Устройство для защиты судового движителя от столкновения с битым льдом

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ СУДОВОГО ДВИЖИТЕЛЯ ОТ СТОЛКНОВЕНИЯ С БИТЫМ ЛЬДОМ, содержащее клиновидный выступ, выполненный на днище в кормовой части корпуса судна в зоне подъема днища к судовому движителю , отличающееся тем, что, с целью обеспечения эффективной защиты движителя от битого льда без существенного увеличения сопротивления движению судна на чистой воде, устройство имеет два вертикальных крыла с вертикальными осями поворота, установленных симметрично относительно диаметральной плоскости в районе выступа, причем верхняя поверхность каждого крыла цримыкает к днищу судна, а их нижняя поверхность находится на уровне основной плоскости судна. (Я to 00 о сд

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3578242/27-11 (22) 12.04.83 (46) 07.12.84. Бюл. № 45 (72) 3. Б. Сегал (71) Ленинградский институт водного транспорта (53) 629.124.791 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 757385, кл. В 63 В 35/08, 1978 (прототип). (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ

СУДОВОГО ДВИЖИТЕЛЯ ОТ СТОЛКНОВЕНИЯ С БИТЫМ ЛЬДОМ, содержащее клиновидный выступ, выполненный на

„„SU, 1127805 A

ЗЫ В 63 Н 5/16; В 63 В 35/08 днище в кормовой части корпуса судна в зоне подъема днища к судовому движителю, отличающееся тем, что, с целью обеспечения эффективной зашиты движителя от битого льда без существенного увеличения сопротивления движению судна на чистой воде, устройство имеет два вертикальных крыла с вертикальными осями поворота, установЛенных симметрично относительно диаметральной плоскости в районе выступа, причем верхняя поверхность каждого крыла цримыкает к днищу судна, а их нижняя поверхность находится на уровне основной плоскости судна.!

127805

2 1

Фиг.2

Составитель И. Корюхина

Техред И. Верес Корректор О. Билак

Тираж 455 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор О. Бугир

Заказ 8825/! 4

Изобретение относится к судостроению, в частности к ледоколам.

Известно устройство для защиты судового движителя от столкновения с битым льдом, содержащее клиновидный выступ, выполненный на днище в кормовой части корпуса судна в зоне подъема днища к судовому движителю (1).

Недостатком устройства является то, что расположенный на днище громоздкий выступ существенно увеличивает сопротивление движению судна на чистой воде, значительно снижая максимальную скорость хода.

Цель изобретения — обеспечение эффективности защиты движителя от битого льда без существенного увеличения сопротивления движению судна на чистой воде.

Поставленная цель достигается тем, что устройство для защиты судового движителя от столкновения с битым льдом, содержащее клиновидный выступ, выполненный на днище в кормовой части корпуса судна в зоне подъема днища k судовому движителю, имеет два вертикальных крыла с вертикальными осями поворота, установленных симметрично относительно диаметральной плос- 25 кости в районе выступа, причем .верхняя поверхность каждого крыла примыкает к днищу судна, а их нижняя поверхность находится на уровне основной плоскости судна.

На фиг. 1 схематично изображено устройство для защиты судового движителя от ЗО столкновения с битым льдом, вид на днище ледокола; на фиг. 2 — то же, вид сбоку; на фиг. 3 — сечение А — А на фиг. 1.

Устройство содержит два вертикальных крыла 1, симметрично расположенных от. носительно диаметральной плоскости (ДП) судна и установленных в зоне подъема дни-. ща 2 к гребным винтам 3 с возможностью поворота вокруг вертикальных осей 4, а также клиновидный выступ, образованный вертикальными боковыми поверхностями 5, 40 симметрично расходящимися под углом 30—

45 к ДП, и нижней поверхностью 6, кормовая кромка которой 7. примыкает к днищу судна 2. Толщина клиновидного выступа плавно уменьшается в направлении к корме (фиг. 3).

Высота боковых поверхностей 5 плавно увеличивается от ДП к бортам, причем нижние поверхности выступа и крыльев находятся на уровне основной плоскости судна (фиг. 2). Верхние поверхности крыльев примыкают с небольшим зазором к днищу

2 судна.

Протяженность крыла 1 в плане (длина хорды) составляет 20 — 30% от ширины судна. Ширина клиновидного выступа составляет не более четверти ширины судна.

Устройство работает следующим образом.

При движении ледокола в ледовых условиях крылья 1 поворотом вокруг вертикальных осей 4 устанавливаются под углом

30 — 45 к ДП, так что нередкие кромки крыльев опираются на боковые поверхности 5 выступа. Битый лед, скользящий по днищу ледокола, достигнув зоны расположения устройства,„направляется вдоль боковых поверхностей 5 выступа и крыльев 1 в сторону бортов и далее под кромки ледового канала. Таким образом обеспечивается защита винто-рулевого комплекса судна, а также частичная очистка судоходного канала от битого льда.

При движении ледокола на чистой воде крылья 1 поворотом вокруг вертикальных осей 4 устанавливаются параллельно ДП (чтобы угол атаки равнялся нулю), что приводит к снижению сопротивления воды движению ледокола и улучшает условия подтекания воды к движителям.

Использование изобретения позволяет улучшить работу гребных винтов в ледовых условиях — предовращает удары лопастей о битый лед и повышает КПД движителей, кроме .того, создает более благоприятные условия эксплуатации транспортных судов на очищенных от битого льда судоходных каналах.