Способ восстановления дисков трения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДИСКОВ ТРЕНИЯ, включающий формирование канавок на поверхности дисков и на несение фрикционного материала, о т личающийся тем, что, с целью увеличения срока эксплуатации дисков, формирование канавок осуществ ляют путем их механической проточки , кольцевой или спиральной формы на поверхностях трения дисков на глубину 0,05-0,08 толщины восстанавливае мого диска и на расстоянии от окружности впадин зубьев диска на 0,20 ,3 высоты зуба.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (И) А1
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
f10 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 3535746/22 02 .(22) О7»01»83 (46) 15,11.90, Бюл. № - 42 (71) Киевский автомобиЛьно-дорожный институт им» 60-летия Великой Ок» тябрьской социалистической революции (72):Ю;М»Ковальчук,:А»И„Шейко, ;А.Г»Большеченко,:Л;П Барилович, :В,.В.Ваховский и:З.-П,Котов (53) 621»762»8:621 ° 9(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР . ¹- 847763, кл Р 16 J 15/54, !980, Авторское свидетельство СССР
¹ 590086, кл» В 22 P 3/12, 1976»
Изобретение относится к области ремонта изношенных деталей и может быть использовано при восстановлении стальных дисков трения коробок пере дач, преимущественно, тракторов, а также при производстве дисков трения с накладками йз спеченных матерна лов
Известен способ изготовления кон тактных поверхносгей тяжелонагружен ных пар трения, заключающийся в том, что на заготовке детали пары трения формируют кольцевой паз, заполняют его твердосплавной или фрикционной шихтой, прессуют ее и спекают»;
Однако прямое нанесение фрикцион ного материала в кольцевой паз не обеспечивает надежного сцепления, что уменьшает срок эксплуатации дис" кова
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ восста(51) В 22 Р 3/12, 3/24, В 23 Р 6/00
2 (54)(57) СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДИСКОВ ТРЕНИЯ, включающий формирование канавок на поверхности дисков и на несение фрикционного материала, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью увеличения срока эксллуатации дисков, формирование канавок осуществ" ляют путем их механической проточки кольцевой или спиральной формы на поверхностях трения дисков на глубину 0,05 0,08 толщины восстанавливае мого диска и на расстоянии от окружности впадин зубьев диска на 0 20,3 высоты зуба, новления дисков трения, включающий смешивание компонентов, прессование, спекание под давлением и формирование канавок на поверхности дисков»
Однако для восстановления бывших в эксплуатации дисков, работающих фиивнЬ при больших нагрузках этот способ
Ю неприменим, так как наличие пор в фрикционном материале снижает эксплуатационные свойства дисков, Целью .изобретения является увеличение срока эксплуатации дисков, . Для достижения поставленной цели предложен способ восстановления дис, ков трения, включающий формирование канавок на поверхности дисков и на:несение фрикциднного материала, в ко,Ь" тором формирование канавок осуществ 3, ляют путем их механической проточки кольцевой или спиральной фбрмы на поверхностях трения дисков на глубину 0 05-0-08 толщины восстанавливае мого-;циска и на расстоянии от окруж
1129815 ности впадин зубьев диска на 0,2
0,3 высоты зуба
Сущность способа закхпачается в следующем, 5
Диски очищают от загрязнений мой кой в горячем содовом растворе, затем подвергают термоправке» После термоправки на токарном станке с по мощью планшайбы, снабженной штифтами, 10 в которые входят зубья диска, произ водят. проточку трущихся поверхностей диска на глубину 0,05 0,08 толщины восстанавливаемого диска с каждой стороны Проточки наносят на все тру 15 щиеся поверхности диска с обеих сто рон» Нанесение проточек заканчивают не доходя до окружности впадин зубьев
0,2-0,3 высоты зуба, чтобы не сни зить прочность зуба 20
Количество проточек строго не регламентируется, но они должны рас полагаться в непосредственной бли ! зости друг от друга, таким образом, чтобы можно было нанести максималь- 25 ное их количество
П р и м е:р, Восстановлению под вергались диски коробки передач трак тора "Кировец", Первоначально диски подвергали очистке в горячем содовом 30 растворе, термоправке, а затем про точке на токарном станке поверхнос тей трения на глубину 0,3 мм с каждой стороны диска, IIpoTo KJJ производили с 00Mogbto специальной планшайбы, имеющей 3 штифта для центровки дисков по впадийам зубьев и пружинам по боковой по верхности зубьев, Проточка производи лась за один проход резца» Получен 40 ная после обработки поверхность соот ветствовала 5 классу шероховатости
1З 20 ° Боковь)е поверхности зубьев йри этом механической обработке не подвергались» 45
Проточечные диски выдерживали в
40Хном растворе борной кислоты и фтористого натрия в течение 0,2 мин и затем наносили слой смеси порошков меди (94X) и олова (бЖ) толщиной
0,55 мм при помощи специального сита
Диски с нанесенным слоем порошков сушили в сушильной камере в течение
1 ч при температуре 1,30 С, при разрежении атмосферы в ней 15 мм вод»ст№ 5, (1,5 10 Па).
Смешивали шихту порошковых фрик. ционных материалов следующего соста ва, мас»%: медь 73; олово 8; свинец
8 графит 7; железо:4 ° На диски одновременно с обеих сторон напрессовывали фрикцнонные накладки при удельном давлении 1,8-2 т/см, Спекали диски под давлением в сре" де водорода при температуре 735:С, Величина удельного давления на диски 8 кг/см »
После спекания методом чеканки в холодном состоянии на фрикционные накладки формировали рабочие поверх ности дисков»
Готовые диски имели размеры по толщине: ведомые - 3,0 мм, ведущие
3,6 мм, что соответствовало разме-. рам вновь изготавливаемых дисков>
Сравнение работоспособности дис ков показало, что диски, восстанов ленные по известному способу, имеют моторесурс, равный 0,8 моторесурса новых дисков,:т е, 0,8хб тыс,ч =
= 4800:ч» Диски, восстановленные по предложенному способу, имеют моторесурс, равный новым дискам и даже превьппающий его на 1520%»
По данным стендовых и эксплуатационных испытаний дисков, восстанов ленных но известному способу, сред нее значение износа составляет 0,190,20 мм, после чего они должны вновь подвергаться восстановлению» Диски, восстановленные по предложенному способу, могут работать до износа в пределах 0,8 ),2 мм, что предусмотрено толщиной фрикционных накладок, Интенсивность износа фрикционных накладок на 15-20Х выше интенсивности износа стали, но с учетом допус тимой величины износа (0,20 мм по известному способу, 0,8 мм по пред ложенному способу) данный способ бо лее предпочтителен»
Напрессовку накладок можно повторять после первого ремонта несколь ко раз,:т»е, столько раз, пока не выйдут из строя зубья диска, При этом учитывают то, что боковые поверхности зубьев йе подвергаются износу в процессе нх работы и толщина зуба не изменяется» Таким образом, диски можно подвергать многократному ремонту, сохраняя при этом толщину стального каркаса, которая остается после проточки боковых поверхностей дисков»