Сцепное устройство двухосного сочлененного транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ДВУХОСНОГО СОЧЛЕНЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее смонтированную на одной полураме транспортного средства с возможностью поворота в горизонтальной плоскости ось, на которой установлена поворотно втулка , связанная через захватное устройство с другой полурамой транспортного средства, отличающеес я тем, что, с целью ускорения операций сцепки и расцепки, оно снабжено подвижной рамкой, обхватывающей втулку и подпружиненной относительно нее, П-образным рычагом, шарнирно соединенным своими концами с втулкой, ветвями - с рамкой, а основанием - с силовым цилиндром, смонтированным шарнирно на втулке со стороны упругих элементов, подпружинивающих рамку, при этом захватное устройство выполнено в виде двуплечих рычагов, шарнирно смонтированных на другой полураме транспортного средства, одни которого связаны со втулкой с возможностью фиксации относительно нее и пружинами растяжения - с другой полурамой транспортного средства, а другие концы - с торцовой поверхностью оси.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
HUH
ЕЕСПУБЛИН
3щ) В 60 В 1 00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОНИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАН ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТ14 1
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
27 2
Фю.1 (21) 3572918/27-11 (22) 01.03.83 (46) 07.11.84. Бюл. Р 41 (72) Ю.Ф.Олефиренко, Ю.Н.Лавриненко, В.Н Афонин, А.А.Локтионов и П.В.Фесенко (71) Головное специализированное проектно-конструкторско-технологическое бюро промышленного транспорта (53) 629.114.3 (088.8) (56) 1, Авторское свидетельство СССР
Я- 831655, кл. В 60 Э, 1/00, 04.07.79 (прототип) . (54) (57) СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ДВУХОСНОГО СОЧЛЕНЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА, содержащее смонтированную на одной полураме транспортного средства с возможностью поворота в горизонтальной плоскости ось, на которой установлена поворотно втулка, связанная через захватное устройство с другой полурамой транспорт.Я0„„1122524 А ного средства, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью ускорения операций сцепки и расцепки, оно снабжено подвижной рамкой, обхватывающей втулку и подпружиненной относительно нее, П-образным рычагом, шарнирно соединенным своими концами с втулкой, ветвями — с рамкой, а основанием — с силовым цилиндром, смонтированным шарнирно на втулке со стороны упругих элементов, подпружинивающих рамку, при этом захватное устройство выполнено в виде двуплечих рычагов, шарнирно смонтированньж на другой полураме транспортного средства, одни концы которого связаны со втулкой с возможностью фиксации относительно нее и пружинами растяжения — с другой полурамой транспортного средства, а другие концы — с торцовой поверхностью оси.
1122524
Изобретение относится к транспортному манмностроению, в частности к тягово-сцепным устроиствам транспортных средств.
Известно сцепное устройство 5 двухосного сочлененного транспортного средства, содержащее смонтированную на одной полураме транспортного средства с возможностью поворота в горизонтальной плоскости ось, to на котерой установлена поворотно втулка, связанная через захватное устройство с другой полурамой транспортного средства 1).
Недостатками этого устройства яв- 15 ляются трудоемкость и длительное время сцепления и расцепления тягача с полуприцепом, что снижает эффективность использования транспортного средства при частых заменах 2,1 полуприцепов.
Цель изобретения — ускорение операций сценки и расцепки полурам двухосного сочлененного транспортного средства. 25
Поставленная цель достигается тем, что сцепное устройство двухосного сочлененного транспортного средства, содержащее смонтированную на одной полураме транспортного средства с возможностью поворота в горизонтальной плоскости ось, на которой установлена поворотно втулка, связанная через захватное устройство с другой полурамой транспортного средст.—
35 ва снабжено подвижной рамкой, обхватывающей втулку и подпружиненной относительно нее, Il-образным рычагом, шарнирно соединенным своими концами с втулкой ветвями — с рамкой, а осУ
40 нованием — с силовым цилиндром, смонтированным шарнирно на втулке со стороны упругих элементов, подпружинивающих рамку, при этом захватное устройство выполнено в виде двупле45 чих рычагов, шарнирно смонтированных на другой полураме транспортного средства, одни концы которого связаны со втулкой с возможностью фиксации относительно нее и одновременно пру50 жинами растяжения — с другой полурамой транспортного средства, а другие концы — с торцовой поверхностью упомянутой оси.
На фиг. 1 изображено сцепное устройство, вид сбоку; на фиг. 2 — то
55 же, вид сверху; на фиг. 3 — сечение
А-Л на фиг. 2; на фиг. 4 — узел I на *иг. 2.,Сцепное устройство соединяет полураму 1 с полурамой 2 шарнирным узлом, выполненным в виде вертикального и горизонтального шарниров. Вертикальный шарнир образован жестко связанными с полурамой f проупынами 3, соединительным пальцем 4 и проушинами 5 °
Горизонтальный шарнир образован осью
6, подшипниками 7 скольжения и втулкой 8, боковая поверхность которой выполнена вогнутой„ например в форме швеллера. Втулка 8 удерживается на оси горизонтального шарнира с помощью крышки 9 и винтов 10. Для компенсации зазора между проушинами вертикального шарнира установлены опорные шайбы 11.
Поворот попурам одна относительно другой осуществляется гидроцилиндрами
12 вокруг пальца 4. На полураме 2 в проушинах 13 установлены двуплечие рычаги 14, закрепленные в указанных проушинах с помощью пальцев 15. Для приведения рычагов 14 в исходное положение установлены пружины 16 растяжения, закрепленные одним концом на полураме 2, а вторым — на наружной поверхности рычагов 14. Кроме того, для взаимодействия с крышкой 9 рычаги 14 снабжены вьктупамн 17. В передней части рычагов 14 выполнены пазы,, в которых на осях 18 установлены фиксаторы 19, поджимаемые упругими элементами 20.
На боковой поверхности втулки 8 установлены упоры 21, в которых выполнены пазы для захода фиксаторов.
На втулке 8 с зазором установлена подвижная рамка 22, в которой установлены зажимы 23, необходимые для запирания фиксаторов 19 и зажатия рычагов 14. Передвижение рамки 22 производится посредством силового цилиндра 24, закрепленного одним концом на втулке 8, а вторым концом связанного с основанием П-образного рычага 25, который ветвями шарнирно соединен с подвижной рамкой 22, а .. концами шарнирно закреплен в кронштейнах 26 с помощью пальца 27.
Сцепное устройство работает следующим образом.
Дпя сцепления полурам водитель через гидросистему тягача воздействует на силовой цилиндр 24. При этом рамка 22 с зажимами 23 перемещается влево, фиксаторы 19 под действием упругих элементов 20 выходят иэ упоров 21, а рычаги 14 пово1122524 4 запирают фиксаторы 19 в пазах упоров 21 и происходит зажатие рычагов
14 зажимами 23.
3 рачиваются в исходное положение под действием пружин 16 растяжения.
Для сцепления полурам крышкой 9 воздействуют на выступы 17 рычагов
14. При этом захваты поворачиваются и охватывают боковые поверхности втулки 8. Затем воздействуют на силовой цилиндр 24, который перемещает рамку 22 вправо, при этом зажимы 23
Использование предлагаемого изобретения позволяет ускорить операции сцепки и расцепки полурам двухосного сочлененного транспортного, средства.
1122524
2Х 18
Составитель В.Прохоренков
Текред Л. Коцюбияк Корректор А.Зимокосов
Редактор Н.Яцола
Филиал ППН "11атент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 808!/14 Тираж 656 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5