Зубчатый редуктор

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ЗУБЧАТЫЙ РЕДУКТОР, содержащий корпус с отверстиями, зубчатые колеса и несущие их валы, установленные в подшипниковых опорах , по крайней мере одна из которых одного из валов размещена в эксцентричной втулке , смонтированной в отверстии корпуса с возможностью ее поворота посредством привода , и адаптивную систему с селектором и соединенным с приводом поворота эксцентричной втулки усилителем сигналов, о т л ичающийся тем, что, с целью повыше .i НИН нагрузочной способности путем повышения чувствительности адаптивной системы, он снабжен блоком измерения параметра нагружения передачи, соединенным с одним из входов селектора , и электрически взаимосвязаииыми между собой источником тока и блоком измерения проводимости, соединенными при. помощи щеток с валами смежных колес, по меньшей мере один из которых - электрически изолирован от корпуса, а блок измерения проводимости соединен также с другим входом селектора... л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ . РЕСПУБЛИК

09) (И) З1,51) F 16 Н 1/26

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, К ABTOPCHOIVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3555764/25-28 (22) 21.02.83 (46) 07.! 2.84. Бюл. )1 45 (72) Б. А. Азимов, А. И. Жабин, М. Б. Кивенсон и И. В. Кузьменко (71) Краматорский научно-исследовательский и проектно-технологический институт машиностроения (53) 621.833(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

М 781451, кл. F 16 Н 1/26, 1980. (54) (57) ЗУБЧАТЫЙ РЕДУКТОР, содержащий корпус с отверстиями, зубчатые колеса и несущие их валы, установленные в подшипниковых OIIOрах, по крайней мере одна из которых одного из валов размещена в эксцентричной втулке, смонтированной в отверстии корпуса с возможностью ее поворота посредством привода, н адаптивную систему с селектором и соединенным с приводом поворота эксцентричной втулки усилителем сигналов, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повыше л ния нагрузочной способности путем повышения чувствительности адаптивной системы, он снабжен блоком измерения параметра нагружения передачи, соединенным с одним из входов селектора, и электрически взаимосвязанными между собой источником тока и блоком измерения проводимости, соединенными при помощи щеток с валами смежных колес, по .меньшей мере один из которых. электрически изолирован от корпуса, а блок измерения ! проводимости соединен также с другим входом селектора.

1128022

Изобретение относится к машиностроению, в частности к крупным зубчатым передачам.

Известен зубчатый редуктор, содержащий корпус с отверстиями, зубчатые колеса и несущие их валы, установленные в подшипниковых опорах, по крайней мере одна из которых одного из валов размещена в эксцентричной втулке, смонтированной в отверстии корпуса с возможностью ее поворота посредством привода, и адаптивную систему 10 с селектором и соединенным с приводом поворота эксцентричной втулки усилителем сигналов (1) .

Однако известный редуктор характеризуется недостаточной чувствительностью адаптив- 15 ной системы и, как следствие, недостаточной нагрузочной способноотью.

Цель изобретения — повышение нагрузочной способности редуктора путем повышения чувствительности адаптивной системы. 20

Указанная цель достигается тем, что зубчатый редуктор, содержащий корпус с отверстиями, зубчатые колеса и несущие их валы, установленные в подшнпниковых опорах, по крайней мере одна из которых одного из ва- 25 лов размещена в эксцентричной втулке, смонтированной в отверстии корпуса с возможностью ее поворота посредством привода, и адаптивную систему с селектором и соединенным с приводом поворота эксцентричной втул 3р ки усилителем сигналов, снабжен блоком измерения параметра нагружения передачи, соединенным с одним из входов селектора, и : электрически взаимосвязанными между собой источником тока и блоком измерения проводимости, соединенными при помощи щеток с . валами смежных колес, по меньшей мере один из которых электрически изолирован от корпуса, а блок измерения проводимости соединен также с другим входом селектора, 4п

На чертеже изображена схема зубчатого редуктора, В корпусе 1 размещены зубчатые колеса 2 и 3, смонтированные на валах 4 и 5, установленных в подшипниковых опорах 6 и 7 соответственно. Опоры 6 вала 4 выполнены нерегулируемыми и электрически изолированы от корпуса 1, например, диэлектрической лаковой пленкой, нанесенной на сопрягаемые с корпусом 1 поверхности наружных колец

f подшипниковых опор 6. Одна из подпишнико-" вых опор 7 вала 5 установлена в эксцентричной втулке 8, размещенной в отверстии 9 корпуса 1 с воэможностью поворота с помо- 55 щью привода 10. Выход селектора 11 соединен с входом усилителя 12, выход которого в свою очередь соединен с приводом 10.

Блок 13 измерения параметра цагружения передачи, например мощности, потребляемой приводным электродвигателем (не показан), соединен с одним из входов селектора 11.

Импульсный источник 14 тока через блок 15 измерения проводимости с помощью щеток

16 и 17 соединен с валами 4 и 5 смежных зубчатых колес 2 и 3.

Блок 15 измерения проводимости соединен также с другим входом селектора 11.

С валом привода 10 связана передача, выполненная, например, в виде червяка 18, находящегося в зацеплении с червячным колесом 19, скрепленным с эксцентричной втулкой 8.

Устройство работает следующим образом.

После сборки редуктор нагружается базовой нагрузкой Р;, в качестве которой проводимость например, наиболее длительно действующая нагрузка соглавно циклограмме эксплуатации.

Путем вращения эксцентричной втулки 8 зубчатые колеса 2 и 3 устанавливаются в относительное положение, при котором длина контактных линий, измеренная известными методами, максимальна, и в таком положении измеряется проводимость зоны контатка 3<, принимаемая за базовую.

Значения базовой нагрузки и базовой, проводимости заносятся в запоминающее устройство селектора 11.

В процессе эксплуатации при нагрузке, отличной от базовой, деформации элементов. редуктора также отличаются от деформаций при базовой нагрузке, что вызывает изменение суммарной длины контактных линий и, как следствие этого, изменение проводимости зоны контакта.

В селектор 11 поступает сигнал от блока

15 измерения проводимости и блока 13 измерения параметра нагрузки. Учитывая; что

1. контакт эвольвентных зубьев зубчатых колес эквивалентен контакту двух цилиндров, площадь пятна контакта, а следовательно, и проводимость зоны контакта пропорциональна4Р, где P — параметр нагрузки. Селектор 11 обладает возможностью определения разности

Ч = Ь Ь т т где P — текущее значение параметра нагружения;

3т — текущая проводимость зоны контакта, и определения знака разности

Рт Рп и, где Рп — величина параметра нагружения, предшествующая текущей, а также выдачи управляющего сигнала, величи на которого пропорциональна величине ф, а знак зависит от знака я P.

1128022

Составитель А. Матвеев

Техред Т.Маточка Корректор, А. Обручар

Редактор А. Мотыль

Заказ 9006/25

Тираж 912

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

)13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Поскольку импульсный источник 14 тока имеет частоту, равную или кратную частот вращения одного иэ зубчатых колес, измерение проводимости производится в одинаковой фазе зацепления зубьев, что позволяет устранить погрешности, связанные с возможной разницей суммарной длины контактных линий в различных фазах зацепления.

Управляющий сигнал поступает на вход усилителя 12 сигналов, а затем на катуипсу возбуждения следящего привода 10, который поворачивает червячное колесо 19 в сторону, определяемую знаком управляющего сигнала.

При этом вал 5 с колесом 3 изменяет свое положение относительно вала 4 с колесом 2. Перемещение происходит до,достижения значения (= О, при котором суммарная длина контактных линий соответствует оптимальному значению, полученному предварительно при базовой нагрузке.

Применение предлагаемого устройства позволяет повысить чувствительность . адаптивной системы, связав значение "управляющего

10 сигнала с состоянием зоны контакта зубьев, что способствует повышению равномерности распределения нагрузки по длине зубьев при изменяющихся режимах эксплуатации. Это в свою очередь приводит к повышению нагрузочной способности предлагаемого редуктора.