

Использование изобретения позволяет прокладку железнодорожных путей ,в карьерах, разработанных ранее и имеющих чаще всего погашенные борта со сдвоенными и строенными уступами, выполнять без дополнительных горно— капитальных работ по разносу погашенных бортов и ускорить процесс развития основного карьера, который развивается к проектным контурам отработ ки месторождения без нарушения нормальной работы горно-транспортного оборудования. Кроме того, способ позволяет перераспределить объем транспортных перевозок вскрышных пород и сделать его более равномерным по времени разработки карьера за счет заполнения вскрышными породами близлежащих отработанных карьеров.

Проходка разрезной траншеи на перемычке по диагонали позволяет упростить горно-строительные работы и непосредственно использовать железнодорожный транспорт для заведения его

?p в выработанный карьер с укладкой пути на засыпанные пустой породой горизонты.

1121434

Составитель Л.Завьялов

Редактор А.Долииич Техред Ж.Кастелевич Корректор В.Синицкая

Заказ 7951/26 Topaz 564 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по .делам иэобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г .Ужгород, ул .Проектная, 4