Электрическая машина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА с аксиальной вентиляцией, содержащая ротор , сердечник статора с обмоткой и корпус статора, внутренняя поверхность которого выполнена цилиндрической и снабжена продольными ребрами для крепления сердечника, причем торцовые части корпуса и сердечника лежат в параллельных плоскостях, а оси внутренней поверхности Kopnyfca и сердечника смещены одна относительно другой, отличающаяся тем, что, с целью улучшения охлаждения, ось внутренней поверхности корпуса расположена под углом к -оси сердечника .
аю (11) СОЮЗ СОВЕТСКИХ
° ЗИЮВОП
РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
», »»-. „
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3506536/24-07 (22) 29. 10.82 (46) 23. 11.84. Бюл. В 43 (72) С.В. Мартынов, А.П. Ефремов, Г.М. Ефимов и Я.М. Хант (71) Всесоюзный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт электромашиностроения (53) 621. 313. 713 (088. 8) (56) 1. Алексеев А.Е. Конструкция электрических машин. N. Госэнергоиздат, 1958, с. 47, рис. 2-14.
2. Авторское свидетельство НРБ
И 18181, кл. Н 02 К 5/00, 1979.
З1Я) Н 02 К 1/16, Н 02 К 5/04, Н 02 К 9/04 (54)(57) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА с аксиальной вентиляцией, содержащая ротор, сердечник статора с обмоткой и корпус статора, внутренняя поверхность которого выполнена цилиндричес. кой и снабжена продольными ребрами для крепления сердечника, причем торцовые части корпуса и сердечника лежат в параллельных плоскостях, а оси внутренней поверхности корпуса и сердечника смещены одна относительно другой, отличающаяся тем, что, с целью улучшения охлаждения, ось внутренней поверхности корпуса расположена под углом к .оси сердечника. З
1125704
Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к электрическим машинам с внутренней аксиальной вентиляцией.
Известна электрическая машина с аксиальной вентиляцией, содержащая ротор, сердечник статора и корпус, размещенный на продольных ребрах внутри корпуса. Наружная поверхность сердечника и внутренняя поверхность 10 корпуса в электрической машине концентричны, а охлаждающий поток воздуха проходит через кольцевой зазор между сердечником и корпусом (3) .
Недостатком данной конструкции яв.- 15 ляется значительное аэродинамическое сопротивление потоку воздуха в кольцевом зазоре и вследствие этого снижение расхода газа и недостаточное охлаждение электрической машины. 20
Наиболее близкой к изобретению является электрическая машина с аксиальной вентиляцией, содержащая ротор, сердечник статора с обмоткой и корпус статора, внутренняя поверх- 25 ность которого выполнена цилиндрической и снабжена продольными ребрами для крепления сердечника, причем торцовые части. корпуса сердечника лежат в параллельных плоскостях, а оси внутренией поверхности корпуса .и сердечника смещены одна относительно другой. Смещенные оси сердечника и корпуса расположены параллельно )2) .
Благодаря образующемуся неравно35 мерному зазору между сердечником и корпусом уменьшается аэродинамическое сопротивление и увеличивается расход воздуха через машину, однако ее охлаждение может оставаться недостаточ-4 но эффективным.
Кроме того известное устройство ! электрической машины имеет ограничен. ное применение, так как предусматривает смещение сердечника в корпусе только вниз, что удобно лишь для использования электрических машин с горизонтальным креплением на лапах.
Целью изобретения является улучшение охлаждения.
Указанная цель достигается тем, что в электрической машине с аксиаль.1 ной вентиляцией, содержащеи ротор, сердечник статора с обмоткой и корпус статора, внутренняя поверхность 55 которого выполнена цилиндрической и снабжена продольными ребрами для крепления сердечника, причем торцовые
Охлаждение электрической машины осуществляется по каналам, расположен ным между корпусом и сердечником статора вдоль продольных ребер. Вход воздуха происходит с торцовых сторон машины через отверстия в подшипниковых щитах за счет вентиляционных лопаток ротора. Охлаждающий газ направляется через лобовые части обмотки ротора и статора к середине электрической машины, где через окна в корпусе выбрасывается за пределы электродвигателя. Коэффициент гидравлического сопротивления для предлагаемого устройства определяется из выражения — аэродинамическое сопротивление концентрической кон- струкции, где части корпуса и сердечника лежат в па раллельных плоскостях, а оси внутренней поверхности корпуса и сердечника смещены одна относительно другой, ось внутренней поверхности корпуса расположена под углом к оси сердечника.
На фиг. 1 показана электрическая машина в вертикальной плоскости,продольный разрез; на фиг. 2 — то же, в горизонтальной плоскости, на фиг.
3 — электрическая машина, поперечное сечение.
Сердечник статора 1, расположенный внутри корпуса 2, закреплен на продольных ребрах 3, ось сердечника статора 1 совпадает с осью электрической машины 4, которая параллельна горизонтальной плоскости лап 5. Продольная ось симметрии 6 корпуса 2 наклонена под углом б, и смещена на величину 3 по отношению к оси электрической машины 4.
Предусмотрено размещение корпуса
2 по отношению к сердечнику статора 1 со смещением на ь в любом направлении от вертикальной оси симметрии статора.
Возможен вариант конструкции, ког. да ось симметрии корпуса 2 смещена по отношению к оси сердечника ста тора на угол (3, при котором смещение одной из торцовых сторон корпуса производится в горизонтальной плоскости.
ВНИИПИ Заказ 8554 /41 Тираж 666 . Подписное
Филиал ППП "Патент" ° г,Уагород, ул.Проектная, 4 — величина смещения корпуса относительно оси электрической машины, м, L — длина вентиляционного канала, м, at, — угол смещения продольной оси корпуса по отношению к оси электродвигателя,градус
- радиус корпуса электродвиМ гателя, м.
Технико-экономическая эффективность предлагаемого устройства заключается в повышении мощности элек25704 4 трической машины за счет улучшения ее охлаждения.
По сравнению с известной конструкцией расширены возможности регулирования охлаждающими потоками воздуха, так как появилась возможность дополнительного регулирования сечения каналов в любом направлении от
1б оси электрической машины. Расширяется область применения устройства на электрические машины с любым возможным вариантом соединения их % ,агрегатом.