Способ уравновешивания зубчатого ротора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СПОСОБ УРАВНОВЕШИВАНИЯ ЗУБЧАТОГО РОТОРА с цапфами в опорах скольжения, заключающийся в том, что определяют эллиптическую траекторию движения цапф и устанавливают на ротор корректирующие грузы, о тличающийся тем, что, с целью повьш1ения эффективности уравновешивания , измеряют гидродинамическое давление в опорах скольжения, определяют направление максимального гидродинамического давления, а места и массы корректирующих грузов выбирают из условия совмещения направления меньшей попуоси эллиптической траектории движения цапфы с направлением максимального гидроди- (Л намического давления.

СООЭ COBETCHHX

%ИМ

РЕСПУБЛИК (19) (И) А з(5в G 01 М 1/20

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТКОЙ (21) 3530317/25-28 (22) 28. 12 .82 (46) 30.10.84. Бюл. Ф 40 (72) 3.Л.Айрапетов, М.Д.Генкин, Р.Л.Иоффе, О.И.Косарев, М.Г.Мамонова, Л .В.Осипов, В.И.Папков, И.Д.Ямпольский и Ю.А.фигатнер (71) Институт машиноведения им А.А.Благонравова (53) 620.1.05:531.24 (088.8) (56) 1. Основы балансированной техники. Под редакцией Щепетильникова.

N. "Машиностроение", 1975, т. 1, с. 171-219.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке Н 3262409, кл. Ci 01 М 1/20, 1982 (прототип) . (54)(57) СПОСОБ УРАВНОВЕ111ИВАНИЯ ЗУБЧАТОГО РОТОРА с цапфами в опорах скольжения, заключающийся в том, что определяют эллиптическую траекторию движения цапф и устанавливают на ротор корректирующие грузы, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения эффективности уравновешивания, измеряют гидродинамическое давление в опорах скольжения, определяют направление максимального гидродинамического давления, а места и массы корректирующих грузов выбирают из условия совмещения направления меньшей полуоси эллиптической траектории движения цапфы с @

Ф направлением максимального гидродинамического давления.

1 1121

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для уменьшения вибраций, передаваемых с ротора на корпусные элементы машин и механизмов. 5

Известен способ уравновешивания составных роторов, заключающийся в том, что отдельные элементы ротора устанавливаются на балансировочный станок, измеряют амплитуды и 1О вибрацию опор, по которым определяют место и массу уравновешивающих грузов (1) .

Недостатком данного способа является то, что после сборки ротор 15 становится неуравновешенным из-за действия на него возмущающих сил, обусловленных погрешностями зацепления или дисбалансом соединительных элементов.

Наиболее близким к изобретению является способ уравновешивания зубчатого ротора с цапфами в опорах скольжения, заключающийся в том, что определяют эллиптическую траекторию движения цапф и устанавливают на ротор корректирующие грузы, выбирая массу и место установки из условия уменьшения полуосей эллиптической траектории (2j .

Недостатками известного способа являются невысокие точность и эффективность уравновешивания из-за неточности изготовления геометрической формы цапф соизмеримой с замеряемыЭ

35 ми перемещениями.

Цель изобретения — повышение эффективности уравновешивания.

Цель достигается тем, что соглас- но способу уравновешивания зубчатого 10 ротора с цапфами в опорах скольжения, заключающемуся в том, что опре, деляют эллиптическую траекторию движения цапф и устанавливают на ротор корректирующие грузы, измеряют гидродинамическое давление в опорах скольжения, определяют направление максимального гидродинамического давления, а места и массы корректирующих грузов выбирают иэ условия 50 совмещения направления меньшей полу-, оси эллиптической траектории движения цапфы с направлением максимального гидродинамического давления.

На фиг. 1 представлен зубчатый 55 ротор; на фиг.,2 — расположение датчиков гидродинамического давления в среднем сечении опор скольжения;

591 2 на фиг. 3 — две из возможных эллиптических траекторий движения цапфы при одних и тех же абсолютных пер емещениях.

Способ реализуется следующим образом.

При колебаниях зубчатого ротора

1, вращающегося в опорах 2 и 3 скольжения, с помощью преобразователей 4 перемещений определяют исходную траекторию движения цапф ротора 1. Методом амплитуд и фаз определяют место и массу корректирующих грузов в первом приближении. Одновременно по поканиям датчиков 5 давления регистрируют эпюры гидродинамического давления и фазу направления максимального гидродинамического давления относительно штифта отметчика 6 положения. Затем на ротор в выбранных ппоскостях уравновешивания устанавливают корректирующие грузы первого приближения и опять измеряют амплитуду и фазу вибрации по показаниям датчиков 5, определяют исходную неуравновешенность ротора

1 и массы и места установки корректирующих грузов во втором приближении. Затем корректирующие грузы первого приближения заменяют корректиРующими грузами второго приближения.

I . Для дальнейшего снижения неуравновешенности ротора, характеризуемой показаниями датчиков 5, используя и датчики 5 давления, и преобразователи 4 перемещения, корректирующие грузы второго приближения смещают по фазе до смещения направления меньших полуосей эллиптических траекторий движения цапф с радиальным направлением максимального гидродинамического давления.

Способ основан на том, что сигналы с датчиков гидродинамического давления пропорциональны действующей на опору динамической силе, а фазовый сдвиг меяду давлением и динамической силой не зависит от величины силы.

Предлагаемый способ, предусматривающий оценку динамических сил, передающихся с ротора на опоры по динамическому давлению в масляном клине опор скольжения, позволяет повысить по сравнению с известным способом эффективность уравновешивания в

3-4 раза.

1121591

Составитель М.Хотин

Техред А.Кикемезей Корректор В.Гирняк

Редактор М.Дылын

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул . Проектная, 4

Заказ 7973/34 Тираж 822 Подаисное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5