Регистрирующее устройство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. РЕГИСТРИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО , преимущественно для регистрации пройденного пути, содержащее десятичный барабанный счетчик, кинематически связанньй с лентопротяжным меха;низмом , эл1ектродвигатель которого электрически связан с датчиком пути, отличающее ся тем, что, с целью расширения диапазона использован1ю и повьшения точности регистрации , оно снабжено регистрирующим потенциометром, самоуравновешивающимся мостом с подвижной настроечной шкалой, элементами сопротивлений с контактным устройством и вариатором скорости, ведущий элемент которого кинематически связан с электродвигателем лентопротяжного механизма и реверсивным электродвигателем моста, а ведомый - с ведущим валом лентопротяжного механизмаj причем элементы сопротивлений выполнены в виде изолированных капсул с торцовыми контактами , упруго закрепленных с возможностью осевого перемещения и взаимного контакта внутри сквозных отверстий , вьшолненных в барабанах по окружности с одинаковым шагом, при этом капсулы, расположенные в крайних барабанах, электрически связаны со схемами потенциометра и моста через контактное устройство. 2.Устройство по п. 1, о т л ичающееся тем, что элементы сопротивлений выполнены тарированными по величине и разряду для каждой цифры счетчика. 3.Устройство по п. 1, о т л ичающееся тем, что контактю ное устройство выполнено в виде Off электромагнита, якорь которого содер« жит токопроводящий элемент, электри«М чески связанный со схемами потенциою метра и моста.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
РЕСПУБЛИК
О9> SU au
З15Р С 01 D 9/00; С 06 М 1/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ /
Н АВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3547386/24-10 (22) 21.01. 83 (46) 23. 11. 84. Бюл. ¹ 43 (72) В.M. Сиде нко, Ю. П. Гончаров, И.Д.Аленич, П.А.Гончаров и Т.Ю. Гончарова (71) Киевский автомобильно- дорожный институт им. 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции (53) 53.087.6(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 226319, кл. С 06 М 1/06, 1966.
2. Авторское свидетельство СССР № 955134, кл. G 06 M 1/06, 1981 (прототип). (54) (57) 1 . РЕГИСТРИРУКЩЕЕ УСТРОЙСТВО, преимущественно для регистрации пройденного пути, содержащее десятичный барабанный счетчик, кинематичес ки связанный с лентопротяжным меха;низмом, электродвигатель которого электрически связан с датчиком пути, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения диапазона испольэован пу и повышения точности регистрации, оно снабжено регистрирующим потенциометром, самоуравновешивающимся мостом с подвижной настроечной шкалой, элементами сопротивлений с
KoHTBKTHblM устройством и вариатором скорости, ведущий элемент которого кинематически связан с электродвигателем лентопротяжного механизма и реверсивным электродвигателем моста, а ведомый — с ведущим валом лентопротяжного механизма, причем элементы сопротивлений выполнены в виде изолированных капсул с торцовыми контактами, упруго закрепленных с возможностью осевого перемещения и взаимного контакта внутри сквозных отверстий, выполненных в барабанах по окружности с одинаковым шагом, при этом капсулы, расположенные в крайних барабанах, электрически связаны со схемами потенциометра и моста через контактное устройство.
2. Устройство по п, 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что элементы сопротивлений выполнены тарированны- Я ми по величине и разряду для каждой цифры счетчика.
3. Устройство по п. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что контактное устройство выполнено в виде электромагнита, якорь которого содержит токопроводящий элемент, электрически связанный со схемами потенциометра и моста.
Ь41
1 1125
Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для регистрации пройденного пути, для автоматизированной съемки на местности линейных сооружений в составе систем и комплексов, предназначен ных для изыскания, технической инвентаризации и паспортизации автомобильных дорог и других сооружений.
Известен барабанный счетчик, содер- 0 жащий механизм ручной установки барабанов на заданное значение (1 ).
Однако этот счетчик не содержит преобразователь цифрового отсчета и адекватную электрическую величину, что ограничивает его применение в регистрирующих устройствах.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является регистрирующее устройство, содержащее десятичный барабанный счетчик, кинематически связанный с лентопротяжным механизмом, электродвигатель которого электрически связан с датчиком пройденного пути (2).
Устройство обеспечивает печать на носителе измеренных значений пройденного пути.
Однако в нем не обеспечивается настройка и корректировка регистрирующей системы в процессе измерения различных объектов, что снижает точ" ность регистрации и сужает область
его применения.
Целью изобретения является повыше- 5 ние точности регистрации и расширеwe диапазона использования. /
Эта цель достигается тем, что ре-" гистрирукппее устройство, содержащее
40 десятичный барабанный счетчик, кинематически связанный с лентопротяжным механизмом, электродвигатель которо"
ro электрически связан с датчиком пути снабжено регистрирующим потенЭ
45 циометром, самоуравновешивающимся мостом с подвижной настроечной шкалой, элементами сопротивлений с контактным устройством и вариатором скорости, ведущий элемент которого кинематически связан с электродвига50 телем лентопротяжного механизма и реверсивным электродвигателем моста, а ведоьый — с ведущим вамом лентопротяжного механизма, причем элементы сопротивлений выполнены в виде
55 изолированных капсул с торцовыми контактами, упруго закрепленных с возможностью осевого перемещения
472 2 и взаимного контакта внутри сквозных отверстий, выполненных в барабанах по окружности с одинаковым шагом, при этом капсулы, расположенные в крайних барабанах, электрически связаны со схемами потенцнометра и моста через контактное устройство.
Элементы сопротивлений выполнены тарированными по величине и разряду для каждой цифры счетчика.
Контактное устройство выполнено в виде электромагнита, якорь. которого содержит токопроводящий элемент, электрически связанный со схемами потенциометра и моста.
Изобретение обеспечивает повьппение точности регистрации и расширение диапазона использов-ния устройства за счет применения тарированных элементов сопротивления, адекватных цифрам счетчика и подключенных к схемам регистрирующего потенциометра и самоуравновешивающегося моста, которые вместе с вариатором скорости лентопротяжного механизма позволяют систематически производить настройку и корректировку точности измерения и регистрации.
На фиг. 1 изображена электрическая и кинематическая схема устройства1 на фиг. 2 — схема десятичного барабанного счетчика; на фиг. 3— счетчик, укрепленный на приборной крьппке, вид сбоку; на фиг. 4 — разрез А-А на фиг. 3; на фиг. 5 — разрез Б-В на фиг. 4g на фиг, 6 — капсула; на фиг. 7 — контактное устройство, на фиг. 8 — разрез В-В на фиг. 7,; на фиг. 9 — схема самоуравновешивающегося моста.
Устройство содержит барабанный десятичный счетчик 1, самоуравновешивающийся мост, включающий в себя регулируемые сопротивления 2-6,, линейный расход 7, усилитель 8 и компенсирукщий реверсивный электродвигатель 9, соединенный с винтовым валом 10, имеющим ручку 11 для ручной настройки. Вилкой 12 с гайкой осуществляется контакт токосборника 13 и троллем-стрелкой 14, подвижной относительно передвижной настроечной шкалы 15, под которой расположена установочная шкала 16 передаточного числа вариатора скорости лентопротяжного механизма (ЛПИ).
Фрикционное колесо 17 (ведущий элемент вариатора) установлено на шлицевом валу 18 шагового двигателя 19
1125472
На торце якоря электромагнита закреплен токопроводящий элемент в виде контакта 26, к которому присоединен провод 27, подсоединенный к
25 источнику питания 28 по схеме моста с выключателем 29 и к потенциометру 30, который через выключатель 31 связан с источником питания проводами 32 и 33 .Цифровые барабаны 34 счет— чика 1 установлены на оси 35. На ведущем валу 36 счетчика жестко закреплен ведущий диск 37. Корпус счетчика 1 закреплен на приборе посредством кронштейнов 38 . Элементы тариронанных . З5 сопротивлений 39 выполнены в виде изолированных цилиндрических капсул с торцовыми контактами, закрепленных посредством упругих элементов 40 в сквозных отверстиях 41 счетных бара- 40 баиов с возможностью осевого перемещения и взаимного контакта. Отверстия 41 выполнены по окружности с одинаковым шагом, их количество, как и капсул, соответствует количеству цифр в каждом разряде счетного барабана. Капсулы, расположенные в крайних барабанах, электрически связаны со схемами потенциометра и моста посредством контактного устройства, выполненного в виде электромагнита 42, закрепленного на корпусе счетчика с помощью кронштейна 43.Якорь 44 электромагнита, снабженный токопроводящим элементом (контактом) 26, закрепленным на его торце, выполнен в виде полого стержня из ферромагнитного материала, внутри которого про45
SHIN 20 с B0зможностью перемещения вдоль вала.
Двигатель 19 SIIIM электрически связан с датчиком пройденного пути через электронно-коммутаторный блок (не показаны). Конус 21 (ведомый элемент вариатора) соединен с ведущим валом JIIIN включающего в себя блок масштабной коробки передач, блок лентопротяжного стола и раздаточную 10 коробку (не показаны).
Рычаг 22 предназначен для расцепления фрикционного соединения конуса 21 с колесом 17 за счет смещения конуса вправо. Муфта 23 обеспечивает соединение вала двигателя 9 с винтовым валом 10. Рычаг 24 предназначен для отключения вала счетчика от ведомого вала ЛПМ 20. Конус 21 соединен с ведушим валом SIIIM посредством 2р ,упругой муфты 25. ходит провод 27. Якорь 44 подпружи— нен посредством возвратной пружины 45.
Цифровые барабаны 34 соединены с трубками 46, установленными на общей оси 47 внутри вилки 48, на которой закреплены подпружиненные штоки 49, и с шариковыми фиксаторами 50.
Счетчик устанонлен на приборной крьппке 51. На цилиндрической поверхности барабанов 34 выполнены углубления 52 для фиксации. В схему моста введен выключатель 53, кинематически соединенный с выключателем 29.
Элементы сопротивления 39 выполнены тариронанными адекватно величинам и разрядам для каждой цифры счетчика. Это значит, что для счетной цифры "1" на первом барабане (еди— ниц) сопротивление элемента 39 будет равно 1 Ом для цифры "2" — 2 Ом и т.д. Для счетной цифры "2" на втором барабане (десяткон) сопротивление элемента равно 20 Ом. На третьем барабане (сотен) для цифр 1,2,3 и т.д. сопротивление элементов равно 100, 200, 300 и т.д. Ом. Для ну1леных цифр всех барабанов устанавливаются минимально возможные сопротивления, например 1 10 или 1.10
-3 . -2 от величины сопротивления для единипы.
Предлагаемое устройство работает следующим образом.
В начале производится корректировка точности измерения н цепй: дорога — колесо транспортного средства — датчик пройденного пути—
ЛПМ с двигателем — счетчик.
Для этого ручкой 11 предварительно устанавливают передаточное отношение вариатора скорости в зависимости от фактического диаметра колеса транспортного средства, например, равным единице по шкале 16. Корректировка производится, например, на
1 км эталонного участка обследуемой дороги. Поэтому подвижную настроечную шкалу 15 устанавливают так, чтобы напротив цифры "1" шкалы 16 было установлено деление 1000, напротив которого устанавливается троллей-стрелка 14.
Счетчик 1 подключается к ЛПМ 20 так, чтобы единица отсчета соответствовала одному метру прЖденного пути. Выключатели 29 и 53 моста и выключатель 31 потенциометра выключены.
Э 11254
Транспортное средство с измерительным устройс . вом устанавливается у начальной метки эталонного участ— ка. Рычагом 24 включается кинемати72 ческая цепь . датчик пути — вариатор — ЛПИ вЂ” счетчик. Транспорт проходит 1 км параллельно оси дороги и останавливается у конечной метки.
Предположим, что после прохода по эталонному километровому участку, счетчик будет показывать отсчет
1 100 м. Это значит, что за счет износа резины, слабой накачки шин и неровности дороги колеса базового транспорта сделали больше оборотов и датчик отсчитал путь на 107 больше длины эталонного участка.
Остановив в конце эталонного участка базовый транспорт, отключают от кинематической цепи счетчик 1
"O муфтой 24, разъединяют фрикционное сопряжение конуса 21 с колесом 17 рычагом 22 и соединяют реверсивный электродвигатель 9 с винтовым валом 10 муфтой 23. После этого выклю- д чателем 29 и кинематически с ним связанным выключателем 53 включают электропитание электромагнитов 42 и системы самоуравновешиваюшегося моста с электродвигателем 9. Иост уравновесит суммарное сопротивление элементов 39 счетчика 1, равное
1 100 Ом, путем автоматического леремешивания троллея-стрелки 14 по реохорду 7 вправо до деления 1100 на
35 шкале 15. Одновременно с этим винто— вым валом 10 будет передвинуто впр-.:— во и фрикционное колесо 17 по шлицевому валу 18.
В новой точке фрикционного сопрясЩ жения диаметр сечения конуса 21 будет на 107 больше диаметра предыдущего сечения (против деления 1000). Деления на шкале 15 нанесены в соответствии с отношением диаметра сечения конуса K диаметру фрикционного колеса.
Предлаг яе мое устройство о бе спечивает широкий диапазон использования в качестве длиномера для измерения
Таким образом, за счет уменьшения скорости вращения конуса на 10Х будет автоматически скорректирована (компенсирована) имевшая место ошибка. зО
У Острия остановившейся указательной стрелки устанавливают делением
1000 передвижную шкалу 15. Этим и заканчивается корректировка точности измерения проиденного пути. 55
Б случае неровной и деформированной проезжей части дороги и неизбежного влияния транспортной машины корректирование произгодится двойным проездом по эталонному участку и точка установки стрелки определяется
IoJ!усуммой двух отсчетов при лрое зде туда и обратно. На эту точку устанавливают и передвижную настроечную шкалу 15.
Измерение и регистрация местоположения и длины объекта в электрических единицах производится следующим образом.
При подходе к измеряемому объекту счетчик 1 долкен быть отключен из кинематической цепи рычагом 24. Счет— ные барабаны должны показывать нули.
В начале измеряемого объекта включается счетчик 1 в кинематическую цепь рычагом 24, а в конце объекта этим же рычагом счетчик выключается и включается в цепь нотенциометра 30 выключаталем 31. Проверив визуально по числу отсчета зарегистрированную величину, барабаны счетчика устанавливают на нуль и далее замеряют и регистрируют ледующий объект и т.д.
Таким образом, использование в предла-.àåìîì устройс«ве тарировяни,ж злемеHToH сопротивления, адекватных цифрам счетчика по величине и разряду и подключенных к схемам регист— рирующего потеHI|HQME тря и oамоурявнОвешивяющегося ИОс я я тякже вя риатора скорости .JULN, обеспечивает настройку и корректировку точности измерения,ч.о позволяет повысить точность регистрации и увеличить циапазон использования устройства.
Кроме того, регистрирующ.--.". устройство обеспечивает выполняе "-;.o в автоматическом режиме более точную настройку и систематическую корректировку «сей измерительной и регистрирующей системы дорожно-изыскатель,ского и ипвентаризацйонного комплек са, что устраняет появление субъективных Ошисох ., !товышае т каче ство Выдаваемой документации и эффективность
ТРуРа, Прецлагаемое устройство может быть использовано для настройки и корректировки всей измерительной и регистрирующей системы IIo любым выверенным
Объе
Объькты) 4
1! 2эч72 и регистрации длины насыпей и выемок, длины парапетов и подпорных стенок и отдельных труднопроходимых участков дороги и в качестве курвиметра для измерения и регистрации .бевиных.
В сочетании с микро — ЗВМ устройство может обеспечивать автоматическое заложение в электронную память длины всех регистрируемых объектов и получение суммарных величин каждого вида этих объектов.
1 25ч72
1125472
8-8 Риг.7
Составитель Н.Милехин
Техред Л.Коцюбняк Корректор М.Леонюк
Редактор А. Коссей
Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4
Заказ 8528/30 Тираж 609 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5