Электропривод намоточного станка
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ЭЛЕКТРОПРИВОД НАМОТОЧНОГО СТАНКА, содержащий элек;тродвигатель постоянного тока, механически связанный с челноком и шпулей и подключенный к выходу регулятора оборотов, соединенного входом Пуск с кнопкой Пуск и с входом Сброс программного счетчика числа витков, входом , с его предварительным Замедление выходом, а входом Стоп - с выходом логического элемента ИЛИ, первый вход которого соединен с другим выходом программного счетчика числа витков, а второй - с сигнализатором аварийной остановки станка и с выходом б лока контроля работы да-тчика витков с tt-,C-, К-входами, 3:-вход которого связан с датчиком витков и| со сче ньтм .входом программного счётчика числа витков, С-вход - с выводом для.подключения к единичной шине, отличающий с я тем, что, с целью повышений надежности, в него введены последовательно соединенные блок задержки , подключенный к выходу регу лятора оборотов, и автогенератор, выходом подключенный к блока контроля работы датчика витков, причем частота автогенератора выбрана меньше нижнего-предела частоты следования импульсов датчика витков.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
««
РЕСПУБЛИН
as> Цan (д) Н 02 P 5/06 Н 01 F 41/08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ/ "
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTMA (21) 3538663/24-07 (22) 12.01.83
„(46) 23.11.84 Бюл. И 43
-(72) В.П.Гаврелюк и Н.Т.Кулешов (53) 621. 316. 5 (088. 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
У, 375693, кл. Н 01 F 41/04, 1973.
2. Авторское свидетельство СССР
У 792342, кл. Н 01 F 41/08, 1978. (54) (57) ЭЛЕКТРОПРИВОД НАИОТОЧНОГО
СТАНКА, содержащий электродвигатель постоянного тока, механически связанный с челноком и шпулей и подключен-. б ный к выходу регулятора оборотов, соединенного входом "Пуск" с кнопкой
"Пуск" и с входом "Сброс" программного счетчика числа витков, входом
"Замедление" - с его предварительным выходом, а входом "Стоп" -.. с выходом логического элемента ИЛИ, первый вход которого соединен с другим выходом программного счетчика числа витков, .а второй — с сигнализатором аварийной остановки станка и с выходом блока контроля работы дагчика витков с
2-,С", К-входами, 2-вход .которого связан с датчиком витков и со счетным .входом программного счетчика числа витков, С-вход †.с выводом для.под" ключения к единичной шине, о т л ич а ю щ и и с.я тем, что, с целью повышения надежности, в него введены последовательно соединенные блок за-. держки, подключенный к выходу регу лятора оборотов, и автогенератор,. выходом подключенный к К-входу блока Я контроля работы датчика витков, причем частота автогенератора выбрана меньше нижнего предела частоты следования импульсов датчика витков.
1125723
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в технологическом оборудовании для изготовления электрических катушек.
Известен электропривод намоточного станка, содержащий электродвигатель, датчик оборотов, программный счетчик витков и регулятор оборотов (1) .
Недостатком этого электропривода 10 является отсутствие контроля работы датчика витков (в качестве него используется датчик оборотов), при сбоях или других неисправностях которого в действительное число витков 35 бесконтрольно вносится погрешность, что снижает достоверность показаний счетчика и, в конечном счете, надежность в работе.
Наиболее близким к изобретению rro 20 технической сущности является электропривод наматочного станка, содержащий электродвигатель постоянного тока механически связанный с челноком и шпулей и подключенный к выходу pery- y5 лятора оборотов, соединенного входом, "Пуск" с кнопкой "Пуск" и с входом
"Сброс" программного счетчика числа витков, входом "Замедление" — с его предварительным выходом, а входом
"Стоп" — с выходом логического элемента ИЛИ первый вход которого соеди. „ нен с друтим выходом программного счетчика числа витков, а второй — с сигнализатором аварийной остановки
35 станка и с выходом блока контроля работы датчика витков с Х-, С-, Kвходами Х-вход которого связан с датl чиком витков и со счетным входом программного счетчика числа витков, С-вход — с выводом для подключения к единичной шине. Блок контроля работы датчика витков по принципу действия представляет собой устройство для допускового контроля частоты, на1/-вход которого в нормальном режи Ме работы всегда подается большая (рабочая) частота от датчика витков, а на К-вход — меньшая (контрольная) частота от датчика оборотов (2) .
Недостатком известного электропри вода является наличие механической связи электродвигателя с датчиком оборотов, что усложняет конструкцию и может привести к снижению надеж- 55 ности в работе.
Цель изобретения — повышение надежности электропривода в работе.
Поставленная цель достигается тем, что в электропривод намоточного станка, содержащий электродвигатель по- стоянного тока, механически связанный с челноком и шпулей и подключенный к выходу регулятора оборотов, соединенного входом "Пуск" с кнопкой
"Пуск" и с входом "Сброс" программного счетчика числа витков, входом "Замедление" — с его предварительным выходом, а входом "Стоп" — с выходом логического элемента ИЛИ, первый вход которого соединен с другим выходом программного счетчика числа витков, а второй — с сигнализатором аварийной остановки станка и с выходом блока контроля работы датчика витков с ) вЂ, С-, К-входами, 3 -вход которо"
ro связан с датчиком витков и со счетным входом программного счетчика числа витков, С-вход — с выводом для подключения к единичной шине, введены последовательно соединенные блок задержки, подключенный к выходу регулятора оборотов, и автогенератор, выходом подключенный к К-входу блока контроля работы датчика витков, причем частота автогенератора выбрана меньше нижнего предела частоты следа" вания импульсов датчика витков.
На чертеже представлена структурная схема электропривода намоточного станка.
Устройство содержит электродвигатель 1 постоянного тока, механически связанный с челноком 2 и шпулей 3 и подключенный к регулятору 4 оборотов.
Вход 5 "Пуск" регулятора 4 оборотов связан с кнопкой 6 "Пуск" и с входом
7 "Сброса" программного счетчика 8 числа витков, вход 9 "Замедление" с предварительным выходом 10 программного счетчика 8 числа витков, вход
11 "Стоп" через логический элемент
ИЛИ 12 — с выходом 13 программного счетчика, при этом другой вход логического элемента ИЛИ 12 подключен к сигнализатору 14 аварийной остановки станка и к инверсному выходу 15 блока 16 контроля работы датчика витков с 3 вЂ, С-, К-входами.
Блок 16 контроля рабаты датчика витков состоит из двух последовательно соединенных К-триггеров 17 и 18,, К-вход первого из которых (1 ), подключен к С-входу второго (18).3 -вход блока 16. контроля датчика витков связан с датчиком 19 витков и счетным
1125723 входом 20 программного счетчика 8, К-вход — с выходом автогенератора 21, а С-вход — с выходом 22 подключения к единичной шине. На входе датчика
19 витков установлена лампа 23 подсветки.
Регулятор 4 оборотов связан с автогенератором 21 через блок 24 задержВ ки.
Частота электрических колебаний 10 автогенератора 21 вырбана меньше нижнего предела частоты следования импульсов датчика 19 витков, который соответствует самым низким оборотам вала электродвигателя 1 ° 15
Электропривод намоточного станка работает следующим образом.
На программном счетчике 8 числа витков устанавливают заданное количество наматываемых витков. упрежде- 20 ния. Нажатием кнопки 6 "Пуск" включают через регулятор 4 оборотов элект родвигатель 1, который плавно приводит в движение выходной вал, связанный с челноком 2 со шлулей 3, оборо- 25 ты которого преобразуются в электрические импульсы датчиком 19 витков путем перекрытия луча света проводом, находящимся на шпуле 3. Эти импульсы поступают в программный счетчик 8 числа витков. Как только программный ,счетчик 8 числа витков зарегистрирует количество импульсов, равное заданному упреждению, на его выходе 10 появляется сигнал, идущий на вход 9
35 регулятора 4 оборотов. Происходит замедление вращения электродвигателя 1, а следовательно, скорости вращения шпули 3.
В момент, когда программный счет- .40 чик 8 зарегистрирует количество имгульсов, равное заданной программе, на его выходе 13 появляется команд-" ный импульс, идущий через логический элемент ИЛИ 12 на вход 11 регулятора 45
4 оборотов. Выходной вал электродвигателя 1, а следовательно, и шпули 3 под действием тормозов останавливается без выбега, так как выключение производится при малой скорости. В 50 начале следующего цикла работы, в момент включения кнопки 6 "Пуск", на вход 7 программного счетчика 8 поступает импульс. При этом программный счетчик 8 переводится в нулевое поло-И жение. Далее- цикл работы повторяется.
Блок 16 контроля работы датчика витков работает следующим образом.
В исходном состоянии триггеры 17 и 18 посредством установочных входов (не показан) переводятся в единичное состояние от кнопки 6 "Пуск" в начале цикла. В процессе работы вначале появляется импульс на выходе датчика 19 витков, который не оказывает влияния на единичное состояние триггера 17. Затем через интервал времени задержки между моментом нажатия кнопки 6 "Пуск" и появлением первого импульса с датчика 19 витков, ко-.орый определяется блоком 24 за- держки, на его выходе появляется напряжение, а на выходе автогенератора 21 — импульс, при исчезновении которого триггер 17 изменяет свое единичное состояние на нулевое. Однако триггер 18 при этом сохраняет прежнее единичное состояние, так, как на С-входе "О". Далее появляется импульс на выходе датчика 19 витков, и триггер 17 переходит в единичное состояние, однако триггер 18 продолжает находиться в единичном состоя.нии, что свидетельствует о нормальном процессе намотки.
Характерной особенностью блока
16 является следующее: поскольку частота контрольных .импульсов, поступаю х от автогенератора 21, выбрана ниже частоты следования импульсов, поступающих из датчика 19 витков при самых низких оборотах вала электродвигателя 1, то при исправном датчике 19 витков по крайней мере один импульс появляется на 1 -входе блока 16 контроля работы датчика витков в интервале между двумя импульсами, поступающими на К-вход того же блока.
Это исключает возможность появления на К-входе блока 16 двух импульсов подряд, а следовательно, совпадения единичных сигналов на С- и К-входах триггера 18, что обуславливает его единичное состояние..В случае обрыва провода или отказа в работе датчика 19 витков на
3-вход блока 16 импульсы, подтверждающие единичное состояние триггера 17, не поступают, поэтому первый контрольный импульс, поступивший на К-вход блока 16 (как и в нормальном режиме работы), переводит триггер 17 в нулевое состояние, при этом на К-входе триггера 18 появляется логическая
" 1". Второй контрольный импульс, поступивший на С-вход триггера 18, кот1
1125723
BBHHQH Заказ 8555/42" Т аж 666 Но
Фииваа Ф1и ° 3 ФММ фОдф яибйфюктйм ф 4 да на его К-входе присутствует " 1", переводит триггер 18 в нулевое сиксто яние. Единичный сигнал с выхода 15 по цепям 15-12-11-4-1 и 15-12-11-424-21 отключает питание электродвига. 5 теля 1 и блока 21, а по цепи 15-14 .включает сигнализатор 14 аварийной остановки станка. При нажатии кнопки . 6 "Пуск" цикл работы повторяется.
Такое выполнение электропривода . ° намоточного станка упрощает,его конструкцию,(кинематику станка) за счет, исключения механической связи электродвигателя с автогенератором, что, в конечном счете, повышает надежность в работе. Надежность в работе повышается при этом также за счет облегчения электрического режима блока контроля работы датчика витков (уменьшается частота срабатывания триггера 17). При малой частоте конт. рольных импульсов этот блок большую часть времени пребывает в ждущем ре. жиме.