Способ сборки колесной пары локомотива

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. СПОСОБ СЮРКИ КОЛЕСНОЙ ПАИ ЮКОМОТИВА, включающий установку подшипникового узла с подшипником качения до упора в бурт оси, тепловую посадку колеса на ось до упора в подшипник качения и проверку качества сопряжения колеса с осью путем приложения к оси контрольнЪго осевого усилия и контроля сдвига колеса относительнооси, отличающийся тем, что, с целью снижения трудозатрат , при установке подшипника качения между ним и буртом оси размещают съемный элемент, перед приложением контрольного осевого усилия съемный элемент удаляют с оси, а контроль сдвига колеса относительно оси осуществляют возможностью обратной установки на ось съемного элемента с доследующей его фи |ссацией. 2. Способ по л. 1, о т л и ч а ющ и и с я ,тем, что фиксацию съемного элемента на оси осуществляют отбор товкой части бурта оси. hd

COIO3 СОВЕТСКИХ

ОИЦ Н

РЕСПУБЛИК

09) (11) А

y g В 23 .Р 19/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ CCCP

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OfÍÐÛÒÈÉ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

° °

° Ф

° аю (21) 3477524/25-27 (22) 30.07.82 (46) 15.12.84. Бюл. Р 46 (72) Л.П.Бардышова, В.П.Колесников и А.Т.Литвинов (71) Производственное обьединение

"Ворошиловградский тепловозостроитель, ный завод им. Октябрьской революции" (53). 658.515(088.8) (56) 1. PTN3-70 "Тепловозы. Тепловой метод формирования колесных пар", ВНИТИ, Коломна, 1970 (прототип). (54)(57) 1 ° СПОСОБ СБОРКИ КОЛЕСНОЙ

I!APbl ЛОЮИОТИВА, включающий установку подшипникового узла с подшипником качения до упора в бурт оси, тепловую посадку колеса на ось до упора в подшипник качения и проверку качества сопряжения колеса.с осью путем приложения к оси контрольного осевого усилия и контроля сдвига колеса относительно оси, отличающийся тем, что, с целью снижения трудозатрат, при установке подшипника качения между ннм и буртом оси размещают съемный элемент, перед приложением контрольного осевого усилия съемный элемент удаляют с оси, а контроль сдвига колеса относительно оси осуществляют возможностью обратной установки на ось съемного элемента с последующей его фиксацией.

2. Способ по и. 1, о т л и ч а юшийся тем, что фиксацию съемного Я элемента на оси осуществляют отбортовкой части бурта оси.

1129047

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в локомотивостроении при формировании колесных пар локомотивов моторнорсевыми подшипниками качения.

Известен способ сборки колесной пары локомотива, включающий установку подшипникового узла с подшипником качения до упора в бурт оси, тепловую посадку колеса на ось до упора 1О в подшипник качения, и проверку качества сопряжения колеса с осью путем приложения к оси контрольного осевого усилия и контроля сдвига колеса относительно оси j1j . 15

Для проведения проверки качества сопряжения оси с колесами приложить контрольное усилие к оси конструктивно сложно из-за упорных буртов на ней. Для фиксирования диска колеса 20 (зубчатого колеса) с внутренней стороны необходима специальная фигурная оснастка, не допускающая нх деформацию из-за больших контрбльных усилий.

Такая оснастка, представляющая собой 25 конструкцию с большой металлоемкостью и большими габаритами, должна быть изготовлена дополнительно к оборудованию пресса„

Цель изобретения - снижение .трудозатрат при сборке колесной пары локомотива.

Указанная цель достигается тем, что согласно способу сборки колесной пары локомотива, включающему 35 установку подпипникового узла с подшипником качения до упора в бурт оси, . тепловую посадку колеса на ось до упора в подпипник качения и проверку качества сопряжения- колеса с осью 40 путем приложения к оси контрольного осевого усилия и контроля сдвига колеса относительно оси, при установке подпипника качения между ним и буртом оси размещают съемный элемент, 5

45 перед приложением кбнтрольного осе" вого усилия съемный элемент удаляют . с оси, а контроль сдвига колеса отйосительно оси осуществляют возможнос-, тью обратной установки на ось съем- 50 ного элемента с последующей его фиксацией. Фиксация съемного элемента может быть осуществлена отбортовкой части бурта оси.

На фиг. 1 изображена колесная па- 55 ра с моторно"осевыми подшипниковыми ,узлами, обший вид;, на фиг. 2 - мотор,но-осевой подпипниковый узел с уста-. новленныч съемным элементом, на фиг. 3 - узел I на фнг. 2.

Колесная пара (см. фнг. 1) содержит ось 1, два колеса 2, зубчатое колесо 3 и два моторно-осевых подшипниковых узла 4 и 5. Узел 4 (см.фиг.2) состоит из радиально-упорного сферического подшипника 6, корпуса 7 подшипника (в данном случае он является опорой тягового-электродвигателя), лабиринтных колец 8 и 9, уплотнительного кольца 10 и болтов 11 с шайбами 12, крепящих кольцо 9 к корпусу 7 подпипника. Внутреннее кольцо 13 подшипника 6 с одной стороны контактирует с одним из колес 2 (см.фиг. 2), а с другой — упирается в бурт 14 оси 1 через съемный элемент — разъемное кольцо 15. Фиксация кольца 15 в радиальном направлении произведена местной отбуртовкой фланца 16 кольцевой проточки 17 У -образной формы, выполненной по краю бурта 14 (см. фиг. 3).

Подпипниковый узел 5 имеет аналогичную конструкцию (зеркальное отображение), только внутреннее .кольцо подшипника 13 контактирует не с колесом 2, а с зубчатым колесом 3.

Сборка колесной пары производится в следующем порядке.

На ось 1.одевают резъемное кольцо 15 до упора в бурт 14 и подшип--: ник 6.в горячем состоянии до упора . его внутреннего кольца 13 в кольцо 15.

Затем в горячем состоянии до упора во внутреннее кольцо подшипника 13 одевают на ось 1 колесо 2 вместе с установленными на нем лабиринтными кольцами 8 и 9.С противоположной стороны оси йадвигают на ось корпуса 7 подпипников, сдвигают их к середине оси и аналогичным образом производят насадку на ось второго подпипникового узла и зубчатогб колеса. Затем на определенном расстоянии от зубчатого колеса одевают нагретое второе колесо. После охлаждения до температуры окружающей среды кЬлесную пару устанавливают на гидравлический пресС и производят проверку качества сЬпряжений оси с колесами в следующем порядке: фиксируют колесо 2, контактирующее с подшипником, удаляют кольцо 15, прикладывают к оси контрольное усилие три раза и вновь устанавливают кольцо 15, которое цри смещении оси в колесе либо свобод- .

1 r

1129047

5 О

ЦРиг., z

Составитель В.Филимонов

Редактор А.Долинич Техред О,Ващишина Корректор М.РозМан

Заказ 9287/11 Тираж 1036 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4 но вставится на прежнее место (если контрольное усилие приложено к оси со стороны проверяемого колеса), либо не вставится (при противоположном направлении контрольного усилия). 5

Таким образом, кольцо 15 теперь является контрольным калибром, свидетельствующим о сдвиге колеса на оси, т.е. о некачественном их сопряжении.

Аналогичным образом проверяют качество сопряжения оси с зубчатым колесом 3.

Проверка качества сопряжения второго колеса 2 с осью не вызывает трудностей., так как оно не связано с под- 1 шипником. 3а смещением оси в нем можно следить по изменению зазора между его ступицей и ступицей зубчатого колеса, предусмотренного конструкцией колесной пары. 20

После успешных испытаний, когда кольцо 15 плотно вставляется на прежнее место, производят фиксацию кольца в радиальном направлении местной отбуртовкой фланца 16 кольцевой проточки 17, либо каким-нибудь известньИ способом. После установки колец 15 производят .дальнейшую сборку колесной пары: надвигают на подшипники 6 корпус 7 с установленным на нем уплотнительным кольцом 10 и болтами 11 с шайбами 12 крепят к ним кольца 9.

По сравнению с базовым объектом, в качестве которого принят прототип, предлагаемый способ формирования колесной пары локомотива с моторноосевыми подшипниками качения-прост и удобен, позволяет применить более прогрессивное тепловое формирование без изготОвления дополнительной металлоемкой оснастки к прессу для проверки качества посадки колес, контактирующих с подшипниками и, таким образом, сокращает номенклатуру оснастки и снижает трудоемкость процесса.

Кроме того, предложенный способ формирования колесной пары не требует применения мерительного инструмента для контроля за смещением оси в колесе, повышает точность .контроля и способствует улучшению качества изготовления колесных пар.