Винтовая передача

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ВИНТОВАЯ ПЕРЕДАЧА,содержащая ябдовой винт, взаимодействующую с ним гайку с равномерно расположенными по окружности продольными прорезями, образующими упругие элементы, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции и уменьшения габаритов, в центральной части гайки на наружной поверхности ее вьтолне а кольцевая проточка, на которой расположены продольные прорези, выполненные замкнутыми, длиной, равной ширине проточки.

СООЗ СОВЕТСНИХ

СЮВВЗЮФ

PEOlYSËÈН

„„80„„1 I 26743

Э(511 F 16 Н 25/22 « как ..

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

AO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3579754 /25-28 (22) 15.04.83 (46) 30.11.84. Бюл. У 44 (72) В.С.Савицкий, И.Д.Барский и Л.Н.Скорнякова (53} 62-231.23(088.8) (56) 1.Патент СШ 11.- 397 7269, кл. 74-44), 1976 (прототип). (54 ) (57 ) ВИНТОВАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая мЬдбвой винт, взаимодействующую с ним гайку с равномерно расположенными по окружности продольными прорезями, образующими упругие элементы, о т— л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью упрощения конструкции и уменьшения габаритов, в центральной части гайки на наружной поверхности ее выполнена кольцевая проточка, на которой распоЛожены продольные прорези, выполненные замкнутыми, длиной, равной ширине проточки.!

126

Ф

Изобретение относится к машино строению, в частности, к винтовым механизмам точных перемещений.

Известна винтовая передача, содержащая ходовой винт, взаимодействую- 5 щую с ним гайку с равномерно распо ложенными по окружности продольными прорезями, образующими упругие элементы. Прорези выполнены незамкнутыми ,и на их свободных концах размещена 10 пружина 1.1 3.

Недостатком известной винтовой передачи является ее сложность, обусловленная наличием пружины, а также увеличенные габариты. 15

Цель изобретения — упрощение конструкции и уменьшение габаритов передачи.

Указанная цель достигается тем, что в винтовой передаче, содержащей 20 ходовой винт, взаимодействующую с ним гайку с равномерно расположенными по окружности продольными прорезями, образующими упругие элементы, в центральной части гайки на наружной?5 поверхности ее выполнена кольцевая проточка, на которой расположены продольные прорези, выполненные замкнутымп, длиной, равной ширине проточки.

На фиг.l изображена гайка, попе- З0 речное сечение; на фиг.2 — схема взаймодействия ходового винта и гайки при расчетной нагрузке Р д „, на фиг.Зсхема взаимодействия ходового винта и гайкипри максимальнойнагрузке Р„, .З

Винтовая передача содержит ходовой винт 1, взаимодействующую с ним гайку

2 с равномерно расположенными по окружности продольными прорезями 3, образующими упругие элементы 4. В центральной части гайки 2 на наружной поверхности ее выполнена кольцевая проточка 5, Прорези 3 выполнены замкнутыми, а их длина равна ширине проточки 5. Наружный диаметр прозоч- 5 ки 5 меньше диаметра передней 6 и задней 7 торцовых частей гайки 2.

Гайка 2 закреплена в иорпусе 8 неподвижно или с возможностью ра- SO диальных перемещений (" плавающая" гайка j.Между резьбой ходового винта

l и гайки 2 в случае необходимости могут быть размещены тела качения, например шарики., $5

При изготовлении гайки 2 средний диаметр 0 „ резьбы в .ее упругих эле. ментах 4 получают меньше, чем сред

743 2 ний диаметр резьбы в ее передней 6 и задней 7 торцовых частях (фиг.1).

Разница в средних диаметрах необ" ходима для получения деформации упругих элементов 4 гайки 2 с целью обеспечения беззазорного соединения.

Минимальная величина этой деформации соответствует той, при которой суммарная сила упругости во всех деформированных упругих элементах 4 будет равна рабочей нагрузке Рр.ч!действующей я винтовой передаче (фиг.21.

Максимальная величина деформации упругих элементов 4 гайки 2 равна половине разности средних диаметров резьбы в торцовых частях 6 и 7 гайки 2 и в ее упругих элементах 4.

Вместе с тем. величина максимальной деформации всегда должна лежать s пределах ее упругих элементов.

Винтовая передача работает следую щим образом.

Когда ходовой винт l ввертывают в гайку 2,ее упругие элементы 4 за счет разности в средних диаметрах резьбы ходовоговинта 1 и гайки 2 разжимаются и плотно, без зазоров охватывают резьбу винта 1. За счет упругости элементов 4 гайки 2 винтовое соединение автоматически остается беззазорньм и по мере износа резьбы. Витки резьбы винта l и гайки 2 смыкаются всей рабочей поверхностью, а число витков резьбы гайки, воспринимающих нагрузку, увеличивается по мере износа резьбы.

Этот фактор повышает износоустойчивость гайки, а отсутствие элементов регулирования зазоров упрощает конструкцию винтовой передачи и уменьшает. ее габариты.

Под действием Р. „,упругие элемен ты 4 гайки 2 разжимаются до тех пор, пока средний диаметр резьбы в них н Г сравняется со средним диаметром резьбы в передней 6 и задней 7 торцовых частях гайки 2, которые и воспринимают на себя нагрузку Рц „,предохраняя упругие элементы 4 от дальнейшей деформации и возможного повреждения, (фиг.3).

Максимальная деформация упругих ! элементов 4 контролируется разницей в наружных диаметрах кольцевой проточ" ки 5 и передней 6 и задней 7 торцовых частей. Эта разница численно равна двойной линейной величине мак\

Составитель А.Герасимов ,Техред Ж.Кастелевич Корректор Л.Пилипенко

Редактор М. Дылын

Заказ 8665/27 Тираж 912 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1!3035,Москва,Ж-35,Раущская иаб.,д.4/5

Филиал ППП ."Патент",г.ужгород,ул.Проектная,4

3 11267 си 1альной деформации одного из упру- гих элементов 4 гайки 2.

Использование изобретения позволит упростить конструкцию винтовых

43 4 передач, снизить затраты на обслуживание, повысить точность и надежностЬ механизмов, в которых применяются конструкции данного типа.