Источник сейсмических сигналов ударного типа

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ С НАЛОВ УДАРНОГО ТИПА, содержащий транспортное средство, груз, ра щенные на платформе транспортно средства систему управления и м низм подъема и сбрасывания груз состоящий из силового гидроцилиндра, кинематической передачи, связывающей шток силового Г1щроцилиндра с грузом, и гидросистемы, содержащей основную нагнетательную линию с гидронасосом и предохранительным клапаномj линию слива и распределитель, связывающий нагнетательную линию и ЛИНию слива с силовым гидроцилимдром, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности в работе источника и его КПД, гидросистема снабжена включающей гидронасос, гидропневмоакк мулятор , предохранительный , и обратный клапаны дополнительной нагнетательной линией, соединенной со штоковой полостью силового гидроцилиндра и снабженной гидромагистралью , связывающей ее с распределителем с возможностью соединения через обратный клапан с поршневой полостью силового гидроцилиндра .

СООЗ COBETCHHX

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН, ((9> ((((А

3!5}1 С 0! Ч /!47

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМ4ТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ линдра.

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3626964/24-25 (22) 25.07.83 (46) 23 . 11.84. Бюл. I!9 43 (72) А.С.Шагинян, А.Г.Асан-Джалалов,, А.И.Свинин, Е.А.Эпшицкий, И.В.Жуков, Е.Х.Насыбулин н В.А.Теплицкий (7l) Специальное конструкторское бюро сейсмической техники (53) 550.83(088.8) (56) 1. Патент США !!9 3393763, кл. 181-114, опублик. 1966.

2. Патент США !! 2851121, кл.18105, опублик. 1958.

3. Патент США II9 2897907, кл. 181114, опублик. 1959 (прототип). (54) (57) ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ УДАРНОГО ТИПА, содержащий транспортное средство, груз, размещенные на платформе транспортного средства систему управления и механизм подъема и сбрасывания груза, состоящий из силового гидроцилиндра, кинематической передачи, связывающей шток силового гидроцилиндра с грузом, и гидросистемы, содержащей основную

»»агнетатепьную линию с гидронасосом

z» предохранительным клапаном, линию слива и распределитель, связывающий нагнетательную линию z» линию слива с силовым гидроцилиндром, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью повышения нацежности в работе источника и его КПД, гидросистема снабжена включающей гидронасос, гидропневмоаккумулятор, предохранительный и обратный клапаны дополнительной нагнетательной линией, соединен- а ной со штоковой полостью силового гидроцилиндра и снабженной гидромагистралью, связывающей ее с распределителем с воэможностью соедине- С® ния через обратный клапан с поршневой полостью силового гидроциl 125568

Изобретение относится к сейсмической технике, а именно к устройствам для возбуждения сейсмических сигналов за счет импульсного воздействия падающего груза на грунт с 5 целью ссйсморазведки на нефть и газ.

Известен источник сейсмических сигналов ударного типа, состоящий из транспортного средства, груза, системы управления, силопередающей 1О плиты с устройством для ее прижатия к грунту, механизма подъема и сбрасывания груза, содержащего быстродействующее электромагдитяое устройство для захвата груза и освобождения его на заданной высоте, jl) .

Недостатком источника является большой интервал времени между двумя последовательными ударами, что обусловлено необходимостью затраты времени на опускание быстродействующего электромагнитного устройства для захвата груза после воздействия на грунт. Кроме того, динамические нагрузки на элементы конструкции, вызванные тем, что после отключения механизма подъема груз продолжает движение по инерции и перемещается на определенное расстояние, с которого он потом падает

30 и через кинематическую передачу воздействует па элементы конструкции источника, значительно снижают надежность и долговечность.

Известен также источник сейсмических сигналов ударного типа, состоящий из транспортного средства, груза,- системы управления, лебедочно . го механизма подъема и сбрасывания с электромагнитными муфтами, связанного кинематической передачей с грузом (2) . Хотя на платформе транспортного средства установлены демпфирующие элементы, частично устраняющие динамические нагрузки иа элементы конструкции по достижении45 грузом максимальной высоты, но возникающие нри этом колебания груза, связанные с .переходом кинетической энергии груза в энергию деформации демпфирующих устройств и обратно, также вызывают дополнительные динамические нагрузки. Кроме того, так как демпфирующие элементы работают только при максимальной высоте подьема груза, при подъеме груза на меньшую 55 высоту в процессе прохождения сейсмопрофиля динамические нагрузки не устраняются„

Причем конструкция обладает значительной сложностью и низким КПД вспедствие применения лебедочного механизма подъема и сбрасывания, а также низкой долговечностью связанной с наличием динамических нагрузок, действующих на электромагнитные муфты.

Паиболее близким к изобретению является источник сейсмических сигналов ударного типа, содержащий транспортное средство, груз, размещенные на платформе транспортного средства систему управления и механизм поцъема и сбрасывания груза, состоящий из силового гидроцилиндра, кинематической передачи, связывающей шток силового гидроцилиндра с грузом, и гидросистемы, содержащей основную нагнетательную линию с гидронасосом и предохранительным клапаном, линию слива и распределитель, связывающий нагнетательную линию слива с силовым гидроцилинд— ром. Силовой гидроцилиндр снабжен выпускным клапаном с дифференциальным золотником. При подъеме груза силовой гидроцилиндр через распределитель соединяется с гидростанцией, при этом выпускной клапан вследствие перепада давлений на торцах дифференциального золотника закрь|т.

По достижении заданной высоты подъема груза по команде от системы управления распределитель переключается в нейтральное положение. При этом груз по инерции пролетает вверх на некоторую высоту, падая с которой, он через кинематическую передачу воздействует на элементы конструкции.

При сбрасывании груза распределитель переключается в положение, при котором осуществляется открытие выпускного клапана путем подачи давления к торцу дифференциального золотника, При этом силовой гидроцилиндр соединяется с линией слива, груз начинает падать и, воздействуя на шток силового гидроцилиндра через кинематическую передачу, вытесняет. рабочую жидкость из силового гидроцилиндра. После воздействия на грунт распределитель переключается на подъем груза, и цикл повторяется (3) .

Однако известный источник обладает низкой надежностью работы за счет наличия динамических нагрузок на элементы конструкции в конце подъема

)!25568

55 груза, а также имеет низкий КПД уста новки, обусловленный холостой работо гидронасоса нагнетательной линии, имеющего большую производительность, при зависании груза и падении его.

Цель изобретения — повышение надежности в работе источника и его .КПД.

Поставленная цель достигается тем, что в .источнике .сейсмических сигналов ударного типа, содержащем транспортное средство, груз, разме— щенные на платформе .транспортного средства систему управления и механизм подъема и сбрасывания груза, состоящий из силового гидроцилиндра, кинематической передачи, связывающей шток силового гидроцилиндра с грузом, и гидросистемы, содержащей основную нагнетательную линию, с гидронасосом и предохранительным клапаном, линию слива и распределитель, связывающий нагнетательную. линию и..линию слива с силовым гидроцилиндром, гидросистема снабжена включающей гидронасос, гидропневмоаккумулятор, предохранительный и обратный клапаны дополнительной нагнетательной линией, .соединен ной со штоковой полостью силового гидроцилиндра и снабженной гидромагистралью, связывающей ее с распределителем с воэможностью соединения через обратный клапан с поршневой полостью силового гидроцилиндра.

На чертеже представлен источник сейсмических сигналов ударного типа.

Источник состоит из транспортного средства 1, груза 2 и размещенных .на платформе транспортного средства

1 системы 3 управления и механизма подъема и сбрасывания груза, состоящего из силового гидроцилиндра 4, кинематической передачи 5, связывающей шток силового гидроцилиндра

4 с грузом 2, и гидросистемы, содержащей основную нагнетательную линию

6 с гидронасосом 7 и предохранительным клапаном 8, линию 9 слива, распределитель 10, связывающий нагнетательную линию 6 и линию 9 слива с силовым гидроцилиндром 4, а также дополнительную нагнетательную линию

11 с гидронасосом 12, обратным 13 и предохранительным 14 клапанами,; при этом дополнительная нагнетательй

)5

45.

50 пая линия 11 соединена со штоковой полостью 15 силового гпдроцилиндра

4. Основная 6 и дополнительная )1 нагнетательные линии снабжены гидропневмоаккумуляторами 16 и 17, а дополнительная нагнетательная линия

1) связана гидромагистралью 18 с распределителем 10. В линии 9 слива установлены фильтр 19 и подпиточный гидробак 20. Штоковая полость 15 силового гидроцилиндра

4 через обратный клапан 21 и поршневая полость 22 связаны с распределителем 10.

Предохранительный клапан 14 выполнен с возможностью срабатыва-. Шя при давлении, меньшем того минимального давления, которое необходимо подать в штоковую полость 15 силового гидроцилиндра 4 для осуществления подъема .груза(меньше давления срабатывания предохранительного клапана

8)., но достаточном для перемещения штока силового гидроцилишдра 4 и кинематической передачи 5 при инерционном пролете груза после прекращения его подъема.

Источник работает следующим образом.

При подъеме по команде системы

3 управления распределитель 10 переключается в положение 23, при этом основная нагнетательная линия

6 через обратный клапан 21 соединяется со штоковой полостью 15 силового гидроцилиндра 4, а линия 9 сливас поршневой полостью 22. Шток силового гидроцилиндра 4 под действием приложенного давления перемещается и через кинематическую передачу 5 осуществляет подъем груза 2.В это время обратный клапан 13 закрыт, так как давлени- в штоковой полости

15 больше давления в дополнительной нагнетательной линии 11, и гидрснасос 12 заряжает гидропневмоаккумулятор 17.

После прекращения подъема груза 2 по команде системы 3 управления распределитель )О переключается в нейтральное положение 24, основная нагнетательная линия 6 отсоединяется от штоковой полости 15 силового гидроцилипдра 4. При этом груз 2 по инерции продолжает движение вверх и давление в штоковой полости 15 за счет ослабления натяжения в кинематической передаче 5 падает.

Когда оно становйтся равным давлению

1125568

ЮИИПИ Звкав 8534/34 Ти аа 710 Полписн е

Филиал ППП "Патейт, г.Ужгород, ул.Проектная, 4 в дополнительной линии 11, обратный клапан 13 открывается, соединяя дополнительную нагнетательпую линию

11 со штоковой полостью 15, Шток силового гидроцилиндра 4 вместе с кинематической передачей 5 перемещается и отслеживает инерционный пролет груза 2. Н конце инерционного пролета груз 2 плавно останавливается, так как давления в дополнительной нагнетательной линии II недостаточно для его дальнейшего подъема. После остановки груза 2, давление в штоковой полости 15 возрастает за счет обратного воздействия груза 2 на шток силового гидро-. цилиндра 4 и обратный клапан 13 закрывается °

При сбрасывании груза 2 по команде системы 3 управления распределитель 10 переключается в положение

25, при этом дополнительная нагнетательная линия 11 через гидромагистраль 18 соединяется с поршневой полостью 22 силового гидроцилиндра

4. Одновременная подача рабочей жидкости от гидронасоса 12 в. обе полости силового гидроцилиндра

4 обеспечивает движение штока по направлению падения груза 2 при относительно небольшой производителькости гидронасоса 12. Во время падения груза 2 гидронасос 7 заряжает гидропневмоаккумулятор 16.

После осуществления воздействия на грунт грузом 2 по команде системы 3 управления распределитель 10 переключается в положение 23, и цикл повторяется.

Таким образом, отслеживание

10,чтоком силового гидроцилиндра ,движения груза при его инерционном пролете после переключения распределителя в нейтральное положение в конце подъема суШественно

15 снижает динамические нагрузки на элементы конструкции и тем самым повышает надежность его работы.

Кроме того, снижение необходи- мой производительности гидронасоса рп основной нагнетательной линии за счет того, вто при сбрасывании груза он работает на зарядку гидропневмоаккумулятора(не в холос— тую), а при подъеме груза увеличение потока жидкости. достигается за счет гидропневмоаккумулятора и аналогичной работы гидронасоса дополнительной нагнетательной линии, Ф приводит к повышению коэффициента полезного действия гидросистемы источника.