Судовой подшипниковый узел

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СУДОВОЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ, содержаш,ий втулку, закрепленную в дейдвудной трубе, внутри которой установлен гребной вал с облицовкой из набора колец, выполненных из антифрикционного материала, отличающийся тем, что, с целью увеличения срока службы подшипникового узла, набор выполнен с нечетным числом колец, при этом четные кольца, считая от носового или кормового торца облицовки , выполнены с торцовыми кольцевыми выступами, прилегающими к наружной поверхности вала и сопряженными с торцовыми кольцевыми впадинами, которые выполнены в нечетных кольцах, причем четные обладают большей водопоглощаюш.ей способностью, чем нечетные кольца. I to О5 о:

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК зш В 63 Н 23/26; 23/34

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

° ...4?ъ. (ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, К А BTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ т (21) 3634024/27-11 . (22) 12.08.83 (46) 30.11.84. Бюл. № 44 (72) А. В. Смыков, Г. Н. Беликин, В. Н. Елизаров, Н. И. Сергеев, В. А. Черепнин и А. Ф. Федякин (71) Владивостокский морской торговый порт и Ленинградское высшее инженерное морское училище им. адм. С. О. Макарова (53) 629.1.037.5 (088.8) (56) 1. Сб. «Судоремонт Флота рыбной промышленности» 1980, № 42, с. 23 27. (54) (57) СУДОВОЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ

УЗЕЛ, содержащий втулку, закрепленную

„„SU„„1126496 A в дейдвудной трубе, внутри которой установлен гребной вал с облицовкой из набора колец, выполненных из антифрикционного материала, отличающийся тем, что, с целью увеличения срока службы подшипникового узла, набор выполнен с нечетным числом колец, при этом четные кольца, считая от носового или кормового торца облицовки, выполнены с торцовыми кольцевыми выступами, прилегающими к наружной поверхности вала и сопряженными с торцовыми кольцевыми впадинами, которые выполнены в нечетных кольцах, причем четные обладают большей водопоглощающей способностью, чем нечетные кольца.

1126496

Составитель A. Строков

Редактор Т. Парфенова Техред И. Верес Корректор В. Гирняк

Заказ 8620/15 Тираж 455 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым подшипниковым узлам.

Известен судовой подшипниковый узел, содержащий втулку, закрепленную в дейдвудной трубе, внутри которой установлен гребной вал с облицовкой из набора колец, выполненных из антифрикционного материала (1).

Недостатком известного устройства является низкая надежность крепления облицовки на гребной вал, что приводит к ее проворачиванию и повышенному износу, а следовательно и снижению срока службы подшипникового узла.

Цель изобретения — увеличение срока службы подшипникового узла.

Цель достигается тем, что в судовом подшипниковом узле, содержащем втулку, закрепленную в дейдвудной трубе, внутри которой установлен гребной вал с облицовкой из набора колец, выполненных из антифрикционного материала, набор выполнен с нечетным числом колец, при этом четные кольца, считая от носового или кормового торца облицовки, выполнены с торцовыми кольцевыми выступами, прилегающими к наружной поверхности вала и сопряженными с торцовыми кольцевыми впадинами, которые выполнены в нечетных кольцах, причем четные обладают большей водопоглощающей способностью, чем нечетные кольца.

На чертеже изображен судовой подшипниковый узел, продольный разрез.

Судовой подшипниковый узел содержит втулку 1, закрепленную в дейдвудной трубе 2, внутрь которой введен гребной вал 3 с облицовкой из антифрикционного материала, выполненной в виде набора нечетных

4 и 5 и четного 6 колец. На консоль гребного вала 3 напрессован гребной винт 7.

Кольцо 6 набора выполнено из материала, водопоглощение которого выше, например капролона (водопоглощение 7,4 /p), чем у колец 4 и 5, выполненных например из текстолита (водопоглощение 5,2 /p) . В то же время половина длины (f,) образующей внутренней поверхности 8 кольца 6 больше половины (3,), образующей наружной поверхности 9 того же кольца 6. А у колец 4 и 5 наоборот.

Судовой подшипниковый узел работает следующим образом.

После сборки устройства и спуска судна

5 на воду кольца 4 — 6 омываются забортнои водой и из-за свойств материала (водопоглощения) будут изменять свои линейные размеры. Но так как в районе контакта кольца 6 с кольцами 4 и 5 последние меньше изменят свой размер по отношению к изменению размера кольца 6, поэтому кольца 4 и 5 своими торцовыми нахлестами (торцы колец контактируют по двум плоскостям, перпендикулярным гребному валу 3 и цилиндрической поверхности вала 3) будут препятствовать перемещению концевых кромок кольца 6, тем самым увеличивая надежность крепления кольца 6 и поверхности гребного вала 3. Для увеличения надежности крепления кольца 4 — 6 могут устанавливаться на клею, что еще больше повышает надежность их крепления и срок службы подшипникового узла.

Кольцо 6, выполненное из капролона, будет испытывать объемное сжатие, а износостойкость и соответственно срок службы стесненного антифрикционного материала выше износостойкости того же материала в свободном состоянии на 20 — 30%.

Чередование колец 4, 5 и 6, имеющих различные коэффициенты трения, повысит

30 срок службы судового подшипникового узла и обеспечит его равномерный износ, так как вначале будут изнашиваться кольца 4 и 5, после чего их износ прекратится н будет изнашиваться кольцо 6 и т. д. При работе судна в загрязненных акваториях инородные частицы, попадая в зону трения кольцо 5 — втулка 1, из-за их малой радиальной податливости будут выталкиваться потоком охлаждающей воды в следующую зону кольцо 6 — втулка 1, где абразивное

4р действие частицы будет ниже из-за более высокой податливости капролона по отношению к текстолиту. Следовательно, из-за деформации материала кольца 6 абразивное действие инородных частиц в предлагаемом устройстве снижается, тем самым сни45 жая износ подшипникового узла и увеличивая его срок службы.