Механизм перемещения каретки
Иллюстрации
Показать всеРеферат
МЕХАНИЗМ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КАРЕТКИ, содержащий неподвижный корпус , установленную в корпусе дифференциальную пару винт-гайка, связанную с кареткой, и размещенные на винте подвижную муфту с приводом ее перемещения и маховик, отличающийся тем, что, с целью повышения точности перемещения каретки и надежности механизма в работе путем исключения возможности неконтролируемого относительного перемещения винта и гайки, механизм снабжен цанговым зажимом , взаимодействующим с винтом и гайкой , а муфта выполнена составной, одна часть которой выполнена с наружной конусной поверхностью, взаимодействующей с конусной поверхностью, выполненной в неподвижном корпусе, а другая - с внутренней конусной поверхностью, взаимодействующей с цангой, причем винт оснащен дополнительной резьбовой поверхностью, взаимодействующей с резьбовой поверхностью, выполненной в каретке.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК зарю В 23 500!
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPGHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ яz s и в и
ГОСУДАРСТЯЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3636768/25-08 (22) 22.08.83 (46) 07.11.84. Бюл. ¹ 41 (72) А. С. Щекин (71) Научно-производственное объединение «Автограф> (53) 621.941.2 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 856602, кл. В 23 Q 5/00, 1981. (54) (57) МЕХАНИЗМ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ
КАРЕТКИ, содержащий неподвижный корпус, установленную в корпусе дифференциальную пару винт-гайка, связанную с кареткой, и размещенные на винте подвижную муфту с приводом ее перемещения и
„„SU„„1122472 A маховик, отличающийся тем, что, с целью повышения точности перемещения каретки и надежности механизма в. работе путем исключения возможности неконтролируемого относительного перемещения винта и гайки, механизм снабжен цанговым зажимом, взаимодействующим с винтом и гайкой, а муфта выполнена составной, одна часть которой выполнена с наружной конусной поверхностью, взаимодействующей с конусной поверхностью, выполненной в неподвижном корпусе, а другая — с внутренней конусной поверхностью, взаимодействующей с цангой, причем винт оснащен дополнительной резьбовой поверхностью, взаимодействующей с резьбовой поверхностью, выполненной в каретке.
1122472
Изооретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для быстрого и замедленного перемещения исполнительного органа.
Известен механизм перемещения каретки, содержащий неподвижный корпус, установленную в корпусе дифференциальную пару винт-гайка, связанную с кареткой, и размещенные на винте подвижную муфту с приводом ее перемещения и маховик 11).
Недостатком известного механизма является малая точность перемещения исполнительного органа, определяемая не только точностью исполнения элементов механизма, но и их взаимным расположением. Например, при нахождении соединительного элемента (муфты) в промежуточном положении, в процессе переключения с одного режима работы на другой возможно относительное прокручивание винтов, а также прокручивание наружного винта в гайке, что приведет к неконтролируемой величине перемещения каретки. Недостатками также являются ступенчатость переключения муфты и отстутствие фиксации механизма после регулировки.
Цель изобретения — повышение точности перемещения и каретки и надежности механизма в работе путем исключения возможности неконтролируемого относительного перемещения винта и гайки.
С этой целью в механизме перемещения каретки, содержащем неподвижный корпус, установленную в корпусе дифференциальную пару винт-гайка, связанную с кареткой, и размещенные на винте подвижную муфту с приводом ее перемещения и маховик, механизм снабжен цанговым зажимом, взаимодействующим с винтом и гайкой, а муфта выполнена составной, одна часть которой выполнена с наружной конусной поверхностью, взаимодействующей с конусной поверхностью, выполненной в неподвижном корпусе, а другая — с внутренней конусной поверхностью, взаимодействующей с цангой, причем винт оснащен дополнительной резьбовой поверхностью, взаимодействующей с резьбовой поверхностью, выполненной в каретке.
На чертеже представлен предлагаемый механизм, продольный разрез.
Механизм перемещения содержит винт 1 с двумя резьбовыми поверхностями А и Б, гайку 2, расположенную на резьбовой поверхности А винта 1 и свободно, с возможностью вращения, установленную в корпусе
3 и ограниченную от осевого перемещения жестко закрепленной к корпусу 3 крышкой 4 каретку 5, связанную с винтом 1 резьбой по поверхности Б.
Винт 1 охватывает цанга 6, неподвижно закрепленная в гайке 2 и охватываемая полумуфтой 7, которая имеет возможность осевого перемещения и взаимодействует
50 через пружину 8 с установленной на гайке 2 с возможностью осевого перемещения и ограниченной от углового перемещения относительно гайки 2 шпонкой 9 и контактирующей конической поверхностью с корпусом 3 полумуфтой 10, на которой установлен упорный подшипник 1! .
На винте 1 жестко закреплен маховик 12 и лимб 13, имеющий возможность осевого перемещения и ограниченный от углового смещения относительно винта 1 шпонкой 14, а также постоянно контактируемый с крышкой 4 посредством жестко закрепленного в нем м агн ита 15.
Вилка 16 установлена в корпусе 3 и имеет три фиксированных положения (не показано). Механизм перемещения изображен с промежуточным положением вилки 16.
При этом пружина 8 воздействует на полумуфты 7 и 10 и распирает их, в свою очередь полумуфта 10, упираясь в коническую поверхность корпуса 3, посредством шпонки 9 исключает возможность поворота гайки
2 в корпусе 3, а полумуфта 7, сжимая конической поверхностью цангу 6, застопаривает винт 1. Вращение винта 1 и гайки 2 исключается.
При переключении вилки 16 в правое фиксированное положение, она поверхностью Г воздействует через упорный подшипник 11 на полумуфту 10 и сдвигает ее вправо, отрывая коническую поверхность от корпуса 3.
При этом винт 1 остается зажатым цангой 6, жестко закрепленной в гайке 2, получившей возможность вращения в корпусе 3. При вращении маховика 12 за один оборот винта 1 совместно с цангой 6, полумуфтой 10, гайкой 2 каретка 5 получает перемещение, ра вное шагу резьбовой поверхности Б винта 1.
Механизм перемещения работает в режиме обычной резьбовой передачи.
Для переключения механизма перемещения в дифференциальный режим необходимо вилку 16 переключить в левое фиксированное положение. В процессе переключения вилка 16 отрывается поверхностью
Г от упорного подшипника 11, освобождая полумуфту 10, которая под действием пружины 8 конической поверхностью упирается в коническую поверхность корпуса 3, фиксируя гайку 2 от углового перемещения, и только после фиксации гайки 2 в процессе дальнейшего перемещения вилки 16 влево путем нажатия поверхностью В на полумуфту 7 и сдвига ее происходит разжатие цанги 6. При вращении маховика 12 за один оборот винта 1 происходит перемещение каретки 5, равное разности шагов резьб по55. верхности А и Б винта 1.
Величина перемещения каретки 5 как при работе в режиме обычной резьбовой передачи, так и в дифференциальном режи1122472
Составитель Е. Щеславская
Техред И. Верес Корректор М. Леонтюк тираж 766 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП <Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор Н. Бобкова
Заказ 7803/12 ме считывается по лимбу 13, имеющему на конической поверхности деления. Таким образом, при переключении механизма из одного режима в другой в промежуточном положении вилки 16 обязательно оказываются включенными обе полумуфты, а отключение полумуфты предыдущего режима происходит только после включения полумуфты нового режима, что исключает неконтролируемое перемещение каретки 5 и повышает надежность работы механизма перемещения.
Изобретение позволяет значительно облегчить обслуживание различного оборудования, а также повысить точность и надежность работы.