Червячная передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ЧЕРВЯЧНАЯ ПЕРЕДАЧА по авт. св. N° 954669, о т л и ч а ю щ .а я с я тем, что, с целью повышения надежности работы путем исключения возможного перемещения червячного колеса при сотрясшиях и вибрациях в момент остановки вращения, выстуЬы . или пазы стопора обратного хода аа винтовой поверхности червяка выполнены Г-образными и на боковых поверхностях зу&ев червячного колеса вьшолиены ответные выступы рдяг зацепления с -выемками Г-образных выступов или пазами стопора обратного хода червяка .. (Л
СОО3 СОВЕТСНИХ
И ЛИОЮ
РЕСПУБЛИН
Ъ
ОЮ (10 з р F 16 Н 1/16
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
К АВТОРСКОМУ С9ИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 954669 (21) 3587642/25 — 28 (22) 03.05.83 (46) 07.12.84. Бюл. М 45 (72) М. Б. Зандер и В. А. Ларионов (53) 621.833 (088.8) (56) 1. Авторское. свидетельство СССР
Мб 954669, кл. F 16 H 1/16, 1981 (прототип)(I (54)(57) ЧЕРВЯЧНАЯ ПЕРЕДАЧА по авт. св.
У 954669, о т л и ч а ю щ .а я с я тем, что, с целью повышения надежности работы путем исключения возможного перемещения червячного колеса при сотрясениях и вибрациях в момент остановки вращения, выступы . или пазы стопора обратного хода иа вИнтовой поверхности червяка выполнены -o6p33asws и на боковых поверхностях зубьев червячного колеса выполнены ответные выступы для, зацепления с -выемками Г-образных выступов или пазами стопора обратного хода червяка.
1128021
ВНИИПИ Заказ 9006/25 Тираж 912 Подписное
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул.Проектная, 4
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механических и электромеханических интегрирующих приборах (счетчиках, электросчетчиках, спидометрах и т. и.). 5
По основному авт. св. N 954669 известна червячная передача, содержащая червяк, червячное колесо с гарантированным боковым зазором в зацеплении и стог р обратного хода, последний выполнен на винтовой поверх- 1Î нооти червяка вдоль его оси в виде выступов, высота которых меньше бокового зазора; или в виде пазов шириной, большей ширины венца червячного колеса ().
Недостатком известной передачи является 15 невысокая надежность при сотрясениях и вибрациях.
Цель изобретения — повышение надежности работы путем исключения возможного перемещения червячного колеса при сотрясениях 20 и вибрациях в момент остановки вращения.
Указанная цель достигается тем, что в червячной передаче,.содержащей червяк, червячное колесо с гарантированным боковым зазором в зацеплении и стопор обратного хода, последний выполнен на винтовой поверхности червяка .вдоль его оси в виде выступов, высота которых меньше бокового зазора, или в виде пазов шириной, большей ширины венца червячного колеса, выступы или пазы стопора обратного хода на винтовой поверхности червяка выполнены Г-образны— ми и на боковых поверхностях зубьев червячного колеса выполнены ответные выступы для зацепления с выемками Г-образных выс35 тулов или пазами стопора обратного хода червяка.
На фиг, 1 показана червячная передача со стопором в виде Г-образных выступов с выемками; на фиг. 2 — то же, со стопором в виде Г-образных пазов, имеющих аналогичные выемки, на фиг. 3 — сечение А-А на фиг. 1.
Червячная передача состоит из червяка 1 и червячного колеса 2. На чертеже выполнены
Г-образные выступы 3 с выемками 4 или
Г-образные пазы 5 с аналогичными выемками.
На червячном колесе 2 выполнены ответные выступы 6. Ограничительные плоскости ответных выступов 6 выполнены под прямым
4 углом к боковой поверхности на одной стороне зубьев колеса. Выемки 4 располо- . жены на встречных по отношению к ограничительным плоскостям;поверхностях выступов или пазов червяка.
Передача работает следующим образом.
При изменении вращения с прямого на обратное, выступы или встречные поверхности ., пазов червяка 1 упираются в боковую поверхность зубьев колеса 2, при этом ограничительные плоскости входят в углубления и удерживают колесо 2 от перемещений. С возобновлением вращения в прямом направлении выполнены или поверхности пазов 5 отходят от зубьев червячного колеса 2 и движение восстайавливается.
Предлагаемая червячная передача исключает движение обратного хода, устойчива по отношению к воздействию сотрясений и вибраций в момент остановки вращения.