Зубчатое колесо
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО, содержащее венец ступицу и соединяющие их упругие элементы, выполненные в виде камер, заполненных рабочей средой со средствами регулирования давления в них, отличающееся тем, что, с целью повышения долговечности и упро1дения конструкции , на камерах выполнены кольцевые канавки, расположенные с шагом вдоль оси, равномерно уменьшакяцимся от центра к торцам, а средство регулирования давлениг выполнено в.виде резьбовой пробки. (О СО о sj 00
„,SU.„11307
СОЮЭ СОВЕТСКИХ
ФЬ
РЕСПУБЛИК
l \»»
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ;, К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ 1
° \
МВ
° Ю
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЦТИЙ (21) 3542568/25-28 (22) 17.10.83 (46) 23.12.84. Бюл. 11 47 (72) А.К.Лозовик, И.И.Янков, В.К.Дубовский, А.С.Соболев, В.3.3авистовский, В.Л.Медведев, С.К.Скороходов, В.И.Моисеенко, А.H.Ìîñîâ и А.В.Воротилин (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН Белорус ской CCP (53) 621.833(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
9 696225, кл. F 16 Н 55/!4, 1976.
2. Авторское свидетельсчво СССР
Ф 632867, кл. F 16 Н 55/14, 1978 (прототип). ц11 F 16Н5514 F 16Н55 17 (54)(57) ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО, содержащее венец, ступицу и соединяющие их упругие элементы, выполненные в виде камер, заполненных рабочей средой со средствами регулирования давления в них, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью повышения долговечности и упрощения конструкции, на камерах выполнены кольцевые канавки, расположенные с шагом вдоль оси, равчомерно уменьшающимся от центра к торцам, а средство регулирования давления выполнено в.виде резьбовой пробки.
1 I1307
Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, Известно зубчатое колесо, содержащее венец, ступицу и соединяющие их упругие элементы. Конструкция обеспечивает снижение наравномерности нагрузки в зацепгании и виброизоляцию ступицы (1 ).
Недостатком является нерегулируемая жесткость упругих элементов.
Наиболее близким к изобретению является зубчатое колесо, содержащее венец, ступицу и соединяющие их упругие элементы, выполненные в виде камер, заполненных рабочей средой со средствами регулирования давления в них. Последнее выполнено в виде гидросистемы с насосом.
Коснструкция позволяет регулировать жесткость упругих элементов $2 j.
Недостатком ее является постоянная осевая жесткость упругих элементов, ограничивающая воэможность самоустановки венца при перекосах
25 в зацеплении и снижающая долговечность передачи. Кроме того, сложность средств регулирования давления в камерах.
Целью изобретения является повышение долговечности и упрощение конструкции.
Указанная цель достигается тем, что в зубчатом колесе, содержащем венец, ступицу и соединяющие их упругие элементы выполненные в виде камер, заполненных рабочей средой со средствами регулирования давления в них„ на камерах выполнены кольцевые канавки, расположенные с шагом вдоль оси, равномерно уменьшающимся 4> от центра к торцам, а средство регулирования давления выполнено в виде резьбовой пробки.
На фиг. 1 изображено зубчатое колесо; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. I.
Зубчатое колесо состоит из ступицы
1, зубчатого венца 2,расположенных между ними упругих элементов 3, кото. рые удерживаются кольцевыми накладками 4, закрепленными винтами 5.
Упругие элементы 3 выполнены в виде камер с гофрированным корпусом, образованными канавками 6 по внешней и внутренней поверхности. Жесткость
l3 2 корпуса уменьшается от центра к его торцаи эа счет изменения шага между канавками ам а и т,д. как указано на фиг. 2.
Внутренняя полость упругих элементов заполнена рабочей средой, в предлакаемой конструкции гидропластом, и заКрыта регулировочной резьбовой пробкой 7.
Зубчатое колесо работает следующим образом.
При передаче крутящего момента в зацеплении вместе с динамическими нагрузками возникают упругие деформации деталей механизмов, что приводит к неравномерному распределению нагрузки по длине контактных линий на сопряженных зубьях. Конценрация нагрузки возрастает вдоль контактной линии к торцовой части колеса.
Упругая связь венца 2 и ступицы l позволяет значительно снизить динамическую составляющую нагрузки и влияние высокочас.отных вибраций. Обеспечивая достаточную жесткость в центральной части и увеличивая податливость упругих элементов 3 равномерно к торцам, улучшают показатели контакта сопряженных зубьев вдоль контактных линий за счет осев и самоустановки зубчатого венца относительно ступицы. В зависимости от нагрузок, воздействующих на зубчатое колесо в передачах, упругие элементы регулируются ввинчиванием или вывинчнванием резьбовой пробки
7. При ввинчивании резьбовой пробки
7 в корпус камеры вязкоупругий материал сжимается и упругий элемент получается более жестким, тем самым становится более жестким соединение между ступицей и венцом, При вывинчивании регулировочной резьбовой пробки соединение зубчатого колеса становится более податливым и,следо-. вательно, устойчивым к вибрациям и перегрузкам.
Такое выполнение зубчатого колеса позволяет повысить надежность и долговечность зубчатой передачи, снизить уровень динамических нагрузок и вибраций, равномерно распределить нагрузку вдоль контактных линий сопрягаемых зубьев. Конструкция зубчатого колеса тзхнологична и проста в эксплуатации.
1130713
А-А
Составитель В.Сергеев
Редактор Л.Лосева Техред Л.Коцюбянк Корректор А.Тяско
Заказ 9591/28 Тираж 9 12 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4