Многоступенчатая раздаточная коробка для транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА , содержащая установленные в корпусе ведущий вал с двумя закрепленными на нем ведущими шестернями, снабженный соединительным зубча:тым венцом, параллельный ему трубчатый промежуточный вал, конец которого выведен за стенку корпуса , и две опирающиеся на подшипники шестерни, находящиеся в зацеплении с ведущими шестернями и снабженные соединительными зубчатыми венцами, расположенными с разны5( сторон от соединительного зубчатого венца трубчатого вала, установленный на конце трубчатого вала за стенкой корпуса межосевой дифференциал, два приводимых дифференциалом соосных выходных вала, один из которых размещен внутри трубчатого промежуточного вала, и переключающую муфту с зафиксированным от осевого перемещения зубчатым венцом и скользящей зубчатой кареткой, вводимой в зацепление с соединительными зубчатыми венцами , отличающая ся тем .что, с целью упрощения управлекия блокировкой дифференциала и переключением ступеней путем использования для этого одной переключающей муфты, опорный зубчатьй венец последней (Л закреплен на указанном выходном валу между соединительными зубчатыми венцами трубчатого вала и одной из ведомых шестерен, а каретка переключающей муфты выполнена с внутренней кольцевой проточкой, ширина которой равна по меньше мере ширине зубчатого венца переключающей муфты.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
WNVI
РЕСПУБЛИН
3(д) В 60 К 17/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ HOMHTET СССР
ГЮ ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3615283/27-11 (22) 01. 07. 83 (46) 15. 11 . 84. Бюл. N 42 (72) В.Г. Ступин (71) Московский автомобильный завод им. И.А. Лихачева (53) 629.113-585.9(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР по заявке У 3306043/11,кл.В 60 К 17/34, 1981. (54) (57) МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая установленные в корпусе ведущий вал с двумя закрепленными на нем ведущими шестернями, снабженный соединительным зубчатым венцом, параллельный ему .трубчатый промежуточный вал, конец которого выведен за стенку корпуса, и две опирающиеся на подшипники ведомые шестерни, находящиеся в зацеплении с ведущими шестернями и снабженные соединительными зубчатыми венцами, расположенными с разных сторон от соединительного зубчатого венца трубчато го вала, установленный на конце трубчатого вала за стенкой корпуса межосевой дифференциал, два приводимых дифференциалом соосных выходных вала, один иэ которых размещен внутри трубчатого промежуточного вала, и переключающую муфту с зафиксированным от осевого перемеще-! ния зубчатым венцом и скользящей зубчатой кареткой, вводимой в зацепление с соединительными зубчатыми венцами, отличающаяся тем,,что, с целью упрощения управления блокировкой дифференциала и переключением ступеней путем использования для этого одной переключающей муфты, Я опорный зубчатый венец последней закреплен на указанном выходном валу между соединительными зубчатыми венцами трубчатого вала и одной.из ведомых шестерен, а каретка переключаю- щей муфты выполнена с внутренней кольцевой проточкой, ширина которой равна по меньше мере ширине зубчатого венца переключающей муфты.
11.2389 9 з
Изобретение относится к многоступенчатым раздаточным коробкам для транспортных средств.
Известна многоступенчатая раздаточная коробка для транспортного средства, содержащая установленные в корпусе ведущий вал с двумя закрепленными на нем воздушными шестернями, снабженный соединительным зуб1 чатым венцом параллельный ему труб- 10 чатый промежуточный вал, конец которого выведен. за стенку корпуса, и две опирающиеся на подшипники ведомые шестерни, находящиеся в зацеплении с ведущими шестернями и снабжен-15 ные соединительными зубчатыми венцами, расположенными с разных сторон от соединительного зубчатого венца трубчатого вала, установленный на конце трубчатого вала за стенкой 20 корпуса межосевой дифференциал, два приводимых дифференциалом соосных выходных вала, один из которых размещен внутри трубчатого промежуточного вала, и переключающую муфту с,25 зафиксированным от осевого перемещения зубчатым венцом и скользящей зубчатой кареткой, вводимой в зацепление с соединительными зубчатыми венцами (1) .
1, Недостатком указанной конструкции раздаточной коробки является сложность управления раздаточной коробкой, обусловленная наличием двух переключающих муфт, что существенно 35 усложняет работу водителя и увеличивает трудоемкость изготовления коробки., Целью изобретения является упрощение управления блокировкой диффе- 40 реициала и переключением ступеней путем использования для этого одной переключающей муфты.
Указанная цель достигается тем, что в многоступенчатой раздаточной коробке для транспортного средства, содержащей установленные в корпусе ведущий вал с двумя закрепленными . на нем ведущими шестернями, снабженный соединительным зубчатым венцом, 50 параллельный ему. трубчатый промежуточ. иый вал, конец которого введен за стенку корпуса, и две опирающиеся на подшипники ведомые шестерни, находящиеся в,зацеплении с ведущими шестер-55 нями и снабженные соединительными зубчатыми венцами, расположенными с разных сторон от соединительного зубчатого венца трубчатого вала, установленный на конце трубчатого вала за стенкой корпуса межосеной дифференциал, два приводимых дифференциалом соосных выходных нала, один из которых размещен внутри трубчатого промежуточного вала, и переключающую муфту с зафиксированным от осевого перемещения зубчатым венцом и скользящей зубчатой кареткой, вводимой н зацепление с соединительными зубчатыми венцами, опорный зубчатый венец переключающей муфты закреплен на укаэанном выходном валу между соединительными зубчатыми венцами трубчатого вала и одной из ведомых шестерен, а каретка переключающей муфты выполнейа с внутренней кольцевой проточкой, ширина которой
1равна по меньшей мере ширине зубчатого венца переключающей муфты.
На фиг. 1 показана кинематическая схема предлагаемой раздаточной коробки; на фиг. 2 — положение переключающей каретки при включенной высшей передаче в раздаточной коробке без ограничения дифференциального эффекта межосевого дифференциала; на фиг. 3 — положение переключающей каретки при включенной высшей передаче в раздаточной коробке и заблакированном межосевом дифференциале ; на фиг. 4 — положение переключающей каретки, соответствующее нейтралн s раздаточной коробке на фиг. 5 — положение переключающей каретки при включенной низшей передаче н раздаточной коробке без ограничения дифференциального эффекте межосеного дифференциала; на фиг. 6 — положение переключающей каретки при включенной низшей передаче и заблокированном межосевом дифференциале.
В корпусе 1 расположен приводимый от двигателя (не показан) через коробку передач (не показана) ведущий нал
2, установленный на двух подшипниках
3 и 4 с жестко закрепленными на нем ведущими шестернями 5 н 6. На параллельном ему трубчатом валу 7, установленном на двух подшипниках 8 и 9, правый конец 10 которого выведен за стенку корпуса, снободно установлена ведомая шестерня 11, снабженная зубчатым венцом 12, зубчатый венец 13. закреплен неподвижно на противоположном конце трубчатого вала 7. На конце 10 трубчатого вала установлен з 1123 дифференциал 14, внутри которого, а ю также внутри трубчатого вала 7 проходит вал 15 привода переднего моста и от которого отходит вал привода . задних мостов 16. В дифференциале на валу 15 закреплена центральная шестерня 17, а на валу 16 — шестерня 18.
Шестерни 17 и 18 зацеплены с установленными на водиле 19 сателлитами 20, .Водило 19 жестко закреплено на конце 1р
10 трубчатого вала. На валу 15 свободно установлена шестерню 21, имеющая зубчатый венец 22, а зубчатый венец 23, жестко закрепленный на валу
15, установлен между зубчатым венцом
13 трубчатого вала 7 и зубчатым вен-. цом 22. Каретка 24 переключающей муфты 25 выполнена с внутренней кольцевой проточкой 26 и установлена с возможностью осевого перемещения на зуб- 2О чатых венцах 12, 13, 22 и 23 переклю" чающей муфты 25. Каретка 24 может быть установлена в любое из пяти фиксированных положений.
Раздаточная коробка работает сле- 2д дующим образом.
При движении автомобиля в нормальных условиях используют высшую пере,дачу в раздаточной коробке. Положе .ние каретки 24 для указанного режима движения автомобиля показано на фиг.2
Вращающий момент от двигателя передается через ведущий вал 2, шестерни
6 и 11 и зубчатый венец 12 на зубчатый венец 27, каретку 24, зубчатый венец 28, зубчатый венец 13 трубча35 того вала, водило 19 дифференциала, сателлиты 20, а далее часть момента через шестерню 18 и вал 16 передается на заднюю тележку ° другая часть момента через шестерню 17 и вал 15 передается на передний мост. При этом зубья 28 каретки 24 не входят в зацепление с зубчатым венцом 23 вала 15, и нет ограничения дифферен- „ циальному эффекту.
При необходимости движения автомобиля на высшей передаче с заблокированным дифференциалом каретки 24 ,передвигают в положение, изображен ное на фиг. З.В этом положении каретка 24 блокирует зубчатые венцы 12, 899 4
13 и 23, и дифференциальный эффект невозможен.
Для получения нейтрали в раздаточной коробке кар тку 24 перемещают в положение, изображенное на фиг.4.
В этом положении ведомые шестерни вращаются свободно и нет передачи крутящего момента на ведущие мосты.
При движении автомобиля в тяжелых условиях включают понижающую передачу в раздаточной коробке. Положение каретки 24 для указанного режима движения показано на фиг. 5. Вращающий момент от двигателя передается через ведущий вал 2, шестерни 5, 21 и зубчатый венец 22 на зубчатый венец 28, каретку 24, зубчатый венец 27, зубчатый венец 13 трубчатого вала, далее момент передается на дифференциал, который распределяет его о ведущим мостам, при этом зубчатый венец 23 совмещен с проточкой 26 каретки 24 и нет ограничения дифференциальному эффекту.
При необходимости блокировки дифференциала на низшей передаче каретку 24 передвигают в положение, показанное на фиг. 6. В этом положении каретка блокирует зубчатые венцы
22, 23 и 13 и дифференциальный эффект невозможен.
Таким образом, выполнение на каретке 24 переключающей муфты 25 кольцевой проточки 26, ширина которой по меньшей мере равна ширине зубчатого венца 23, размещение зубчатого венца 23,. закрепленного на валу
15, между зубчатым венц8м 22 шестерни 21 и зубчатым венцом 13 трубчатого вала, позволяет иметь одну переключающую муфту, что значительно облегчает управление раздаточной коробкой, оборудованной межосевым дифференциалом, и снижает трудоемкость изготовления указанной коробки.
Предложенное техническое решение позволяет упростить конструкцию раздаточной коробки и механизма управления ею, исключить применение элект-. ройневматического привода механизма блокировки, обладающего недостаточной надежностью.
1123899
Фнлнал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4