Пьезоэлектрический двигатель
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ , содержзлщй два установленных в корпусе осцшшятора, опирающихся в диаметрально противоположных точках под одним углом на поверхность ротора с помо1цью поджимающих элементов и связанной с ними пружины, отличающийся тем, что, с целью уменьшения нестабильности мгновенной скорости вращения, каждый из поджимающих элементов предг . ставляет собой рычаг первого рода, один из концов которого закреплен шарнирно на корпуседвигателя другой связан с пружиной, общей: для обоих рычагов, при этом рычаги расположены параллельно и контактируют с осцилляторами, выполненными в виде пьезоэлементов, через звукойзоли (Л рующие прокладки.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
ОЗИЧ» РЕСПУБЛИК
09). (11) А
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И CANPblTHA (21) 3000032/18-24 (гг) 03. » .80 (46) 07.12.84. Вюл. S 45 (72) В.С.Вишневский, В.С.Коваль и В.В.Лавриненко (71) Киевский ордена Ленина политехнический институт им. 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции (53). 621.313.131537.228.1(088.8) (56) 1.. Патент США Р 4019073, кл. 310-8.2, 1977.
2. Авторское свидетельство СССР
У 688926, кл. 6 11 В 15/40, 1977 (прототип). (54) (57) ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ, содержащий два установленных
За) G » В 15/40; Н 02 М » /00;
Н 01 1 41/08 в корпусе осциллятора, опирающихся в диаметрально противоположных точ«ах под одним углом на поверхность ротора с помощью поджимающих эле- ментов и связанной с ними пружины,. отличающийся тем, что, с целью уменьшения нестабильности мгновенной скорости вращения, каждый из поджимающих элементов пред-. ставляет сббой рычаг первого рода, один иэ концов которого закреплен шарнирно на корпусе двигателя, другой связан с пружиной, общей. для .обоих. рычагов, при этом рычаги расположены параллельно и контактируют с осцилляторами, выполненнымй s ви- ® де пьезоэлементов, через звукоизоли» рующие прокладки
1128292
Изобретение относится к микро. электродвигателям и может быть ис- пользовано в магнитофонах, электрофонах, киноаппаратах и других устройствах. 5
Известны пьезоэлектрические двигатели, содержащие пьезоэлемент, взаимодействующий с цилиндрическим ротором Ц .
Наиболее близким к изобретению по технической сущности является пьезоэлектрический двигатель, содержащий два установленных в корпусе осциллятора, опирающихся в диаметрально противоположных точках под 15 одним углом на поверхность, ротора с помощью поджимающих элементов и связанной с ними пружины j2) .
Недостатком известного устройства является то, что оба осциллятора 20 работают несимметрично. При нагружении ротора угол контакта одного осциллятора растет, а другого.уменьшаетса. Вследствие этого возникают сила, прижимающая вал к подшип. 25 никам, и переменный тормозящий момент, приводящий к нестабильности .мгновенной скорости вращения двигателя.
Цель изобретения — уменьшение нестабильности мгновенной скорости вращения.
Поставленная цель достигается тем, что в пьезоэлектрическом двигателе, содержащем два установленных 35 в корпусе осциллятора, опирающихся в диаметрально противоположных точ ках под одним углом на поверхность ротора с помощью поджимающих элементов и связанной с ннм пружины, 40 каждый из поджимающих элементов представляет собой рычаг первого рода, один из концов которого закреплен шарнирно на корпусе двигателя, другой связан .с пружиной, общей 45. для обоих рычагов, при этом рычаги расположены параллельно и контактируют с осцилляторами, выполненными в виде пьезоэлементов, через звукоизолирующие прокладки. 50
Использование в пьезоэлектрическом двигателе одной пружины, которая одним концом прижимает один пьезоэлемент, а другим — другой, позволяет уравнять усилия прижима к 55 ротору обоих пьезоэлементов. При этом исчезает сила, прижимающая вал двигателя к подшипникам, и, следовательно, исчезает тормозящий момент, обусловленный трением вала двигателя в подшипниках, что повьппает стабильность его вращения.
На фиг.1 и 2 изображен пьезоэлектрический двигатель, на фиг.3-5— электрические схемы включения двигателя.
Пьезоэлектрический двигатель содержит ротор 1, установленный на валу 2 в подшипниках 3 скольжения.
На поверхность ротора 1 под одинаковым углом опираются в диаметрально противоположных точках пьезоэлементы 4 с электродами 5, к которым подведены выводы 6, подключенные к источнику 7 питания двигателя.
Пьезоэлементы 4 прижимаются к ротору 1 с помощью пружины 8. Каждый конец пружины 8 соединен со своим рычагом 9, который через звукоизолирующую прокладку 10 прижимает конец пьезоэлементов 4 к поверхности ротора 1. Концы пружины 8 могут непосредственно взаимодействовать с прокладками 10. В этом случае необходимость в рычагах отпадает. Кроме того, если вал двигателя необходимо вывести по обе стороны статора, то концы пружины 8 могут быть связаны с рычагами 9 через тросик, ленту или через систему рычагов.
Пьезоэлементы 4 с помощью выводов
6 подключаются к источнику 7 питания двигателя. Схемы включения могут иметь вид, изображенный на фиг.3,4 и 5. По схеме, изображенной на фиг.3, каждый пьезоэлемент 4 подключен к своему источнику переменного напряжения. Такая схема включения может быть применена в случае, если используемые пьезоэлементы имеют значительно отличающиеся резонансные частоты. В случае, если эти частоты совпадают, используются схемы включения, изображенные на фиг 4 и 5..
Пьезоэлектрический двигатель работает следующим образом.
Переменное напряжение от источника 7 питает пьезоэлементы 4, при этом в них возбуждаются акустические ко лебания, концы пьезоэлементов 4 начинают двигаться по замкнутой траектории, сообщая ротору вращающий момент.
Составитель А.Лобанов
Техред С.Легеза
Корректор О.Луговая
Редактор И. Николайчук
Тираж 574 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1.13035, Москва; Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 9070/39
Филиал ППП " Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Предложенный пьезоэлектрический двигатель обладает повышенной стабильностью мгновенной скорости вра1128292 4 щения. Кроме того, изобретение позволяет повысить частоту вращения ротора.