Устройство для рулевого управления с гидростатическим сервоприводом

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ С ГИДРОСТАТИЧЕСКИМ СЕРВОПРИВОДОМ , в частности, для транспортных средств, содержащее шестеренный насос, имею11ий соединенное с корпусом зубчатое колесо с внутренним зацеплением и установленную в нем шестерню с внешним зацеплением, имеющую на один зуб меньше, чем зубчатое колесо, и соединенную с приводным валом через шарнирную муфту с боковым люфтом, поворотный золотник , размещенный в корпусе с возможностью осевого перемещения и взаимодействия с приводным валом, причем между приводным валом и сое .диненным с зубчатым колесом с внешним зацеплением шярнирным валом расположен упругий элемент, выполненный в виде двух изогнутых плоских пружин, сопряженных между собой выпуклыми сторонами, установленных между прижимными пластинами с предварительным натяжением в прорезях приводного вала и пружинодержателя, g связанного с шарнирным валом, отличающееся тем, что, с О) целью повышения срока службы и точности центрирования золотника, в приводном валу со стороны золотника вьтолнена цилиндрическая полость, в которой размещен пружинодержатель, упругий элемент расположен вдоль оси золотника, а концы изогнутых плоских пружин со стороны прижимных пластин ю ю ю закруглены.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

3 (50

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3339300/25-06 (22) 30.09.81 (3 1) 303 7660. 4 (3? ) 04. 10. 80 (33) фРГ

{46) 30. 10.84. Вюл . >" 40 (72) Карл Хайнц Либерт, Рольф Фассбендер и Вернер Тишер (ФРГ) (71) Цан радфабрик Фридрихсхафен.

AI (ФРГ)

{ 53) 6? 1. 2 5 (088. 8) (56) 1. Патент ФРГ - 1751979, кл. F 15 В 9/(8, опублик. 1973.

2. Патент АРГ (- 2814230, кл. В 62 D 5/06, опублик. 1980. (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РУЛЕВОГО

УПРАВЛЕНИЯ 0 ГИДРОСТАТИЧЕСКИМ СЕРВ0ПРИВОДОМ, в частности, для транспортных средств, содержащее шестеренный насос, имеюг(ий соединенное с корпусом зубчатое колесо с внутренним зацеплением и установленную в нем шестерню с внешним зацеплением, имеющую на один зуб меньше, чем зубчатое колесо, и соединенную с

„„SU„„ 222i5 А приводным валом через шарнирную муфту с боковым JII0ATQMt поворотный 30JloT ник, размещенный в корпусе с возможностью осевого перемещения и взаимодействия с приводным валом, причем между приводным валом и сое.диненным с зубчатым колесом с внешним зацеплением шарнирным вг(лом расположен упругий элемент, выполненный в виде двух изогнутых плоских пружин, сопряженных между собой выпуклыми сторонами, установленных между прижимными пластинами с предварительным натяжением в прорезях приводного вала и пружинодержателя, связанного с шарнирным валом, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения срока службы и точности центрирования золотника, в приводном валу со стороны золотника выполнена цилиндрическая полость, в которой размещен пружинодержатель, упругий элемент расположен вдоль оси золотника, а концы изогнутых плоских пружин со стороны прижимных пластин закруглены.

1 11222

Изобретение относится к области гидростатического привода и может быть использовано, например, в транспортном машиностроении.

Известно устройство для рулевого

1 управления с гидростатическим сервоприводом, содержащее распределитель-: ный золотник, осевое перемещение которого осуществляется через винтовую пару с крутой резьбой. 1О

Возврат распределительного золотника в свое нейтральное положение осуществляется с помоцью. торсионного стержня, который соединен с одной стороны с ведущим валом и с другой стороны с шарнирным валом, соединенным с ротором ручного насоса. Этим достигается то, что усилие возврата торсионного стержня действует только между ведущим валом и шарнирным gg валом, а на распределительный золотник усилие не действует (1 ).

Однако торсионная пружина в нейтральном положении распределительного золотника полностью ослаблена, поэтому отсутствует остаточная .центрирующая сила, которая центрирует распределительный золотник в его нейтральном положении для преодоления сил,трения или ускорений, вызванных сотрясениями от дороги.

Известно также устройство для рулевого управления с гидрос гатическим сервоприводом, в частности, для транспортных средств, содержацее шестеренный насос, имеющий соединенное с корпусом зубчатое колесо с внутрен/ ним зацеплением и установленную в нем шестерню с внешним зацеплением, 1 имеюцую на один зуб меньше, чем зубчатое колесо, и соединенную с приводным валом через шарнирную муфту с боковым люфтом, поворотный золотнИК, размеценный в корпусе с возможностью осевого перемещения и взаимодействия с приводным валом, причем между приводным валом и соединенным с зубчатым колесом с внешним зацеплением шарнирным валом расположен упругий элемент, выполненный в виде двух изогнутых плоских пружин, Оопряженных 11 между собой выпуклыми сторонами, установленных между прижимными пластинами с предварительным натяжением в прорезях приводного вала и пружино- держателя, связанного с шарнирным валом (2 1.

При этой компоновке радиально установленные изогнутые пластинчатые

15 2 ружины на обоих концах опираются своими острыми кромками па обе прижимные пластины. Вследствие относительного изменения длины пластиичатых пружин при работе управления имеет место сильное трение концов пружин о прижимные пластины. Следствием этого является больной гистерезис характеристики пружины при прогибе и выгибе пружины. Из--за радиальной установки пластинчатых пружин их длина прогиба с уч том ограниченного диаметра элементов вращающегося золотника ограничена. За счет опоры пластинчатых пружин через прижимные пластины в канавки распределителя его элементы нагружены полным усилием возврата пластинчатых пружин. Большие действующие на элементы распределителя силы могут привести к де-:— формации этих деталей. Следствием этого является повышенный износ и1. ограниченный срок службы.

Цель изобретения — повышение срока службы и точности центрирования золотника.

Поставленная цель достигается тем„ что в устройстве для рулевого управления с гидростатическим сервоприводом, в частности, для транспортных средств, содержац1ем шестеренный насос, имеюций соединенное с корпу— сом зубчатое колесо с внутренним зацеплением и установленную в нем шес— теряю с внешним зацеплением, имеющую на один зуб меньше, чем зубчатое ко— лесо, и соединенную с приводным валом через шарнирную муфту с бокoBbIM люфтом, поворотный золотник, размещенный в корпусе с возможностью осевого перемещения и взаимодействия с приводным валом, причем между приводным валом и соединенным с зубчатым колесом с внешним зацеплением шарнирным валом расположен упругий элемент, выполненньп» B виде двух изогнутых плос— ких пружин, сопряженных между собой выпуклыми сторонами, установленных между прижимными пластинами с предварительным натяжением в прорезях приводного вала и пружинодержателя, связанного с шарнирным валом., в приводном валу со стороны золотника выполнена цилиндрическая полость, в которой размещен пружинодержатель, упругий элемент расположен вдоль оси зОЛОтникар а кОнцы изогнутых плоских пружин со стороны прижимных пластин закруглены.

1122215

На фиг. 1 приведено устройство для рулевого управления, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1, при нейтральном положении золотника; на фиг. 3 — то же, при сжатом упругом элементе; на фиг. 4— упругий элемент в увеличенном масштабе на фиг. 5 — то же, вид в плане.

Устройства для рулевого управления с гидростатическим сервоприводом со- 1О держит шесгеренный насос 1, имеющий соединенное с корпусом 2 зубчатое колесо 3 с внутренним зацеплением и установленную в нем шестерню 4 с внешним зацеплением, имеющую на один зуб меньше, чем зубчатое колесо 3„ и соединенную с приводным валом 5 через шарнирную муфту 6 с боковым люфтом, поворотный золотник 7, размещенный в корпусе 2 с возможностью осевого перемещения и взаимодействия с приводным валом 5, причем между приводным валом 5 и соединен-. ным с зубчатым колесом 3 с внешним зацеплением шарнирным валом 8 распо- 25 ложен упругий элемент 9, выполненный в виде двух изогнутых плоских пружин 10, сопряженных между собой выпуклыми сторонами 11, установленных между прижимными пластинами 12

1 с предварительным натяжением в прорезях 13 и 14 приводного вала 5 и пружинодержателя 15, связанного с шарнирным валом 8.

В приводном валу 5 со стороны золотника 7 выполнена цилиндричес35 кая полость 16, в которой размещен пружинодержатель 15, упругий элемент

9 расположен вдоль оси золотника 7, а концы 17 изогнутых плоских пружин

10 со стороны прижимных пластин 12 закруглены.

Корпус 2, крышки 18 и 19, колесо

3 и промежуточное кольцо 20 скреплены болтами 21. Вытеснительные ячейфЯ ки 22 шестеренного насоса.1 продольными каналами 23 и наклонными канаЯ лами 24 и 25 сообщены с внутренней поверхностью 26 корпуса 2. На золотнике 7. связанном с приводным валом 5 через крутую резьбу 27, выполнены две системы канавок 28 и 29 для сообщения наклонных каналов 24 и 25 с рабочими полостями 30 и 31 гидроцилиндра 32 и канавки 33 и 34 для сообщения этих полостей с баком 35.

Устройство для рулевого управления работает следующим образом.

Поворот приводного вала. 5 посредством крутой резьбы 27 вызывает осевое перемещение золотника 7, обеспечивающее сообщение одной из систем канавок 28 или 29 через наклонные каналы 24 или 25 и продольные каналы 3 с вытеснительными ячейками 22 шестеренного насоса 1, Для создания насосом 1 расхода управления гидроцилиндром 32 необходимо угловое смещение приводного вала 5 относительно шестерни 4, возможность которого обеспечивается наличием упругого элемента 9.

Юсевое расположение плоских пружин 10 и прижимных пластин 12 обеспечивает увеличение длины прогиба плоских пружин 10, чтб снижает их жесткость по сравнению с пружинами известного устройства и при одинаковом центрирующем усилии нейтрального положения золотника 7 позволяет развить ,меньшее усилие во время углового смещения приводного вала относительно шестерни,4.

Укаэанное обстоятельство, а также закругление концов 17 плоских пружин 10 со стороны прижимных пластин 1,2 обеспечивает уменьшение сил трения в упругом элементе 9, и, как следствие, повышение срака службы, .а также точности центрирования золотника 7 за счет уменьшения гистере.зиса.!

122215

1122215

ll222l5

17

Составитель В.Штыков

Редактор А.Гулько ТехредЛКоцюбняк Корректор 0,Тигор

Заказ 8007/45 . Тираж 625 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4