Беззазорная червячная передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
БЕЗЗАЗрРНАЯ ЧЕРВЯЧНАЯ ПЕРЕДАЧА , содержащая червячне-; колесо, два вала, установленные на них и кинематически связанные между собой зубчатыми колесами червяки и расположенный на одном из валов элемент, донускающий их относительный поворот , отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности и КПД передачи, она снабжена дополнительными взаимодействующими между собой двумя зубчатыми колесами с передаточным числом, не равным единице, также установленными на валах, и одно из них связано с основным;: расположенным на том жб валу элементом, допускающим относительный поворот червяков. § ю 00 о 1о И / / ю
„SU„„1128019: A
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК 16 H 1(16
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ. И ОТКРЫТИЙ (21) 3527987/25=28 (22) 22.12.82 (46) 07.12.84. Бюл; Р 45 (72) .В. Г. Саркисян, P. М. Меликсетян, В, М. Мирзоян и М. В. Микаелян (71) Армянский научно-исследовательский конструкторско-технологический институт
"АрмНИИмаш" (53) 621.833.12 (088.8) (56) l. Авторское свидетельство СССР
У 366288, кл. F 16 Н 1/16, 1970. (54) (57) БЕЗЗАЗОРНАЯ ЧЕРВЯЧНАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая червячно; колесо, два вала, установленные на них и кинематически связанные между собой зубчатыми колесами червяки и расположенный на одном иэ валов элемент, допускающий их относительный поворот, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности и КПД передачи, она снабжена дополнительными взаимодействующими между собой двумя зубчатыми колесами с передаточным числом, не равным единице, также установленными на валах, и одно из них связано с основным;: расположенным на том же валу элементом; допускающим относительный поворот червяков.
112&019 р р ерв
ВНИИПИ 3 9006 25 Ти аа 912 Повлнсное
Иатеет, г. Уагород, ул.Проектная,4
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах четаллорежущих станков.
Известна беззазорная червячная передача, содержащая червячное колесо,,два вала, уста- 5 новленные на. них и кинематически связанные между .собой зубчатыми колесами червяки и расположенный на одном из валов элемент,, допускающий их относительный поворот. Элемент выполнен в виде кулачковой муфты (1). 1о
Недостатками известной беззазорной передачи являются низкие долговечность и КПД, обусловливаемые наличием дополнительного привода для одного иэ червяков.
Цель изобретения — повышение долговеч- 15 ности и КПД передачи.
Указанная. цель достигается тем, что беззазорная червячная передача, содержащая червячное колесо, два вала, установленные на них и кинематически связанные между 20 собой зубчатыми колесами червяки и расположенный на одном из валов элемент, допускающий их относительный поворот, снабжена до- . полнительными взаимодействующими между собой двумя зубчатыми колесами с переда- 25 ! точным числом, не равным единице, также установленными на валах, и одно из них связано с основным расположенным на том же валу элементом, допускающим относительный поворот червяков. 30
На чертеже изображена безэазорная червячная передача, .
Беээазорная червячная передача содержит червячное колесо 1, два вала 2 и 3, установленные на них и кинематически связанные между собой зубчатыми колесами 4 и 5 червяки 6 и 7, а также дополйительные1 зубчатые колеса 8 и 9, установленные на валах
2 и 3, соответственно. Передаточное число колес 8 и 9 не равно единице. На валу 3, кроме того, расположен элемент, допускающий относительный поворот червяков 6 и 7,,выполненный в виде фрикционной муфты 10.Устройство работает следующим образом.
Червячному колесу 1 сообщается вращение
Рдновременно от двух червяков 6 и. 7. Червяк 6 получает вращение от привода передачи (не показы) с частотой г.1. Червяк 7 получает вращение от червяка 6 через зубчатце колеса 4 и. 5 с частотой (д или зубчатые
- колеса 6 и 9 с частотой Я, отличной от Q на величину Ьь1, Зазор в зацеплении выбирается при .включении или меньшую частоту вращения, цачинает опере>кать червяк 6 или отставать от него, выби ая зазо в ч ячном зацеплении, что составляет 1 — 2% в зависимости от точности червячного зацепления.
Вопрос о том, которому из червяков необходимо сообщить большую частоту вращения, решается в зависимости ot исполнения червячной передачи. Если червячная передача выполнена самстормозящей, то для исключения поломки передачи червяку 7 сообщают большую частоту вращения, чем червяку 6.
При этом передаточное число зубчатых колес
8 и 9 должно быть больше единицы i 1,02.
Во время работы вспомогательный червяк 7 начинает опережать основной червяк 6, выбирая зазор и создавая натяг. Дальнейшее увеличение натяга увеличивает момент сопротивления в передаче, муфта 10, проскальзывая, выравнивает утловые скорости червяков. Червяк 7 все время старается опередить червяк 6, что обеспечивает постоянный выбор зазора. Так как червякам сообщаются частоты вращения, отличающиеся на небольшую величину, .то проскальзывание в муфте 10 невелико и не отражается на ее нормальной работе.
Если червячная передача выполнена несамотормозящей,. то червяку 7 можно сообщить как большую, так и меньшую, чем червяку
6, частоту вращения. Выбор зазора в случае, когда частота вращения червяка 7 больше, чем червяка 6, аналогичен предыдущему. При сообщении червяку 7 меньшей частоты вращения червяк 6 является ведущим, следовательно, фрикционная. муфта 10 передает меньший крутящий момент, силы сопротивления в зацеплении уменьшаются.
Для получения Q i td передаточное отноше ние зубчатых колес 4 и S принимают меньшим единицы (i 0;98) .
Во время работы вспомогательный червяк 7, отставая, выбирает зазор. После полной выборки зазора червячное колесо 1 проворачивает вспомогательный червяк 7 и муфту
10, выравнивая угловые скорости червяков.
В случае, когда передачу нужно использовать как обыкновенную (не беэзазорную), например, при холостых ходах и установочных перемещениях, вспомогательный червяк 7 связывают с основным 6 зубчатыми колесами
4 и 5 переключением фрикционной муфты
10.
Таким образом, введение дополнительной механической передачи между червяками с. передаточным отношением, не равным единице, позволяет отказаться от дополнительного привода, следовательно, упростить конструкцию и уменьшить энергоемкость предлагаемой пере