Опорно-ходовая часть тяжелых машин

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПОРНО-ХОДОВАЯ ЧАСТЬ ТЯЖЕЛЫХ МАШИН, содержащая лыжи с нижними и верхними рельсами и балансиры лыж, шарнирно связанные с закрепленными на несущей раме гидродомкратами, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности и нагрузочной способности, она снабжена рядами роликов и установленным в каждой лыже между верхними и нижними рельсами дополнительным рельсом, шарнирно связанным с балансирами лыжи и имеющим на концах направляющие катки, установленный с возможностью взаимодействия с верхним рельсом, причем дополнительный и нижний рельсы в сечении имеют П-образную форму, обращены открытыми сторонами друг к другу и между их полками с возможностью контактирования с ними расположен ряд роликов, каждьй из которых выполнен с кольцевыми канавками на (Л его рабочей поверхности.

СОКИ СОВЕТСНИХ

СО!4ИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (д1) Е 02 F 9/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

2 f2

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕ П=НИЙ И OTHPbiTWI (21) 3634667/29-03 (22) 18.08.83 (46) 15.12.84. Бюл. 0 - 46 (72) B.И. Звонарев, А.A. Кучер, В.П. Костыпев и А.М. Будовой (53) 621.879.34(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

У 251484, кл. E 02 F 9/04, !966.

2. Авторское свидетельство СССР

Ф 222982, кл. Е 02 F 9/04, 1967 (прототип). (54)(57) ОПОРНО-ХОДОВАЯ ЧАСТЬ ТЯЖЕЛЫХ

МАШИН, содержащая лыжи с нижними и верхними рельсами и балансиры лыж, шарнирно связанные с закрепленными на несущей раме гидродомкратами, о т— л и ч а ю щ а я с я тем, что, с це„„SU„„1129298 А лью повышения долговечности и нагрузочной способности, она снабжена рядами роликов.и установленным в каждой лыже между верхними и нижними рельсами дополнительным рельсом, шарнирно связанный с балансирами лыжи и имеющим на концах направляющие катки, установленные с возможностью взаимодействия с верхним рельсом, причем дополнительный и нижний рель сы в сечении имеют П-образную форму, обращены открытыми сторонами .друг к другу и между их полками с возможВ ностью контактирования с ними расположен ряд роликов, каждый из которых выполнен с кольцевыми канавками на его рабочей поверхности. рующегося на разрезе "Бородинский", составляет 250 т, при этом ежегодная осадка рельсов в результате пластических деформаций составляет 20 мм.

Цель изобретения — повышение долговечности и нагрузочной способности ходовой части.

Укаэанная цель достигается тем, что опорно-ходовая часть тяжелых машин,, содержащая лыжи с нижними и верхними рельсами и балансиры лыж,,шарнирно связанные с закрепленными на несущей раме гидродомкратами, снабжена рядами роликов и установI

I ° ленным в каждой лыже между верхним и нижним рельсами дополнительным рельсом, шарнирно связанным с балансирами лыжи и имеющим на концах направляющие катки, установленные с возможностью взаимодействия с верхним рельсом, причем дополнительный и нижний рельсы в сечении имеют

П-образную форму, обращены открытыми сторонами друг к другу и между их полками с возможностью контактирования с ними расположен ряд роликов, каждый из которых выполнен с кольцевыми канавками на его рабочей

I поверхности.

На фиг. 1 изображена опорно-ходовая часть; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б-Б на фиг. 1.

Опорн о-ходовая ч ас ть в ключ ае т несущую раму 1, штоки 2 четырех гидродомкратов, шарнирно связанные с продольными балансирами 3, выполненными с двумя цилиндрическими цапфами, на которых закреплены промежуточные дополнительные рельсы 4, имеющие в сечении П-образную форму, направляющие катки 5, взаимодействующие с верхними рельсами 6, установленными на лыжах 7. Рельсы 4 шарнирно связаны с балансирами 3.

Катки 5 закреплены на рельсах 4.

На внутренних опорных поверхностях лыж 7 расположены нижние П-образные рельсы 8. Между рельсами 4 и 8 расположены ролики 9, закрепленные посредством осей в сепараторах 10, при э ом ролики 9 выполнены с кольцевыми канавками 11.

Несущая рама 1 через роликовый круг 12 опирается на базу 13.

Опорно-ходовая часть работает следующим образом, В исходном положении экскаватор опирается лыжами 7 на грунт, при, 1 1129298

Ъ

Изобретение относится к горнотранспортным машинам и может быть использовано в ходовых механизмах, предназначенных для перемещения тяжелых экскаваторов.

Известно опорное устройство шагающего ходового механизма, содержащее подъемные силовые гидроцилиндры,,шарнирно смонтированные на лыжах, при этом каждый силовой гидроцилиндр шарнирно оперт на гидростатический подшипник, опора которого установлена на плите лыжи с возможностью перемещения в горизонтальной плоскости посредством дополнительного силового гидроцилиндра, корпус которого шарнирно соединен посредством кронштейна с лыжей.

Устройство обеспечивает передачу больших нагрузок от веса сверхтяжелых экскаваторов и их благоприятное распределение на опорные лыжи через гидростатические подшипники.

Устройство реализовано на шагающем экскаваторе-.драглайне, вес которого составляет около 10000 т 1 .

Недостаток данного устройства заключается в сложности изготовления, так как оно содержит. элементы в виде ласточкиного хвоста. Кроме того, . 30 часть веса машины воспринимается скользящей опорой, что не исключает возможность зажиров в случае падения давления жидкости в полости гидростатического подшипника и неблагоприятно сказывается на эксплуатационной надежности ходовой части.

Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности является опорно-ходовая часть тяжелых машин, содержащая лыжи с нижними и верхни- 4О ми рельсами и балансиры лыж, шарнирно связанные с закрепленными на несущей раме гидродомкратами (2).

Недостатком данного ходового механизма является его неудовлетворитель-45 ная нагрузочная способность применительно к сверхтяжелым экскаваторам, Как показала практика, при эксплуатации тяжелых экскаваторов весом до 5000 т происходит интенсивный износ рельсов и ходовых колес, обусловленный их пластическими деформациями вследствие значительных удельных давлений в местах контакта соприкасающихся поверхностей, 55

Достаточно отметить, что нагрузка на одно ходовое колесо роторного экскаватора ЭРШРД-5000, эксплуати3 11292 этом его несущая рама 1 и опорная база 13 подняты с помощью гидродомкрата. Для перемещения экскаватора включают горизонтальные тяговые гидроцилиндры (не показаны, связанные с лыжами 7 и дополнительными рельсами 4, в результате чего экскаватор передвигается на величину заданного шага вследствие перекатывания роликов 9. 10

После завершения полного шага штоки 2 гидродомкратов втягиваются, при этом база 13 опускается до соприкосновения с грунтом. При дальнейшем втягивании штоков 2 направляющие 15 катки 5 начинают взаимодействовать с верхними рельсами Ь и поднимают лыжи 7. над грунтом. Затем включают обратный ход горизонтальных тяговых гидроцилиндров, связанных с верхними рельсами 4 и лыжами 7, и возвра щают последние в исходное положение.

Возврат роликов 9 в исходное положение осуществляется также с помощью горизонтальных гидроцилиндров, соединенных с. сепараторами 10 и лыжами 7..

Затем цикл шагания повторяется.

Боковые нагрузки, создаваемые весом экскаватора, установленного

° на наклонной плоскости, воспринима ются торцовыми поверхностями роликов 9 и выступами П-образных рельс 4 и 8.

98 4

В начальной стадии эксплуатации ходовой. части из-за разности диаметров роликов 9, обусловленных погрешностями их изготовления, возможны перегрузки отдельных роликов, сопровождающиеся пластическими деформациями контактирующих поверхностей. Так как от действия вертикальных нагрузок пластические деформации имеют поперечную направленность, то для обеспечения свободного распространения пластических деформаций ролики выполнены с кольцевыми канавками. По мере раскатки поверхности перегружен ных роликов нагрузки на эти ролики уменьшаются и они начинают работать в пределах упругих деформаций.

Вследствие наличия кольцевых канавок ролики раскрываются на номинальные размеры путем перехода из области пластических деформаций в область упругих деформаций, в результате чего обеспечивается их равномерное нагружение и линейный контакт с рельсами 4 и 8.

Применение предлагаемой опорноэдовой части позволяет повысить цолговечность и нагрузочную способность ходовых частей экскаваторов примерно в 5-6 раз путем использования П-образных рельс и роликов с широкими поверхностями качения, обеспечивающих линейный контакт.

Cl Г1

1129298

Составитель И. Синицкая

Редактор Ю. Ковач Техред С.Мигунова Корректор С. Шекмар

Заказ 9413/23 Тираж 643 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР . по делам изобретений и oTK|pbITHB

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 э