Корпус статора электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

КОРПУС СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МА1ШШ, содержащий продольные призматические брусья с выступами типа ласточкина хвоста для крепления сердечника, приваренные к поперечным кольцевым полкам корпуса при помощи промежуточных пустотелых гнутых элементов , именщих две боковые грани с прямолинейными, прнлегакш91ми и приваренными к брздсу краями, перпендикулярными плоскому торцу элементов, прилегающему и приваренному к полке, отличающийся тем, что, с целью снижения металлоемкости и трудоемкости изготовления, боковые грани промежуточного элемента имеют форму усеченной конической поверхности, § (Л для которой прямолинейный край является образующей, а края боковых граней прилегают к брусу у основания С выступа ласточкина хвоста, при этом уширенная часть торца промежуточного элемента расположена у внутреннего края полки.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК ае 02) з(д) Н 02 К 1/18

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

1 с

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

Л н автонввмм сищатепьстви (21) 3495870/24-07 (22) 02.10.82 (46) 23.11.84. Вюл. Р 43 (72) А.А. Дукштау, А.М. Сильвестров, А.С. Орлов С.А. Прутковский и А.В. Хрейов (71) Ленинградское производственное; электромашиностроительное объединение "Электросила" им. С.M.Kèðîâà (53) 621.313 04(088.8) (56) 1. Патент Швейцарии Ф 553497, кл. Н 02 К 1/18, 1972.

2. Авторское свидетельство СССР

У 530392, кл. Н 02 К 1/18, 1976.

3. Алексеев А.Е. Конструкция электрических машин. И.-Л, Госэнергоиздат

1949, с. 143, рис. 4.8.

4. Домбровский В .В. и др. Проекти-: рование гидрогенераторов. ч. П, Энергия, 1968, с. 61, рис. 32. (54)(57) КОРПУС СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ИАШИ%1, содержащий продольные призматические брусья с выступами типа ласточкина хвоста для крепления сердечника, приваренные к поперечным кольцевым полкам корпуса при помощи промежуточных пустотелых гнутых элементов, имеющих две боковые грани с прямолинейными, прилегающими и нриваренныьы к брусу краями, перпендикулярными плоскому торцу элементов, прилегающему и приваренному к полке, отличающийся тем, что, с целью снижения металлоемкости и трудоемкости изготовления, боковые грани промежуточного элемента имеют форму усеченной конической поверхности, для которой прямолинейный край является образующей, а края боковых граней прилегают к брусу у основания выступа ласточкина хвоста, при этом уширенная часть торца промежуточного элемента расположена у внутреннего края полки.

112S

Изобретение относится к электромашиностроению, конкретнее к конструкции корпуса статора электрической ма- шины, например гидрогенератора.

Известен корпус статора электрической машины, содержащий продольные брусья, выпрлненные в форме двойного ласточкиного хвоста, соединенные одним хвостом с,сердечником, а другим — с плоскими скобами, кото- 10

ые крепятся к поперечной кольцевой олке корпуса (1) .

Известен также корпус статора электрической машины., содержащий продольные брусья, скрепленные с корf5 пусом и расположенные в пазах сердеч ника. С целью повышения надежности крепления сердечника между сердечни( ком и корпусом расположены встречные

20 клинья, опорная поверхность которых . и плоскость, проведенная через ось симметрии бруса и ось вращения машины, образуют острый угол (2) .

Однако такие устройства имеют вы25 сокую сложность и трудоемкость.

Известен корпус статора электрической машины, содержащий продольные брусья, соединенные с сердечником и приваренные при помощи отрезков углового проката к поперечным полкам

30 корпуса.статора, причем одна плоская поверхность углового проката прилега ет к полке, другая » к ребру (3) .

Это устройство имеет низкую меха ническую прочность и требует примене- З5 ния большого количества продольных брусьев и отрезков углового проката для обеспечения надежности крепления сердечника, что усложняет конструкцию и увеличивает трудоемкость изготовле-40 ния машины.

Наиболее близким к изобретению по

I технической сущности является корпус статора электрической машины, содержа. щий.продольные призматические брусья 45 с выступами типа ласточкина хвоста для крепления сердечника, приваренные к пойеречным кольцевым полкам корпуса .при помощи промежуточных пустотелых гнутых из плоской заготовки элементов, имеющих плоский торец, прилегающий к полке и приваренный к ней, и прямолинейные края двух боковых граней, перпендикулярные торцу, приле. гающие к брусу и приваренные к нему. 55

Промежуточные элементы, получе " ные штамповкой из плоской заготовки, имеют форму объемного прямоугольного

705 треугольника с параллельными боковыми гранями, расстояние между которы ми равно тангенциальной толщине бруса.

Торец промежуточного элемента, имеющий П-образную форму, приварен к полке, а пРямолинейные края боковых граней, перпендикулярные торцу, приварены к боковым поверхностям брусьев по их обращенному к корпусу краю, в то время, как тангенциальное усилие приложено к брусу со стороны ласточкина хвоста. Тангенциальная ширина

,основания при этом определяется толщиной бруса, которая ограничена конструктивными соображениями j4) .

Недостаток известной конструкции заключается в том, что малая ши- рина основания промежуточного элемента и значительное плечо тангенциальной силы относительно швов приварки промежуточного элемента к брусу обуславливает относительно низкую прочность промежуточного элемента и швов его приварки. Поэтому для обеспечения надежности крепления сердечника нужно на каждый брус усганавливать большое количество промежуточных элементов, что увеличивает трудоемкость и металлоемкость статора.

Целью изобретения является снижение металлоемкости и трудоемкости изготовления корпуса статора.

Указанная цель достигается тем, что в корпусе статора электрической машины, содержащем продольные призматические брусья с выступами типа ласточкиного хвоста для крепления сердечника, приваренные к поперечным кольцевым полкам корпуса при помощи промежуточных пустотелых гнутых элементов, имеющих две боковые грани с прямолинейными, прилегающими и приваренными к брусу краями, перпен дикулярными плоскому торцу элементов прилегающему и приваренному к полке, боковые грани промежуточного элемента имеют форму усеченной конической поверхности, для которой прямолинейный край является образующей, а края боковых граней прилегают к брусу у основания выступа ласточкина хвоста. при этом уширенная часть торца промежуточного элемента расположена у внутреннего края полки.

На фиг. 1 показан статор предлагаемой конструкции, радиальное сечение, на фиг. 2 — промежуточный элемент, 3 вид сверху, на фиг. 3 — то же, в аксонометрии.

Корпус 1 статора электрической м шины содержит продольные брусья 2, соединенные с сердечником 3 при помощи ласточкиных хвостов 4. Продоль ные брусья 2 прикреплены к поперечным кольцевым полкам 5 при помощи промежуточных пустотелых элементов имеющих плоский торец 7, прилегающи к полке 5 и приваренный к ней. Ушир ная часть торца 7 расположена у вну . реннего края.8 полки 5.

Боковые грани 9 промежуточного элемента 6 выполнены по усеченной конической поверхности, для которой является образующей прямолинейный край 10 боковой грани 9.

Края 10 боковых граней 9 промежуточного элемента 6 прилегают к брусу

2 у основания 11 ласточкина хвоста и приварены к нему. Точка С (фиг. 1} является точкой пересечения образу конической поверхности боковой грани промежуточного элемента.

В качестве конкретного примера ис полнения на фиг. 2 изображен узел прилегаемой конструкции. Торец 7 про межуточного элемента 6 выполнен в виде многоугольника. Наибольшую тан" генциальную ширину b торец имеет у внутреннего края 8 полки 5. Плечо,д приложения тангенциальной силы Т относительно швов приварки промежуточного элемента 6 к продольному брусу

2 определяется высотой ласточкина хв ста 4. б

По сравнению с известным устройством плечо а уменьшается в 2,53,5 раза, что соответственно увеличи .вает несущую способность швов привар ки промежуточного элемента к брусу.

Для того, чтобы обеспечитЬ повышение прочности самого промежуточног элемента и швов его приварки к пол/

1125705- 4 кам, боковые грани промежуточного элемента выполнены по конической поа, верхности с выпуклостью наружу, так, что ширина основания g в 2,5-3,5 раза больше, чем у известного устройства.

При работе "лектрической машины: на ласточкин хвост со стороны сердеч.

6, ника действуют механические усилия, и 1р обусловленные электромагнитным тяжеен- нием, тепловыми деформациями и вибрат- цией сердечника. Промежуточные элементы обеспечивают механическую связь брусьев с корпусом и передают указанные усилия.

Расположение краев элемента у основания ласточкина хвоста уменьшает плечо силы, действующей на швы .приварки промежуточного элемента к брусу и тем самым повышает их несущую способность. Утирение торца у внутреннего края полки в 2,5-3,5 раза по сравющих нению с тангенциалъной шириной бруса соответственно увеличивает несущую способность швов приварки нромежуточного элемента к полке. Выполнение промежуточного элемента по усеченной конической поверхности, для которой прямолинейный край является образующей, а выпуклость обращена наружу, обеспечивает оптимальную форму промежуточного элемента, его равнопрочность со швами, приварки. Существенно то, что коническая поверхность разво"

35 рачивается на плоскость и, следова- . о тельно, промежуточный элемент возмажно изготовить гнутьем из плоской за" готовки. Это позволяет практически, не увеличивая трудоэатрат на изготовление одного промежуточного элемента, существенно повысить его прочность и соответственно уменьшить их количе. .ство в статоре, что снижает трудоем1 о кость изготовления и металлоемкость иэделия.

1125705

Составитель Ф.Подольская

Техред С.Легеза . Корректор М. Розцы я

Редактор В. Иванова

Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 8554/4 1 Тираж ббб

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб"., д. 4/5