Канатоведущий барабан

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. КАНАТОВЕДУЩИЙ БАРАБАН по авт. ев, № 936584, отличаю-;щ и и с я тем, что, с целью повьшения долговечности каната путем уменьшения изгибных напряжений, в профильной канавке, образованной нарезкой наделок, установлена футеровка, выполненная в виде бескойечной цепи, состоящей из жестких дуговых звеньев, шарнирно связанных между собой .и выполненных с желобом под канат. 2. Барабан по п.1, отличающийся тем, что длина звеньев цепи больше расстояния между осями смежных наделок.

(19) (11) CQlO3 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТ ИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИХ (51)4 В 66 в р

1ЖОЮЗ@а

q Ij. )Р т..: ц,п-",1„*

1 А

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (61) 936584 (21) 2642701/29-11 (22) 10.07.78 (46) 23.02.89. Бюл. N - 7 (71) Ивано-Франковский институт нефти и газа (72) В.А.Иванов, В.Н.Потураев и P.М .Лешак (53) 621.864(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

В 936584, кл. В 66 D 1/30,05.04.78. (54)(57) 1. КАНАТОВЕДУЩИЙ БАРАБАН по авт.св. В 936584, о т л и ч а ю — .

Изобретение относится к подъемнотранспортному оборудованию, а именно к канатоведущим барабанам, используемым для передачи тягового усилия канату. . По основному авт.св. У 936584 известен барабан, связанные с ним реборды, на которых равномерно по окружности закреплены цилиндрические поворотные наделки, охватываемые витками трения тягового каната. Наделки выполнены с винтовой нарезкой, имеющей такой шаг и направление, при котором. огибающий их канат расположен по винтовой линии. На этом барабане между наделками и витками трения каната размещена футеровочная профильная полоса из фрикционного материала, например в виде резинотросовой ленты. Сопряжение набегаю:щей и сбегающей ветвей оттянуто с

:помощью натяжного устройства. Трение каната о профиль нарезки в этой конструкции исключено. Однако недо-! шийся тем, что, с целью повьппения долговечности каната путем уменьшения изгибных напряжений, в профильной канавке, образованной нарезкой надепок, установлена футеровка, выполненная в виде бескойечной цепи, состоящей из жестких дуговых звеньев, шарнирно связанных между собой .и выполненных с желобом под канат.

2 ° Барабан по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что длина звеньев цепи больше расстояния между осями смежных наделок.

2 статком такой конструкции является то, что футеровочная полоса вследствие недостаточной ее -жесткости не может. придать канату спиральной траектории. Футеровочная полоса лишь частично уменьшает изгибные напряже,ния в канате за счет увеличения радиуса кривизны наделок. Канат в этой конструкции по-прежнему располагается на барабане по ломаной линии, испытывая повьппенные изгибные напряжения, что снижает его долговечность.

Целью настоящего иобретения является повышение долговечности каната путем уменьшения йзгибных напряжений.

Для этого в профильной канавке, образованной нарезкой наделок, установлена футеровка, выполненная в виде бесконечной цепи, состоящей из жестких дуговых звеньев, шарнирно связанных между собой и выполненных с желобом под канат.

1121897

Кроме того, длина звеньев цепи больше расстояния между осями смежных наделок.

На чертеже представлен канатоведущий барабан, общий вид.

Барабан состоит из двух реборд

1 и 2, закрепленных на валу 3. Вал

3 опирается на подшипники, размещенные в корпусах 4 и 5, и присоединяет=10 ся к приводу 6 с помощью муфты 7.

Между ребордами 1 и 2 равномерно по окружности расположены цилиндрические наделки 8 с винтовой нарезкой.

Наделки 8 охвачены футеровкой, выполненной в виде бесконечной цепи, состоящей из жестких стальных дуговых звеньев 9 с желобообразным профилем. Звенья 9 соединены между собой при помощи шарниров 10. Сопряжение набегающей и сбегающей ветвей цепи в виде петли оттянуто с помощью ролика 11 и скобы 12 усилием Q посредством натяжного устройства. В желобообразном профиле звеньев 9 цепи 25 размещены витки трения каната 13."-Винтовая нарезка наделок имеет одинаковое направление и шаг с вин-.— товой траекторией, которую описывает канат вместе с футеровкой. На 0 всех наделках 8 на одном из концов установлены шестерни 14, причем шестерни четных наделок размещены по числу зубьев солнечных шастерен 15 и 16 °

Канатоведущий барабан работает следующим образом.

Перед началом работы на рабочую опорную поверхность барабана, состоящую из равномерно расположенных по окружности реборд 1 и 2 наделок 8 с

40 винтовой нарезкой, наматывают футеровку, выполненную в виде отрезка цепи, состоящей из жестких дуговых звеньев 9, соединенных между собой при помощи шарниров 10. Набегающую ,45 и сбегающую ветви этой цепи,соеди» няют посредством тех же шарниров 10.

;а образовавшуюся петлю оттягивают с .помощью ролика 1t и скобы.t2, усилием Я, создаваемым натяжным устройст .ством известной конструкции. В желобообраэный профиль, звеньев 9 футеровочной цепи укладывают витки трения каната 13.

При вращении вала 3 вращаются реборды 1 и 2 вместе с установленными в них наделками с винтовой нарезкой. При этом установленные на концах наделок шестерни 14, имеющие равное число зубьев с неподвижными солнечными шестернями 13 и 16,зацеп- ляются с последними, в результате чего при вращении барабана с ребордами 1 и 2 наделки 8 с винтовой нарезкой вращаются вокруг собственных осей с частотой вращения, равной частоте вращения реборд 1 и 2. В процессе вращения барабана и укладки витков, трения футеровочной цепи (с уложенными в нее витками трения каната) в нарезку наделок витки трения смещаются по оси барабана в одном направлении, а при повороте наделок вокруг собственных осей происходит смещение витков трения футеровочной цепи на ту же величину в противоположном направлении. В результате витки трения футеровочной цепи (вместе с уложенными в нее витками трения смещены с одной стороны барабана, а шестерни нечетных наделок — с другой стороны барабана.

Шестерни 14 четных и нечетных наделок находятся в зацеплении с центральными неподвижными солнечными шестернями 15 и 16, установленными и закрепленными в корпусах 4 и 5.

Число зубьев. каждой шестерни 14 рав-. но трению каната и занимают на наделках постоянное положение. Этим обеспечивается нормальная работа ба» рабана. Дуговые жесткие звенья 9 футеровочной цепи при охвате наделок

8 образуют сплошной спиральный ручей желоообразного профиля, в котором. располагаются витки трения каната

13, не испытывая при этом дополнительных изгибных напряжений, зависящих от диаметра наделок и их количества.

Длина звеньев 9 футеровочной цепи больше, чем расстояние между осями соседних наделок 8, поэтому каж-. дое звено 9 футеровочной цепи при наматывании ее на барабан в любой момент времени не теряет, опоры с на-делками, что повышает жесткость цепи и улучшает условия ее работы, 1121897

Составитель К.Фотнна

Редактор Н.Снльнягина Техред М.Ходанич

Корректор С.Шекмар

Заказ 749 - Тираж 625 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина,101