Спуско-подъемное устройство для судов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СПУСКО-ПОДЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СУДОВ, содержащее док-пон-тон с системой затопления и осушения, отличающееся тем, что, с целью снижения его металлоемкости и ускорения процессов спуска-подъема судов, док-понтон спабжен сухими отсеками и системой полиспастов, блоки которых закреплены на торцах докапонтона и на две акватории под док-понтоном , а ходовые концы канатов полиспастов закреплены на лебедках, установленных на береговой стенке, к которой пришвартован док-понтон с возможностью вертикального перемещения.
„,80„„1129122
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН зсю В 63 С 3/10
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТОРСКОМЪГ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ВивЛ119Т ;,4
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3637925/27-11 (22) 30.08;83 (46) 15.12.84. Бюл. № 46 (72) В. Н. Беляковский, Е. И. Радинский, В. П. Омельян и Л. С. Астахов (53) 629.12.002.28 (088.8) (56) 1. Ловягин М. А. и др. Металлические плавучие доки. Л., «Судостроение», 1964, с. 272 †2, рис. 141 (прототип). (54) (57) СПУСКО-ПОДЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СУДОВ, содержащее док-пон-тон с системой затопления и осушения, отличающееся тем, что, с целью снижения его металлоемкости и ускорения процессов спуска-подъема судов, док-понтон снабжен сухими отсеками и системой полиспастов, блоки которых закреплены на торцах докапонтона и на две акватории под док-понтоном, а ходовые концы канатов полиспастов закреплены на лебедках, установленных на береговой стенке, к которой пришвартован док-понтон с возможностью вертикального перемещения
1129122
Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам для спуска судов на воду и подъема с воды.
Известно спуско-подъемное устройство для судов, содержащее док-понтон с системой затопления и осушения (1).
Недостатками этого устройства являются большие металлоемкость и длительность процессов спуска-подъема судов.
Цель изобретения — снижение металлоемкости устройства и ускорение процессов спуска-подъема судов.
Указанная цель достигается тем, что в апуско-подъемном устройстве для судов, содержащем док-понтон с системой затопления и осушения, док-понтон снабжен сухими отсеками и системой полиспастов, блоки которых закреплены на торцах докапонтона и на дне акватории под док-понтоном, а ходовые концы канатов полиспастов закреплены на лебедках, установленных на береговой стенке, к которой пришвартован док-понтон с возможностью вертикального перемещения.
На фиг. 1 изображено спуско-подъемное устройство для судов, вид спереди; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг. 3— разрез В-В на фиг. 2; на фиг. 4 — узел 1 на фиг. 2; на фиг. 5 — схема усилий, действующих на док-понтон.
Спуско-подъемное устройство для судов состоит из дока-понтона 1, разделенного на балластные отсеки 2 поперечными и продольными переборками и сухие отсеки (воздушные ящики) 3, размещенные под стапель палубой, на которой на кильблоках и клетках устанавливают судно 4. Док-понтон оборудован системой затопления и осушения, состоящей из кингстонов 5 с валиковым приводом 6 управления, выведенным на стапель-палубу, и воздушных трубок 7, имеющих проходные запорные вентили 8 на стапель-палубе. Вентили 8 сообщаются с воздушной распределительной колонкой 9 гибкими шлангами 10.
Колонка 9 имеет запорные вентили 11, сообщающиеся с шлангами 10, запорный вентиль 12, сообщающийся с атмосферой, и запорный вентиль 13, который сообщается с магистралью подачи сжатого воздуха.
Док-понтон пришвартован к береговой стенке. К борту док-понтона приварены обухи 14, которые с помощью пальца 15 соединены с серьгой 16 бугелей 17, имеющих возможность перемещаться по швартовным колоннам 18 береговой стенки 19. Бугели 17 состоят из разъемной рамы 20; в которой укреплены вращающиеся ролики 21 для перемещения по швартовной колонне.
На носовом и кормовом торцах док-понтона установлены ходовые блоки 22 полиспастов 23, а их коренные блоки 24 закреплены на дне акватории. Ходовые конца канатов 25 полиспастов 23 закреплены на тя5
55 говых лебедках 26, установленных на береговой стенке 19. Коренные блоки 24 крепятся на дне акватории мертвыми якорями 27.
Устройство работает следующим образом
Устанавливают на стапель-палубе кильблоки и клетки. Открывают кингстоны 5 балластных отсеков 2 с помощью валиковых приводов 6, запорные вентили воздушной системы 8, расположенные на палубе докпонтона, вентиль 12 на колонке 9, сообщающий воздушную систему с атмосферой, вентили 11 на колонке, сообщающиеся воздушными шлангами 10 с воздушными вентилями 8 балластных отсеков. В балластные отсеки через кингстоны поступает вода, вытесняя воздух в атмосферу. После заполнения водяным балластом балластных отсеков понтон погружается на определенную глубину, но остается на плаву за счет силы плавучести воздушных ящиков 3. Эта сила обеспечивает надводный борт док-понтона в 5—
10 см и имеет определенную величину (за счет определенного объема воздушных ящиков), равную или незначительно меньше суммарного тягового усилия лебедок 26.
Закрывают воздушные вентили 12 и 11 на колонке 9. Включают синхронно лебедки 26 на выборку каната и плавно погружают док-понтон на определенную глубину.
С помощью буксиров или других средств (лебедок, шпилей) наводят судно на докпонтон по сигнальным устройствам, например вехам, установленным на стапель-палубе док-понтона (не показаны).
Затем включают лебедки на выдачу каната и док-понтон под действием силы плавучести воздушных ящиков начинает всплывать до контакта кильблоков и клеток с днищем судна.
Открывают сообщающийся с магистралью сжатого воздуха вентиль 13 на колонке и, открывая определенные вентили 11, продувают в определенном порядке балластные системы 2.
Время приема и удаления балласта зависит от площади сечения приемных труб кингстонов, воздушных труб, от давления продувочного воздуха, от величины открытия кингстонов и воздушных вентилей, что, в конечном итоге, определяет время погружения и всплытия док-понтона.
При всплытии док-понтона с судном по мере уменьшения высоты подводного борта судна увеличивается нагрузка на док-понтон и дальнейшее его всплытие обеспечивается увеличением количества удаляемого балласта, а также режимом работы лебедок на выдачу каната. Режим работы лебедок (чередование их включений и выключений) должен быть таким, чтобы канаты полиспастов были натянуты определенным усилием равным или несколько меньше силы плавучести воздушных ящиков док-понтона, что необходимо для обеспечения остойчивости
1129122
25 2Х
Фог.2 док-понтона в подводном положении. После окончательного всплытия док-понтона с судном закрывают кингстоны 5 и воздушные вентили 8, что является окончанием операции подъема судна. 5
Погружение док-понтона с судном производится в обратном порядке, при этом прием балласта и работа лебедок на выборку каната сочетаются таким образом, чтобы канаты полиспастов были натянуты для обеспечения остойчивости док-понтона в подводном положении (фиг. 5).
Технико-экономический эффект от использования предлагаемого изобретения достигается за счет снижения металлоемкости спуска-подъемного устройства; ускорения процессов спуска-подъема судов.
1129122
tel. Ф
Составитель Ю. Серов
Редактор И. Касарда Техред И. Верес Корректор О. Билак
Заказ 8956/14 Гираж 455 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 3(— 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул..Проектная, 4