Устройство для защиты судового движителя от столкновения с битым льдом
Иллюстрации
Показать всеРеферат
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ СУДОВОГО ДВИЖИТЕЛЯ ОТ СТОЛКНОВЕНИЯ С БИТЫМ ЛЬДОМ, содержащее клиновидный выступ, выполненный на днище в кормовой части корпуса судна в зоне подъема днища к судовому движителю , отличающееся тем, что, с целью обеспечения эффективной защиты движителя от битого льда без существенного увеличения сопротивления движению судна на чистой воде, устройство имеет два вертикальных крыла с вертикальными осями поворота, установленных симметрично относительно диаметральной плоскости в районе выступа, причем верхняя поверхность каждого крыла цримыкает к днищу судна, а их нижняя поверхность находится на уровне основной плоскости судна. (Я to 00 о сд
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3578242/27-11 (22) 12.04.83 (46) 07.12.84. Бюл. № 45 (72) 3. Б. Сегал (71) Ленинградский институт водного транспорта (53) 629.124.791 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 757385, кл. В 63 В 35/08, 1978 (прототип). (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ
СУДОВОГО ДВИЖИТЕЛЯ ОТ СТОЛКНОВЕНИЯ С БИТЫМ ЛЬДОМ, содержащее клиновидный выступ, выполненный на
„„SU, 1127805 A
ЗЫ В 63 Н 5/16; В 63 В 35/08 днище в кормовой части корпуса судна в зоне подъема днища к судовому движителю, отличающееся тем, что, с целью обеспечения эффективной зашиты движителя от битого льда без существенного увеличения сопротивления движению судна на чистой воде, устройство имеет два вертикальных крыла с вертикальными осями поворота, установЛенных симметрично относительно диаметральной плоскости в районе выступа, причем верхняя поверхность каждого крыла цримыкает к днищу судна, а их нижняя поверхность находится на уровне основной плоскости судна.!
127805
2 1
Фиг.2
Составитель И. Корюхина
Техред И. Верес Корректор О. Билак
Тираж 455 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор О. Бугир
Заказ 8825/! 4
Изобретение относится к судостроению, в частности к ледоколам.
Известно устройство для защиты судового движителя от столкновения с битым льдом, содержащее клиновидный выступ, выполненный на днище в кормовой части корпуса судна в зоне подъема днища к судовому движителю (1).
Недостатком устройства является то, что расположенный на днище громоздкий выступ существенно увеличивает сопротивление движению судна на чистой воде, значительно снижая максимальную скорость хода.
Цель изобретения — обеспечение эффективности защиты движителя от битого льда без существенного увеличения сопротивления движению судна на чистой воде.
Поставленная цель достигается тем, что устройство для защиты судового движителя от столкновения с битым льдом, содержащее клиновидный выступ, выполненный на днище в кормовой части корпуса судна в зоне подъема днища k судовому движителю, имеет два вертикальных крыла с вертикальными осями поворота, установленных симметрично относительно диаметральной плос- 25 кости в районе выступа, причем .верхняя поверхность каждого крыла примыкает к днищу судна, а их нижняя поверхность находится на уровне основной плоскости судна.
На фиг. 1 схематично изображено устройство для защиты судового движителя от ЗО столкновения с битым льдом, вид на днище ледокола; на фиг. 2 — то же, вид сбоку; на фиг. 3 — сечение А — А на фиг. 1.
Устройство содержит два вертикальных крыла 1, симметрично расположенных от. носительно диаметральной плоскости (ДП) судна и установленных в зоне подъема дни-. ща 2 к гребным винтам 3 с возможностью поворота вокруг вертикальных осей 4, а также клиновидный выступ, образованный вертикальными боковыми поверхностями 5, 40 симметрично расходящимися под углом 30—
45 к ДП, и нижней поверхностью 6, кормовая кромка которой 7. примыкает к днищу судна 2. Толщина клиновидного выступа плавно уменьшается в направлении к корме (фиг. 3).
Высота боковых поверхностей 5 плавно увеличивается от ДП к бортам, причем нижние поверхности выступа и крыльев находятся на уровне основной плоскости судна (фиг. 2). Верхние поверхности крыльев примыкают с небольшим зазором к днищу
2 судна.
Протяженность крыла 1 в плане (длина хорды) составляет 20 — 30% от ширины судна. Ширина клиновидного выступа составляет не более четверти ширины судна.
Устройство работает следующим образом.
При движении ледокола в ледовых условиях крылья 1 поворотом вокруг вертикальных осей 4 устанавливаются под углом
30 — 45 к ДП, так что нередкие кромки крыльев опираются на боковые поверхности 5 выступа. Битый лед, скользящий по днищу ледокола, достигнув зоны расположения устройства,„направляется вдоль боковых поверхностей 5 выступа и крыльев 1 в сторону бортов и далее под кромки ледового канала. Таким образом обеспечивается защита винто-рулевого комплекса судна, а также частичная очистка судоходного канала от битого льда.
При движении ледокола на чистой воде крылья 1 поворотом вокруг вертикальных осей 4 устанавливаются параллельно ДП (чтобы угол атаки равнялся нулю), что приводит к снижению сопротивления воды движению ледокола и улучшает условия подтекания воды к движителям.
Использование изобретения позволяет улучшить работу гребных винтов в ледовых условиях — предовращает удары лопастей о битый лед и повышает КПД движителей, кроме .того, создает более благоприятные условия эксплуатации транспортных судов на очищенных от битого льда судоходных каналах.