Устройство для вентиляции кабины транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЕНТИЛЯЦИИ КАБИНЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, имеющего двигатель внутреннего сгорания, содержащее турбину, связанную с источником сжатой среды, установленный соосно турбине центробежный компрессор с входным диффузором и спиральным корпусом,- распределительный блок с теплообменником, установленный в кабине , и ротационный пылеотделитель, имеющий цилиндрическую перфорированную поверхность, и открытую торцовые поверхности, турбину с сопловым аппаратом для привода пылеотделителя и выходной патрубок, размещенный со стороны открытой торцовой поверхности пылеотделителя, о т л и чающе еся тем, что, с целью повышения эффективности вентиляции воздуха в кабине транспортного средства , распределительньй блок соединен со спиральным корпусом центробежного компрессора, а выходной патрубок пылеотделителя выполнен за одно целое с сопловым аппаратом и соединен с входным диффузором центробежного компрессора . 2. Устройство по п.1, о т л и ч а (Л ю щ е е с я тем, что внутри распределительного блока на входе в теплообменник установлены логугточные завихрители . 1C со СХ) со

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

РЕСПУБЛИК

Зад В 60 Н 1 24

" а » - *

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3522240/27-11 (22) 13.12.82 (46) 15.11.84. Бюл. Ф 42 (72) В.П. Хохряков (71) Азово-Черноморский институт механизации сельского хозяйства (53) 629.113.06:628.83(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Ф 850414, кл, В 60 Н 1/24, .1979. (54) (57) 1 . УСТРОЙСТВО ДПЯ ВЕНТИЛЯЦИИ

КАБИНЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, имеющего двигатель внутреннего сгорания, содержащее турбину, связанную с источником сжатой среды, установленный соосно турбине центробежный компрессор с входным диффузором и спиральным корпусом, распределительный блок с теплообменником, установленный B кабине, и ротационный пылеотделитель, имеющий цилиндрическую перфориро„„SU„„1123897 А ванную поверхность, закрытую и открытую торцовые поверхности, турбину с сопловым аппаратом для привода пылеотделителя и выходной патрубок, размещенный со стороны открытой торцовой поверхности пылеотделителя, о т л ич ающе е с я тем, что, с целью повышения эффективности вентиляции воздуха в кабине транспортного средства, распределительный блок соединен со спиральным корпусом центробежного компрессора, а выходной патрубок пылеотделителя выполнен за одно целое с сопловым аппаратом и соединен с входным диффузором центробежного компрессора.

О е

2. Устройство по п.1, о т л и ч а. ю щ е е с я тем, что внутри распределительного блока на входе в теплообменник установлены лощьточные завихрители.

Ф \

1 11238

Изобретение относится к системам кондиционирования воздуха и, в част, ности, к устройствам для обработки и распределения воздуха в кабинах транспортных машин имеющих двига1

5 тель внутреннего сгорания с турбонадпувом, например, в кабинах тракторов, грузовых автомобилей, строительнодорожных машин.

Наиболее близким к изобретению 10 техническим решением является устройство.для вентиляции кабины транспортного средства, содержащее турбину, связанную с источником сжатой среды, установленный соосно турбине центробежный компрессор с входным диффузором и спиральным корпусом, распре" . делительный блок с теплообменником, установленный в кабине, и ротационный пылеотдел тель, име щий ци индричес- 20 кую перфорированную поверхность, закрытую и открытую торцовые поверхности, турбину с сопловым аппаратом для привода пылеотделителя и выходной патрубок, размещенный со стороны открытой торцовой поверхности пылеот делителя (1) .

Недостатком известного устройства является дополнительный дисбаланс блока турбонаддува при установке

30 ротора пылеотделителя соосно с центральным компрессором. Кроме того, в известном устройстве воздух, подаваемытт в распределительный блок с большим давлением, имеет значительную скорость. Для преобразования ди- З5 намического давления в статическое и для снижения скорости потока требуется установка длинного диффузора, что увеличивает габариты и массу устройства.

Цель изобретения — повышение эффективности вентиляции воздуха в кабине транспортного средства.

Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для вентиляции 4 кабины транспортного средства, имеющего двигатель внутреннего сгорания, содержащем турбину, связанную с источником сжатой среды, установленный соосно турбине центробежный компрес- 50 сор с входным диффуэором и спиральным корпусом, распределительный блок с теплообменником, установленный в кабине, и ротационный пьшеотдели,тель, имеющий цилиндрическую перфори-5 рованную поверхность, закрытую и открытую торцовые поверхности, турбину с сопловым аппаратом для привода пыле97 2 отделителя и выходной патрубок,раз,мещенный со стороны открытой торцовой поверхности пылеотделителя распрел

Э делительный блоы соединен со спиральным корпусом центробежного компрессора, а выходной патрубок пылеотделн; теля выполнен эа одно целое с сопловым аппаратом и соединен с входным диффуэором центробежного компрессора.

В устройстве внутри распределительного блока на входе в теплообменник установлены лопаточные эавихрители.

На фиг. 1 показано устройство, общий вид; на фиг. 2 - ротационного пылеотделителя, общий вид; на фиг.3 — - разрез А-А на фиг. 2;,на фиг. 4— распределительный блок, общий вид.

Устройство содержит блок 1 турбонаддува, установленный на двигателе

2 внутреннего сгорания в силовом отделении 3 транспортного средства.

Блок 1 турбонаддува содержит центростремительную турбину 4 и центробежный компрессор 5, установленный соосно с турбиной 4. Компрессор имеет входной диффузор 6 и спиральный корпус 7. Входной диффузор 6 патрубком 8 соединен с ротационным пылеотделителем 9. Спиральный корпус 7 соединен с воздухораспределителем 10 двигателя 2 внутреннего сгорания и с распределительным блоком 11 — воздуховодом 12. Турбина имеет спиральный корпус 13, соединенный с выхлопным коллектором 14 двигателя 2. Выход иэ турбины 4 соединен с выхлопным патрубком 15 .

Ротационный пылеотделитель 9 установлен снаружи силового отделения. и содержит выходной патрубок 16, с которым соединен сопловой аппарат 17 охватывамиций наружную поверхность турбины 18. Турбина закреплена на закрытой торцовой поверхности 19 ротора пылеотделителя. Ротор имеет цилиндрическую перфорированную поверхность

20, соединенную с торцовой поверхностью 19. Наружную поверхность перфорации ротора охватывают неподвижные кольца 21, скрепленные штифтами 22 с фланцем выходного патрубка 16 и корпусом подшипникового узла 23. В подшипниковый узел входит корпус 24, крышка 25 и подшипники 26. В подшипниках 26 установлена ось 27, на которой закреплена турбина 18 °

Турбина содержит лопатки 28. Сопловой аппарат 17 содержит наклонные прямолинейные лопатки 29, образующие з 1123 на входе в лопатки турбины 18 ряд сопел для ускорения потока воздуха. Цилиндрическая перфорированная поверхность 20 ротора содержит каналы 30 в виде продольных прорезей на цилинд5 рической поверхности.

Распределительный блок 11 установлен в кабине и содержит теплообменник 31, лопаточные завихрители 32, установленные в диффузоре 33 на входе в теплообменник 31.

Устройство работает следующим образом.

При работе двигателя 2 внутреннего сгорания выхлопные газы через кол- 15 лектор 14 и спиральный корпус 13 поступают на лопатки турбины 4, приводя ее во вращение. Турбина передает вращение рабочему колесу центробежного компрессора 5. Воздух через ротационный пылеотделитель 9 и патрубок 8 всасывается компрессором и нагнетает ся в воздухораспределитель 10 двигателя 2 и в распределительный блок

11 системы кондиционирования воздуха кабины. При всасывании воздуха через пылеотделитель 9 приводится во вращение турбина !8, которая передает вращение цилиндрической перфорированной поверхности 20 ротора. При вра.

30 щении поверхности 20 образуется поле центробежных сил, которое отбрасывает частицы пыли и препятствует их проходу внутрь ротора. Очищенный воздух поступает в каналы соплового аппарата 17. Струя потока из каналов соплового аппарата поступает иа лопатки турбины 18 и приводит ее во вращение.

897 4

Очищенный воздух центробежным компрессором 5 нагнетается в воэдухораспределитель 10 и распределительный блок 11. Воздух в распределительном блоке поступает в диффуэор 33 и, проходя через лопаточные завихрители 32, приобретает такгенциальную составляющую скорости, за счет чего поток на выходе из завихрителей резко расширяется и равномерно заполняет все активное сечение теплообменника

31. Воздух, обработанный в теплообменнике, поступает в кабину.

Использование ротационного пылеотделителя с приводом от турбины позволяет обеспечить эффективное пылеулавливание на больших производительностях без изменения характеристики пылеотделителя и снизить аэродинамическое сопротивление на входе в центробежный компрессор, что улучшает характеристику компрессора. При повышении характеристики компрессора появляется воэможность часть воздуха подать в систему кондиционирования кабины, минуя воздухозаборник двигателя. Установка в распре. делительном блоке лопаточных завихрителей позволяет равномерно распределить воздух по активному сечению теплообменника и обеспечить высокую турбулизацию потока, что повышает коэффициент теплопередачи теплообмен-. ника на 15-20Х.

Устройство просто по конструкции и обладает высокой надежностью в эксплуатации.

1123897

)!23897

Фиг. 3

1) 23897

Составитель Ю. Барышников

Редактор М. Товтин Техред T,фанта Корректор M. Максимишинец

Заказ 8188/18 Тираж 656 . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4