Устройство для изменения ширины колеи транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ ПМРИНЫ КОЛЕИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА по авт.св.№ 962033, отличающееся тем, что, с целью расширения его функциональных возможностей путем обеспечения изменения ширины колеи без изменения направления движения транспортного средства, на шлицевой полуоси установлено с возможностью вращения относительно нее зубчатое крлесо для наружного зацепления зубцами,; взаимодействующее с шестернями, которые выполнены на ос;ях червячных колес, и снабжено дополнительным тормозом указанного зубчатого колеса. 7
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
«в
РЕСПУБЛИК
3(БЬ В 0 В 5 10 ссвсВВСВВ «вввввввств т- = с
1 (ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ в *втсвснсест саидствввствт
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (61) 962033 (21) 3396998/27-11 (22) 05.02.82 (46) 23,12.84. Бюл,Ф 47 (72) В.К,Чугунов, И.Т.Агапов и В.Н.Попов (71) Ленинградский ордена Трудового
Красного Знамени сельскохозяйственный институт и Северо-Западная испытательная база Государственного союзного научно-исследовательского тракторного института (53) 629.11.011.12 (088.8) (56) 1,Авторское свидетельство СССР
11 962033, кл В 60 В 35/1.0,14г07,80.,SU„„>i О ОО А (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ
ШИРИНЫ КОЛЕИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА по авт.св.У 962033, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью расширения его функциональных возмож ностей путем обеспечения изменения ширины колеи без изменения направления движения транспортного средства, на шлицевой полуоси установлено с возможностью вращения относительно нее зубчатое крлесо для наружного зацепления зубцами; взаимодействующее с шестернями, которые выполнены на осях червячных колес, и снабжено дополнительным тормозом указанного зубчатого колеса.
l l 30
Изобретение относится к ходовой части наземных транспортных средств а именно к устройствам для изменения ширины колеи колесных тракторов.
По основному авт.св.Ф 962033 5 известно устройство для изменения ширины колеи транспортного средства, преимущественно колесного трактора, содержащее шлицевую полуось, взаимодействующую с червячными колесами, 10 жестко закрепленными на осях, смонтированных с возможностью вращения в ступице колеса, и связанными с механизмом их привода, механизм привода червячных колес выполнен в ви- 15 де зубчатого колеса с внутренним зацеплением, установленного на полуоси и зацепленного с шестернями, которые выполнены на осях червячных колес и снабжено тормозом указанного зубчато- 20 го колеса 117.
Однако в известном устройстве направление вращения шестерни в процессе движения транспортного средст ва при торможении зубчатого колеса 25 зависит от направления вращения шлицевой полуоси, т.е.от направления движения транспортного средства.
Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем 30 обеспечения изменения. ширины колеи без изменения направления движения транспортного средства.
Для достижения паставленной цели в устройстве для изменения ширины колеи транспортного средства на шлицевой полуоси установлено с возможностью вращения относительно нее зубчатое колесо для наружного зацепления зубцами, взаимодействую- 10, щее с шестернями, которые выполнены на осях червячных колес, и снабжено дополнительным тормозом указанного зубчатого колеса.
На, фиг.l изображено устройство, общий вид;.на фиг.2 - сечение А-А на фиг.l.
Устройство состоит иэ шлицевой полуоси l на которой выполнена по меньшей мере одна зубчатая рейка 2, фланца 3 шлицевой полуоси, шпицевой ступицы колеса 4, установленной на шлицевой полуоси 1, зубчатого колеса 5 с внутренним расположением зубьев и зубчатого колеса 6 с наружным расположением зубьев, установленных на подшипниках соосно один внутри другого и на шлнцевой
500 2 полуоси 1, по меньшей мере одного червячного колеса 7, установленногп во втулках шлицевой ступицы колеса 4 и находящегося в постоянном зацеплении с зубьями рейки 2, шестерни 8, находящейся в постоянном зацеплении с зубьями колес 5 и 6 и жестко, связанной с червячным колесом 7, колодочного тормоза 9 зубчатого колеса 5 и тормозной ленты 10 другого зубчатого колеса 6, рычага 11. управления тормозами, Колодочный тормоз 9 и тормозная лента 10 установлены на фланце 3. На конце рычага 11 управления тормозами расположены две проушины 12 и 13. Проушина 12 связана через шарнир с осью управления колодочным тормозом 9, Устройство работает следующим образом.
При работе с постоянной колеей колес, колодочный тормоз 9 и тормозная лента 10 выключены. Шлицевая полуось 1 вращается, а заодно с ней вращается шлицевая ступица колеса 4 с червячным колесом 7, шестерней 8 и зубчатыми колесами 5 и 6, Передачи крутящего момента на червячное колесо 7 от зубчатой рейки 2 не происходит, Реечная пара с приводом от червячного колеса представляет собой самотормозящую систему, за счет которой сохраняется определенное положение шлицевой ступицы колеса 4 на шлицевой полуоси 1, Увеличение и уменьшение колеи колес осуществляют на малых скоростях следующим образом.
Оператор рычагом ll воздействует на колодки тормоза 9 и останавливает вращение по отношению к фланцу 3 зубчатого колеса 5. Шлицевая полуось 1 и шлицевая ступица колеса 4 продолжают вращаться. Шестерня 8 в этом случае получает вращение от эуб чатого колеса 5 и обеспечивает враще"
1 ние.червячного колеса 7. Червячное колесо 7,находясь в постоянном зацеплении с зубьями рейки 2 на шпице» вой полуоси 1, воздействует на шлицевую ступицу колеса 4 и обеспечивает ее перемещение по шлицевой полуоси 1 в направлении, зависящем от направления собственного вращения, а следовательно и в зависимости от движения трактора вперед нли назад, Увеличение и уменьшение колеи колес аналогичным образом осуществляется при воздействии рычагом ll на тормозную ленту 10 и прекращении вращения по отношению к фланцу 3 зубчатого колеса 6. Разница в этом случае состоит в том, что направление перемещения шлицевой ступицы колеса 4 по тлицевой полуоси 1 в зависимости от направления движения трактора будет обратным, чем при торможении зубчатого колеса 5. Этим самым упрощается управление изменением ширины колеи колес, так как оно становится непосредственно не связанным с направлением движения трактора.
Для ограничения перемещения шпицевой ступицы колеса при увеличении колеи колес в конце полуоси предусмотрен ограничитель. Ограничением перемещения шпицевой ступицы колеса ври уменьшении колеи служит второй ограничитель. При соприкосновении шлицевой ступицы колеса с ограничителем в ту или иную сторону происходит увеличение усилия в эащеплениях зубчатых колес 5 и "6 с шестерней 8. Когда зто усилие достигает величины большей, чем усилие торможения зубчатого колеса 5 или 6, последнее начинает вращаться вместе со шлицевой ступицей колеса.
Для обеспечения своевременного. расторможення зубчатых колес 5 и 6 привод тормоза осуществляется рас130500 4 положенным в кабине рычагом, который под действием пружины постоянно стремится занять выключенное положение. Данное положение рычага
5 фиксируется.
Для изменения колеи на стационаре при иеработакщем двигателе в конструкции зубчатого колеса 5 пре дусмотрены радиальные отверстия, с
1О помощью которых можно обеспечить его вращение вручную, а значит и перемещение шлицевой ступицы колеса по шлицевой полуоси в ту или другую сторону.
15 Для фиксации оси червячного колеса 7 в основном направлении во втулках алицевой ступицы, в конце .оси, выступающей из ступицы наружу, предусмотрен стопор. Выступаю20 щая часть оси оканчивается четырехгранником для обеспечения ее враще» ния при монтаже и демонтаже.
Дяя ликвидации воэможности попа25 дания механических частиц, которые способствуют абразивному износу, на трущиеся поверхности в конструкции целесообразно с наружной стороны предусмотреть чехлы резинометаллищ ческие.
Использование предлагаемого изоб-. ретения упростит управление изменением ширинЫ колеи и устранит недостаток известного изобретения, связанный с непроизводительными затРатами времени на задний ход трактора, для уменьшения ширииы колеи, 1 1 30500
Составитель Т, Попова
Редактор И,Дербак Техред O.яеце KoppeKTQp М.Демчик
Заказ 9497/17 Тираж 656 Подписное
ВНИИ11И Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035,Москва,Ж-35,Раушская наб.,д.4/5
Филиал ГПН "Патент", г.ужгород, ул,Проектная,4