Способ заряда аккумуляторной батареи и устройство для его осуществления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. Способ заряда аккумуляторной батареи, включающий заряд последовательностью импульсов, частоту и длительность которых уменьшают в соответствии со скоростью уменьшения напряжения на аккумуляторной батарее между заряжающими импульсами, и при полном заряде на батарею подают редкие импульсы, при которых среднее значение тока не превышает тока подзаряда, отличающийся тем, что, с целью ускорения приведения аккумуляторной батареи в рабочее состояние и повышения надежности ее функционирования, на батарею подают зарядные импульсы, амплитуду тока которых ограничивают пределами 70-90% номинальной разрядной емкости до тех пор, пока напряжение на батарее в период прохождения зарядного импульса не будет достигать заданного уровня, затем заряд производят импульсами с ограничением амплитуды напряжения на достигнутом уровне, при этом в промежутках между зарядными импульсами подают разрядные импульсы таким образом, что между концом зарядного импульса и началом разрядного импульса промежутка нет, а между концом разрядного и началом зарядного имеется промежуток, длительность которого зависит от скорости уменьшения напряжения на .батарее и от скорости уменьшения сравниваемо го с ним опорного напряжения в указанном промежутке. 2. Устройство для осуществления способа по п. I, содержащее источник питания, источник опорного напряжения , состоящий из последовательно соединенных двух резисторов и стабилитрона и подключенный к зажимам источника питания, конденсатор, шунтирующую вьшоды для подключения Од о батареи цепочку, первый транзистор, подключенный змиттером к одному из зажимов источника питания, a коллекО1 тором - к положительному выводу для подключения аккз уляторной батареи и через согласно включенный диод к общей точке двух резисторов источника опорного напряжения, второй транзистор, связанный с базой первого транзистора и через резистор в коллекторной цепи - с вторым зажимом источника питания, третий транзистор , связанный коллектором с базой второго транзистора, a эмиттером - с шунтирзпощей вьгаоды для подключения батареи цепочкой.

„Я0„„1129675 А

СО1ОЗ СОВЕТСКИХ tglWI .

РЕСПУБЛИК

З(51) Н 01 M 10 44 Н 02 J 7 10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТЬСЯ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ,„,:j

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ до тех пор, пока напряжение на бата рее в период прохождения зарядного импульса не будет достигать заданно-, го уровня, затем заряд производят импульсами с ограничением амплитуды напряжения на достигнутом уровне, при этом в. промежутках между зарядными импульсами подают разрядные импульсы таким образом, что между концом зарядного импульса и начапом разрядного импульса промежутка нет, а между концом разрядного и началом зарядного имеется промежуток, длительность которого зависит от скорости уменьшения напряжения на батарее и от скорости уменьшения сравниваемо. го с ним опорного напряжения в указанном промежутке.

2. Устройство для осуществления способа по í. I, содержащее источник С питания, источник опорного напряжеЯ ния, состоящий из последовательно соединенных двух резисторов и стабилитрона и подключенный к зажимам источника питания, конденсатор, шунтирующую выводы для подключения батареи цепочку, первый транзистор, подключенный эмиттером к одному из С5 зажимов источника питания, а коллек- ф тором — к положительному выводу для фф подключения аккумуляторной батареи и через согласно включенный диод— к общей точке двух резисторов источника опорного напряжения, второй транзистор, связанный с базой первого транзистора и через резистор в коллекторной цепи — с вторым зажимом источника питания, третий транзистор, связанный коллектором с базой второго транзистора, а эмиттером — с шунтирующей выводы для подключения батареи цепочкой, (21) 3587893/24-07 (22) 04.05.83 (46) 15.12.84. Бюл. В 46 (72) Л. В.Козелков, Е.В.Пугачев, Б.Я.Розеншток, В.В.Теньковцев, В.Г,Бариков, В.Г.Иванов и В.Н.Хохлов (7)) Сибирский ордена Трудового

Красного Знамени металлургический институт им. Серго Орджоникидзе (53) 621. 355.16(088 ° 8) (56) 1. Заявка Великобритании

1Р 1236145, кл. Н 02 J 7/00, 1971.

2. Патент США 11- 3938019, кл. Н 02 J 7/10, опублик. 1976.

3. Заявка Великобритании

В 1279310, кл. Н 02 J 7/00, 1972.

4. патент сшА 1Р 3622857, кл. Н 02 J 7/1О, опублик. 19?I.

5. Авторское свидетельство СССР

1Р 886140, кл. Н 02 J .7/10, 1980. (54)СПОСОБ ЗАРЯДА АККУМУЛЯТОРНОЙ

БАТАРЕИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТ

ВЛЕНИЯ. (57) 1. Способ заряда аккумуляторной батареи, включающий заряд последовательностью импульсбв, частоту и . длительность которых уменьшают в соответствии со скоростью уменьшения напряжения на аккумуляторной батарее между заряжающими импульсами, и при полном заряде на батарею подают редкие импульсы, при которых среднее значение тока не превышает тока подэаряда, отличающийся тем, что, с целью ускорения приведения аккумуляторной батареи в рабочее состояние и повышения надежности ее функционирования, на батарею подают зарядные импульсы, амплитуду тока которых ограничивают пределами

70-90Х номинальной разрядной емкости

1 отличающеесятем,что, с целью повышения точности, положительный вывод стабилитрона источника опорного напряжения подключен к отрицательному выводу источника питания, между базой третьего транзистора и источником опорного напряжения дополнительно введены стабилитрон и шунтирующая стабилитрон цепочка иэ последоватс IbH0 соединенных диода и резистора, при этом сред няя точка шунтирующей цепочки связана через конденсатор с коллектором второго транзистора; а дополнительно

129675 введенный стабилитрон и диод шунти-— рующей его цепочки положительными выводами подключены к общей точке стабилитрона и одного из резисторов источника опорного напряжения.

3. Устройство по п. 2, о т л ич а ю щ е е с я тем, что цепочка, шуитирующая выводы для подключения батареи, выполнена из согласно подключенного к положительному выводу диода и двух последовательно включен. ных резисторов, общая точка которых связана с эмиттером третьего транзистора.. Изобретение относится к электро технике, в частности к способам и устройствам для заряда герметичных аккумуляторов и батарей из этих аккумуляторов, используемых в качестве источников питания аварийных светильников и гидроакустической аппаратуры подводных лодок и надводных кораблей, а также для питания аппаратуры войсковой тактической связи, некоторой аппаратуры космичес. ких объектов и в других отраслях народного хОзяйства.

Известен способ заряда аккумуляторной батареи, при котором быстрая зарядка аккумуляторной батареи осуществляется сильиоточными импульсами напряжения постоянного тока, в интервале между которыми аккумуляторная батарея разряжается в течение коротких периодов времени, при этом вначале сильжоточные импульсы очень быстро увеличивают напряжение аккумуляторной батареи, а затем увеличение напряжения происходит более медленно до тех пор, пока аккумуляторная. батарея не зарядится полностью. После полного заряда осуществляется непрерывный подзаряд И.

Недостатком указанного способа является отсутствие контроля напряжения аккумуляторной батареи в:- промежутках между зарядными импульсами и большая величина тока в конце. заряда, что может приводить к систематическому перезаряду

35 напряжения, а затеи зарядка осуществляеюся неизменными импульсами тока, которые имеют интервал продолжения зарядки 1, следующий после достижения на аккумуляторной батарее напряжения 0< при поступлении каждого иэ импульсов. В паузах, имеющих длительность 1 измеряется остаточt ное напряжение на аккумуляторной батарее в течение интервала измерения 1, которое сравнивается с опорной величиной. Фаза зарядки импульсами тока заканчивается, когда остаточное напряжение перестает уменьшаться ниже опорной величины (2) .

Однако неизменная величина опорного напряжения и длительность пауз между импульсами зарядного тока могут привести к повышенному выделению газа в конце заряда и, вследствие этого, к сокращению срока службы аккумуляторов, особенно герметичных.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является способ, при котором аккумуляторная батарея заряжается последовательносаккумуляторов и сокращению их срока службы.

Известен также способ заряда, аккумуляторной батареи, включающий

5 I фазу зарядки большим током и последующую фазу зарядки импульсами тока.

В течение фазы зарядки большим током зарядка осуществляется током неизменной величины до заданного

ll29675 тью импульсов, частота и длительность которых уменьшается в соответствии со скоростью уменьшения напряжения на аккумуляторной батарее между заряжающими импульсами.

Когда аккумуляторная батарея заряжается, ее напряжение уменьшается медленнее и достигает такой точки,при которой для поддержания полной . зарядки аккумуляторной батареи пода- 10 ются редкие случайные импульсы (3) .

В данном способе заряда нет контроля величины напряжения в момент, когда через аккумуляторную батарею протекает импульс тока, что может послу— жить причиной выделения водорода в конце заряда.

Кроме того, описанный способ не позволяет производить быстрый заряд батарей из герметичных аккуму- щ ляторов, так как в паузах между импульсами необходимо устанавливать такой уровень контролируемого напряжения, при котором длительный заряд будет безопасным для аккумуляторов.

Известна управляющая схема, обеспечивающая прекращение быстрого заряда аккумуляторной батареи при ее заряде в течение очень короткого времени путем попеременного пропускания через батарею импульсов тока заряда во время периода заряда и подключения к батарее цепи разряда в течение периода разряда. цепь разряда подключается к батарее в соответствии с сигналом, зависящим от напряжения на зажимах батареи.

Система быстрого заряда аккумуляторной батареи снабжена устройством для предупреждения подключения цепи разряда при пропускании через ао батарею импульсов тока заряда. Окончание быстрого заряда аккумуляторной батареи с переходом в режим непрерывного подзаряда обеспечивается схемой, реагирующей на определенное значение напряжения на зажимных батареи. Система содержит также устройство, позволяющее схеме для прекращения быстрого заряда реагировать на величину напряжения аккумуляторной батареи только в отсутствии тока заряда j4) .

Система имеет сложное схемное решение и не рассчитана для заряда герметичных аккумуляторов, так как в ней нет ограничения величины тока заряда, что на конечной стадии быстрого заряда может привести к повышенному выделению газа, а следовательно, выходу аккумуляторов иэ строя.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство для заряда акку. муляторной батареи, содержащее регулирующий транзистор, подключенный эмиттером к одному из зажимов неста-. билиэированного источника питания постоянного тока, а коллектором через резистор — к положительному выводу батареи, второй транзистор, который связан с базой регулирующего транзистора и с вторым зажимом источника питания через резистор в коллекторной цепи и через параллель. ную этому резистору цепочку иэ диода, зашунтированного конденсатором и ! резистора; цепь из последовательно соединенных первого и второго резисторов, стабилитрона и диода, подключенную к выводам источника питания и предназначенную для формирования опорного напряжения, шунтирующую батарею цепь, выполненную иэ согласно подключенного к положительному выводу батареи диода и резистора, третий транзистор, коллектор которого связан с баэоч второго транзистора, эмиттер — со средней точкой шунтирующей батарею (епочки, а база — с общей точкой стабилитрона и второго резистора цепи формирования опорного напряжения, четыре диода, два из которых соединены последовательно и подключены согласно между коллектором регулирующего транзистора и эмиттером третьего транзистора, третий диод подключен положительныи выводом к общей точке первого и второго резисторов цепи формирования опорного напряжения, а отрица тельным — к коллектору регулирующего транзистора, четвертый диод положительным выводом связан с общей точкой стабилитрона и диода цепи формирования опорного напряжения, а отрицательным с общей точкой диода конденсатора и резистора коллекторной цепи второго транзистора (5) .

Устройство обеспечивает несколько режимов заряда. На первой стадии заряд производится постоянным током до сообщения аккумуляторной батарее

60-70Х зарядной емкости. Ограничение тока в этом режиме осуществляется с помощью резистора, включенного в

1129675

5 зарядную цепь, и двух последовательных диодов, связывающих коллектор регулирующего транзистора и эмиттер третьего транзистора, когда напряжение на аккумуляторной батарее достиг- 5 нет заданного уровня начинается вторая стадия заряда при постоянном напряжении на уровне, достигнутом к концу заряда постоянным током. Заданный уровень напряжения подцерживается с помощью цепи формирования опорного напряжения и коллекторной цепи второго транзистора. Вторая стадия заряда заканчивается когда ток заряда уменьшится до 0,5-0,7 15 первоначального значения. С этого момента начинается третья стадия— доэаряда аккумуляторной батареи до тех пор, пока батарея полностью ие зарядится. На третьей стадии 20 дозаряд осуществляется при релейном переключении двух уровней напряжения, верхним из которых является

1уровень, достигнутый к концу заряда постоянным током на первой стадии заряда, а нижним — уровень, н котором ток подзаряда полностью заряженной батареи составляет 1-27, от -номинальной емкости, Нижний уровень напряжения заряда формируется в тот момент, когда второй транзистор запирается и в коллекторной цепи исчезает напряжение, с помощью которого создается положительное. смещение, формирующее верхний уровень напряжения заряда. Переключение

35 с нижнего уровня на верхний произвог:: дится тогда,.когда батарея неполностью заряжена и напряжение на ее выводах снижается до уровня, при котором

40. третий транзистор начинает открываться и открывает остальные транзисторы.

Когда батарея полностью заряжена, то релейный режим прекращается и начинается четвертая стадия подзаряда током, протекающим через первый

45 резистор цепи формирования опорного напряжения и третий диод. Устройство имеет два регулируемйх параметра— по нижнему уровню напряжения и по току, при котором происходит переключение с верхнего уровня напряжения заряда на нижний (5) .

Однако при регулировании указанных параметров наблюдается их"взаимное . влияние, что усложняет настройку, Кроме того, настраиваемый параметр по току отключения зависит от коэффициента усиления регулирующего транзистора, что также ухудшает точность настройки. К недостаткам следует также отнести влияние нестабильности параметров аккумуляторной батареи на величину верхнего уровня напряжения заряда и тока переключения.-Так, например, при более высоком внутреннем сопротивлении аккумуляторной батареи ток заряда может быть ниже тока переключения. В этом случае заряд будет производиться только на одном нижнем уровне, а это может привести к недозаряду аккумуляторов, и наоборот, при низком внутреннем сопротивлении и высокой температуре аккумуляторов ток заряда может не снизиться до тока переключения при заданном верхнем уровне напряжения, и тогда возможен перезаряд аккумуляторов.

Цель изобретения — ускорение приведения аккумуляторной батареи в рабочее состояние и повышение надежности ее функционирования, а также повышение точности устройства.

Поставленная цель достигается тем, что на аккумуляторную батарею подают зарядные импульсы тока, амплитуду которых ограничивают пределами

70-90% номинальной разрядной емкости до тех пор, пока напряжение на батарее в момент прохождения зарядного импульса тока не будет достигать заданного уровня, затем заряд производят импульсами напряжения с амплитудой на уровне, достигнутом к концу заряда импульсами тока, при этом в промежутках между зарядными импульсами подают разрядные импульсы таким образом, что между концом зарядного импульса и началом разрядного импульса промежутка нет, а между концом разрядного и началом зарядного имеется промежуток, длительность которого зависит от скорости уменьшения напряжения на батарее и от скорости уменьшения сравниваемого с ним опорного напряжения в указанном промежутке.

Величина амплитуды зарядных импульсов тока ограничивается конструктивными особенностями аккумулятора, в частности, токосъемников которые при токе по величине, превышающей 90Х номинальной разрядной емкости, будут подвергаться нагреву и могут выйти иэ строя.

В устройстве для заряда аккумуляторной батареи, содержащем источник!

129675

45 питания, источник опорного напряжения, состоящий из последовательно соединенных двух резисторов и стабилитрона и подключенный к зажимам источника питания, конденсатор, 5 резисторы, диоды, шунтирующую выводы для подключения батареи цепочку, первый транзистор, подключенный эмиттером к одному из зажимов источника питания, а коллектором — к .10 положительному выводу для подключения аккумуляторной батареи и через согласно включенный диод — к общей точке двух резисторов источника опор ного напряжения; второй транзистор, 15 связанный с базой первого транзистора и с вторым зажимом источника питания — через резистор в коллектор. ной цепи третий транзистор, связанный коллектором с базой второго 20 транзистора, эмиттербм — с шунтирую щей выводы для подключения батареи цепочкой, а базой — с источником опорного напряжения, стабилитрон источника опорного напряжения под- 25 ключен положительным. выводом к отрицательному выводу источника пита .ния, цепочка, шунтирующая батарею, выполнена из прямо подключенного к положительному выводу батареи диода 5О и двух последовательно .включенных резисторов, средняя точка которых связана с эмиттером третьего транзистора, а база третьего транзистора связана с источником опорного

35 напряжения через дополнительно введенный стабилитрон и шунтирующую этот стабилитрон цепочку из последо вательно соединенных диода и резистора, при этом положительные

40 выводы стабилитрона и диода подключены к .общей точке стабилитрона и одного из резисторов источника опорного напряжений, а средняя точка шунтирующей стабилитрон цепочки связана через конденсатор с коллектором второго транзистора.

На фиг, l представлены графики зависимостей зарядного тока и напряжения от времени в импульсном режи" ме; на фиг. 2 — средние значения тока .н напряжения в течение всего зарядного цикла; на фиг. 3 — схема предлагаемого устройства.

На фиг. 1 приняты следующие обозначения: Ц вЂ” нижний уровень напряжения, допустимый для длительного заряда батарей; 0< — верхний уровень ограничения напряжения на батарее при импульсном заряде;

05 — нижний уровень напряжения, sa. висящий от длительности промежутка между импульсами.

Способ заключается в следующем.

В начальный период заряда импульсами тока напряжение на аккумуляторной батарее низкое, и ток в импульсе достигает максимальной величины, допустимой для данного типа аккумуля. .торов, например 0,7-0,9 С, где

Сц-,номинальная емкость аккумулято- ров. В момент окончания зарядного импульса следует разрядный импульс, длительность которого 4-6 мкс, а амплитуда численно равна 0,3-0,5 С, Разрядный импульс частично снимает

ЭДС поляризации и тем самым ускоряет процесс формирования следующего зарядного импульса.

Спедующий зарядный импульс формируется в момент, когда напряжение .на аккумуляторной батарее выравнивается с опорным напряжением, которое в промежутках между импульсами не является постоянной величиной, а иэменйется в зависимости от длительиос. ти промежутка(паузы)таким образом, что в начале паузы оно имеет опреде" ленное значение U> (фиг, 1), а затем снижается. Величина снижения напряжения тем больше, чем длиннее пауза между импульсами тока. Таким образом, происходит, постепенное приближение 0 к нижнему уровню

0,-при котором гарантируется длительный заряд беэ интенсивного газообразования и выхода из строя аккумуляторов. Обычно время сравнивания напряжения 05 с напряжением

0, выбирается таким, чтобы среднее значение тока было равно 2-3Х от номинальной разрядной емкости аккумулятора .

Во время существования зарядного импульса формируется также верхний уровень опорного напряжения 0

I который ограничивает напряжение на батарее в момент прохождения зарядного импульса тока, тем самым предотвращается выделение водорода в герметичных аккумуляторах.

По мере заряда батареи напряжение на ее .клеммах увеличивается,ЭДС поляризации после окончания зарядного импульса спадает медленнее, поэтому пауза становится длиннее.

Среднее значение зарядного тока снижается (фиг. 2), однако среднее

10 на его коллекторе появляется положительный потенциал, который через конденсатор 23 и резистор 17 поступает на базу транзистора 3, формируя верхний уровень опорного напряжения. Уровень этого напряжения определяется падением напряжения на стабилитроне 8 источника 4 опорного напряжения и стабилитрона 14.

При появлении на базе транзистора 3 более высокого опорного напряжения происходит лавинообразное открывание всех транзисторов и через аккумуляторную батарею проходит зарядный импульс тока. Если внутреннее сопротивление аккумуляторной батареи низкое, то величина тока в импульсе ограничивается величиной базового тока транзистора 1. Если внутреннее сопротивление батареи велико, то напряжение на батарее достигает уровня 0 фиг. 1) . Этот уровень определяется величиной опорного напряжения и не должен превышать значения, при котором могут происходить нежелательные процессы в аккумуляторах, например образование водорода.

Длительность зарядного импульса формируется путем подбора параметров элементов схемы, а именно величиной емкости конденсатора 18 и величиной сопротивления резистора 17. Кроме того, длительность зависит также от сопротивления зарядной цепи. Так, если сопротивление зарядной цепи, включая внутреннее сопротивление аккумуляторной батареи, низкое, то длительность импульса максимальна и определяется в основном параметрами элементов схемы, если же сопротивление цепи заряда велико и ток заряда не достигает своего максимального значения, то конденсатор 18 не успевает полностью разряжаться и работает по неполному циклу из-за более низкого напряжения в коллекторной цепи транзистора 2. Зарядный импульс заканчивается, когда ток через конденсатор 18 становится недостаточ ным, чтобы удержать опорное напряжение на заданном уровне. Как только уровень опорного напряжения начнет снижаться, происходит лавинообразное запирание всех транзисторов.

В момент запирания транзисторов:3 и 2 базовый ток транзистора 1 исчезает настолько быстро, что накопившийся заряд между коллектором и

9 1129675 значение напряжения заряда продолжает увеличиваться за счет увеличения напряжения импульса зарядного тока. В конце заряда, когда батарея уже практически получила 5 необходимую зарядную емкость, пауза увеличивается настолько, что к ее окончанию опорное напр." кение становится равным Ц, среднее значение тока становится равным току подэаряда, т.е. численно равным 1-2Х номинальной емкости аккумуляторов, а среднее значение напряжения, снижается до уровня рекомендуемого для длительного заряда батарей дан- 15 ного типа. Таким образом, обеспечивается безопасный режим постоянного подзаряда аккумуляторных батарей.

Устройство, реализующее предлагаемый способ, содержит транзистор 1, 20 включенный в зарядную цепь, транзистор 2, включенный в базовую цепь транзистора I, транзистор 3, включенный в базовую цепь транзистора 2, источник.4 опорного напряже- 25 ния, подключенный к зажимам источника 5 питания и включающий в себя резисторы 6, 7 и стабилитрон 8, цепочку 9, шунтирующую аккумуляторную батарею 10 и состоящую из зО последовательно соединенных диода ll и резисторов 12 и 13, средняя точка которых подключена к эмиттеру транзистора,3, стабилитрон 14, включенный между базой транзистора 3 и источни35 ком 4, цепочку 15, шунтирующую стабилитрон 15 и состоящую из диода. 16 и резистора 17, конденсатор 18, связывающий коллектор транзистора 2 со средней точкой цепочки 15, диод 19, 4О подключенный к.средней точке резисторов 6,7 и к коллектору транзистора 1, резисторы 20, 21 и 22, конденсатор 23 °

Устройство работает следующим образом.

При подаче напряжения от источника 5 питания на стабилитроне 8 устанавливается опорное напряжение

Ц (фиг. 1). Это напряжение через стабилитрон 14 поступает на базу

50 транзистора 3. На эмиттере укаэанного транзистора имеется напряжение обратной связи, которое при правильной настройке схемы ниже опорного напряжения 4q . Поэтому транзистор

3 открывается и выдает сигнал на открывание транзисторов 2 H 1.

В момент открывания транзистора 2

1129675!

2 эмиттером не успевает пройти через базовый переход в прямом направлении, и образует своего рода источник, подключенный встречно по отношению к источнику 5 питания.

Наличие этого источника обеспечивает прохождение через аккумуляторную батарею разрядного тока, амплитуда и длительность которого подбирается путем изменения параметров элементов схемы. Для уменьшения амплитуды разрядного импульса и улучшения устойчивости работы схемы используется конденсатор 23, шунтирующий базу и коллектор транзистора 2. После окончания разрядного импульса наступает пауза, минимальная длительность которой определяется временем заряда конденсатора 18 по цепи: плюс источника 5 питания, резисторы 6 и 7, диод 16, резистор 20, минус источника 5 питания. Во время заряда.конден. сатора 18 напряжение на стабилитроне

8 становится меньше напряжения стабилизации, и протекание тока через него прекращается. Затем напряжение на нем восстанавливается, но из-эа динамических свойств ток не может мгновенно нарасти до прежней величины. Поэтому в первый момент опорное напряжение становится несколько вьппе т.е;,примерно. равным U (фиг. 1), и если к этому времени напряжение на эмиттере транзистора 3 станет ниже напряжения lJ, то произойдет очередное открывание всех транзисторов и формирование зарядного импульса тока.

По мере заряда батареи.ЭДС поляризации снижается медленнее, запуск транзисторов задерживается и пауза увеличивается. Пауза увеличивается еще и за счет того, что опорное напряжение также снижается за это время на некоторую величину. В конце заряда пауза увеличивается настолько, что опорное напряжение к этому времени становится равным постоянному-значению напряжения стабилизации, при котором допускается безопасный постоянный режим подзаряда.

Уровень напряжения, при котором транзистор 3 начинает открываться, 25

Таким образом, предложенный способ

35 и устройство для его осуществления позволяют сократить время заряда бата рей из герметичных аккумуляторов в 1,5 раза по сравнению с базовым объектом.

Кроме того,при заряде батарей не тре-, 40 буется систематического дораэряда до

5

10 !

20 можно регулировать в некоторых пределах с помощью резистора 12.

Диод ll включен в схему для температурной стабилизации схемы. Диод 19 выполняет функцию защиты от коротких замыканий и исключает влияние колебаний напряжения источника 5 питания на источник 4 опорного напряжения.

Пример. Испытания герметичных батарей. ЗНКГК-11Д вэрывобезопасных светильников СГВ2.

В начальный период заряд производится ограниченньпк током на уровне

6-7 А. По мере заряда среднее значение напряжения на аккумуляторной батарее повьппается до 4,7 В, а на: конечной стадии заряда снижается до 4,3 В. При этом ток заряда стано. вится равным току подзаряда 0,2 А.

За три часа после начала заряда батарея,.разряженная до 1 В, . аккумулятор получает около 85Х зарядной емкости. Полное время заряда 4-5 ч. После получения полного заряда батарея остается подключенной к зарядному устройству в течение

96 ч и не выходит из строя. При установке на заряд батареи, разряженной íà 50Х от номинальной разрядной емкости, полное время заряда составляет 3,5 ч.

i1 В на аккумулятор, так как окончание заряда определяется не по количеству сообщенной емкости и не по времени, а по снижению тока заряда до значения 1,5-2Х от номинальной разрядной емкости. Поэтому полное время приведения аккумуляторных батарей в рабочее состояние сокращается более, чем в 2 раза. Срок службы аккумулят торных батарей увеличивается в 2 раза эа счет исключения преждевременного выхода аккумуляторов из строя.

1 I 29675

Составитель И. Найднна, .Редактор И.Келемеш Техред Т,Фанта . Корректор,И.Леонтюк

Закаэ 9458/42 Тиран 682 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, . Иосаза : Ж-35, Раунская наб., д.4/5

Ю

Филиал HHH "Патент", r. Унгород, ул. Проектная, 4