Дизель
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. ДИЗЕЛЬ, содержащий камеру сгорания, выполненную в виде выемки в поршне с горловиной (типа ЦНИДИ), головку цилиндра, впускной и выпускной клапаны, форсунку для впрыска топлива, установленную в головке цилиндра над выемкой в поршне наклонно к оси камеры, смещенную от ее центра и снабженную многодьфчатым распылителем с сопловьми отверстиями, оси которых пересекают боковую поверхность камеры сгорания под кромкой горловины при положении поршня в верхней мертвой точке, причем клапаны и носок распылителя со стороны огневой поверхности головки окружены выемками-цековками, перекрывающими друг друга, отличающийся тем, что, с целью улучшения мощностных и экономических показателей двигателя , сопловые отверстия распьтитепя выполнены с осями, расположенными вплане, под выeмкaми-цeкoвкa iи на участке от носка распылителя до горловины камеры сгорания. 2. Дизель по п. 1, отлич аю щ и и с я тем, что количество сопловых отверстий распылителя выполнено равным i 3-5, причем центральный относительно камеры сгорания угол d в плане между точками пересечения соседних осей сопловых отверстий с боковой поверхностью камеры выполнен в соответствии с соотношением 360 . , , 360 1+1
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
- РЕСПУБЛИН (19) (П) (so 4 F 02 В 23/08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
360 с (а
i+1 i-1 б
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ.(21) 3285873/25-06 (22) 08.05.81 (46) 07,03.88. Бюл. В 9 (71) Минский моторный завод и Белорусский политехнический институт (72) Ч.Б. Дробьппевский, Г.M. Кухаренок, Д.М. Пинский, В.А. Пресман, В.А. Рожанский, Ш.Я. Рубинштейн и Э.И.Кпаковский (53) 621.436.056(088,8) (56) Тракторные дизели. Справочник.
Под ред. Б.А. Взорова, М., Машиностроение, 1981, с ° 42-43. (54) (57) 1. ДИЗЕЛЬ, содержащий камеру сгорания, выполненную в виде выем- ки в поршне с горловиной (типа ЦНИДИ), головку цилиндра, впускной и выпускной клапаны, форсунку для впрыска топлива, установленную в головке цилиндра над выемкой в поршне наклонно к оси камеры, смещенную от ее центра и снабженную многодырчатым распылителем с сопловыми отверстиями, оси которых пересекают боковую поверхность камеры сгорания под кромкой горловины при положении поршня в верхней мертвой точке, причем клапаны и носок распылителя со стороны огневой поверхности головки окружены выемками-цековками, перекрывающими друг друга, отличающийся тем, что, с целью улучшения мощностных и экономических показателей двигателя, сопловые отверстия распылителя выполнены с осями, расположенными в- плане.под выемками-цековками на участке от носка распылителя до горловины камеры сгорания.
2. Дизель по п. 1, о т л и ч а- ю шийся тем, что .количество сопловых отверстий распылителя выполнено равным i = 3-5, причем центральный относительно камеры сгорания угап Ы в плане между точками пересечения соседних осей сопловых отверстий с ббковой поверхностью каме: ры выполнен в сбответствии с соотношением
1126029
Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, в частнос.ти к двигателям с воспламенением от сжатия, более конкретно к дизелям, имеющим камеру сгорания в поршне.
Известен дизель, содержащий камеру сгорания, выполненную в виде выемки в поршне с горловииой (типа ЦНИДИ), головку цилиндра, впускной и выпуск- 1О ной клапаны, форсунку для впрыска топлива, установленную в головке цилиндра над выемкой в поршне наклонно к оси камеры, смещенную от ее центра и снабженную многодырчатым 15 распылителем с сопловыми отверстиями, оси которых пересекают боковую поверхность камеры сгорания под кромкой горловины при положении поршня в верхней мертвой точке, причем кла- 20 паны и носок распылителя со стороны огневой поверхности головки окружены выемками — цековками, перекрывающими друг друга.
Недостатком указанного дизеля яв- 25 ляется то, что взаимное расположение топливных факелов и выемок-цековок не обеспечивает полного возцухоиспользования в процессе сгорания, что отрицательно сказывается на мощност- 30 ных и экономических показателях двигателя.
Цель изобретения — улучшение мощностных и экономических показателей двигателя.
Это достигается тем, что в дизеле, содержащем камеру сгорания, выполненную в виде выемки в поршне" с горловиной (типа ЦНИДИ), головку цилиндра, впускной и выпускной кла- 40 паны, форсунку для впрыска топлива, установленную в головке цилиндра над выемкой в поршне наклонно к оси камеры, смещенную от ее центра и снабженную многодырчатым распылителем . с сопловыми отверстиями, оси . которых пересекают боковую поверхность камеры сгорания под кромкой горловины при положении поршня в верхней мертвой точке, причем клапаны и носок распылителя со стороны огневой поверхности головки окружены выемками-цековками, перекрывающими друг друга, сопловые отверстия рас. пылителя выполнены с осями, расположенными в плане под выемками-це55 ковками на участке от носка распылителя до горловины камеры сгорания.
При этом угловое расположение топливных струй при количестве сопловых отверстий, равном i = 3-5, предпочтительно выбирать так, чтобы центральный относительно камеры сгорания угол в плане между точками пересечения соседних осей сопловых отверстий с боковой поверхностью камеры бьш выполнен в соответствии с соотношением
360 360 ,. < gc
1+1 -1
На фиг. 1 изображен дизель, поперечный разрез плоскостью, проходящей через ось форсунки; на фиг. 2 — то же, продольный разрез плоскостью, проходящей через оси клапанов;. на фиг. 3 — расположение цековок головки, камеры сгорания и осей сопловых отверстий распылителя, план.
Дизель содержит камеру сгорания, выполненную в виде выемки 1 в поршне 2 с горловиной 3, головку 4 цилиндра, впускной 5 и выпускной 6 клапаны, форсунку 7 с многодырчатым распылителем 8. Клапаны 5 и-6 и носок распылителя 8 окружены выемкамицековками 9, 10, 11 соответственно.
Форсунка 7 установлена наклонно относительно вертикальной оси 12 камеры сгорания, носок распылителя.8 смещен в плане относительно оси 12 камеры сгорания, а оси 13 сопловых отверстий распылителя 8 пересекают боковую поверхность камеры сгорания в точках а, расположенных под кромкой 14 горловины 3 при положении поршня 2 в верхней мертвой точке.
При этом между поршнем 2 и огневой поверхностью 15 головки 4 имеется надпоршневой зазор 16. Выемки-цековки 9, 10, 11, выполненные на огневой поверхности 15, образуют полости с увеличенным надпоршневым зазором, частично расположенные над горловиной 3 камеры сгорания. Выемки-цековки 9, 10 под клапаны 5.и 6 и выемкацековка 11 под носок распылителя 8 смещены в противоположные стороны относительно продольной оси 17 камеры сгорания. Оси 13 сопловых отверстий распылителя 8 на участке. от носка распылителя 8 до боковой поверх-. ности (точки a) камеры сгорания расположены под выемками-цековками 9, 10 и 11.
Угол a(между радиусами-лучами 18, соединяющими вертикальную ось 12
1126029 камеры с точками а, в которых оси 13 сопловых отверстий пересекают боковую поверхность камеры сгорания, определяется соотношением
360,, 360
i+1 i-1 где i — количество сопловых отверстий, равное 3-5.
Дизель работает следующим образом. л
На такте сжатия за счет вытеснения воздушного заряда из надпоршневого зазора 16 в камере сгорания возникает тороидальный вихрь. При поло кении поршня 2 в зоне в.м.т. надпоршневый зазор 16 уменьшается до минимальных значений и воздух из него вытесняется в камеру сгорания.
В полостях, образованных выемкамицековками 9, 10 и 11, находится до полнительное количество воздуха. . При впрыске топлива топливные факелы, распространяясь в направлении осей
13 сопловых отверстий, проходят под указанными полостями. При этом находящиися в полостях воздух участвует в смесеобраэовании с верхними слоями факелов. В результате коэффициент избытка воздуха в зонах распыливания топливных факелов увеличивается. Увеличение количества воздуха в этих зонах позволяет улучшить топливную экономичность дизеля при сохранении неизменной мощности либо увеличить мощность дизеля при сохранении расхода топлива.
Использование предлагаемой конструкции в опытных дизеляхД-240 Минского моторного завода позволяет снизить удельный расход топлива при мощности Ne = 6 1,6 кВт и частоте вращения и = 2200 об/мин,с 229,5 до 227,5 г/кВт ч.
При сохранении удельного расхода на уровне ge = 229,5 г/кВт-ч мощность повышается с 61,6 до 63,2 кВт.
При частоте вращения и = 1700 об/мин и Не = 51 кВт ge снижается на
4,5 г/кВт ч, а при сохранении уровня удельного расхода топлива мощность дизеля повышается на 2 5 кВт.
1126029 ф
Редактор Н.Сильнягина Техред Л. Сердюкова Корректор А.Обручар
Тираж 505 . Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 996
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул, Проектная 4