Способ заправки газобаллонных автомобилей сжатым природным газом на газораспределительных станциях
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1.СПОСОБ ЗАПРАВКИ ГАЗОБАЛ ЛОННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ СЖАТЫМ ПРИРОДНЫ ГАЗОМ НА ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ СТАНЦИЯХ, включающий сжатие газа д О сд давления, превьппающего давление в магистральном газопроводе, его охлазвдение и заправку автомобильных баллонов, отличающийся тем, что, с целью снижения энергозатрат за счет исключения компрессорного и насосного оборудования, природный газ предварительно осушают м ожижают за счет перепада давлений, имеющегося на магистральном газопроводе , и сжатие газа осуществляют путем испарения сжиженного газа в замкнутом объеме, 2, Способ заправки по п. 1, отличающийся тем, что испарение сжиженного газа осуществляют путем теплообмена с газом, подаваемым на сжижение.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
CNNMl»
РЕСПУБЛИК
3!5п F 17 С 5/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
И ASTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
1 !О ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3445173/23-26 (22) 31.05.82 (46) .23.12.84. Бюл. В 47 (72) Ф. Г. Гайнуллин, А.И. Гриценко, Ю.Н,Васильев, В.А.Маковский;
В.М.Михайлов, Л.С.Золотаревский, А.Н.Кобляков и Я.С,Мкртычан
-- (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт природных газов .(53) 66.0!2.52(088.8) (56) 1. Зарембо К.С.Справочник по транспорту горючих газов. М., "Недра", 1962, с, 791-8!4(прототип). (54) (57) 1.СПОСОБ ЗАПРАВКИ ГАЗОБАЛ-
ЛОННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ СЖАТЫМ ПРИРОДНЫМ
ГАЗОМ НА ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ
-.СТАНЦИЯХ, включающий сжатие газа до,SU„„1130715 А давления, превьппающего давление в магистральном газопроводе, его охлаждение и заправку автомобильных баллонов, отличающийся тем, что, с целью снижения энергозатрат за счет исключения компрессорного и насосного оборудования, природный газ предварительно осушают и ожижают эа счет перепада давлений, имеющегося на магистральном газопроводе, и сжатие газа осуществляют путем испарения сжиженного газа в замкнутом объеме.
2. Способ заправки по и. 1, отличающийся тем, что испарение сжиженного газа осущест- ф вляют путем теплообмена с газом, подаваемым на сжижение.
1130715
Изобретение относится к технологии наполнения баллонов, высокого давления гаэобаллонных автомобилей, работающих на сжатом природном газе, и может быть использовано в газовой промышленности и на автомобильном транспорте.
Известен способ заправки газобалонньгх автомобилей сжатым природным газом на газораспределительных станциях путем его компримирования до высокого давления!,20,0-35,0 МПа ), превышающего давление в магистральном газопроводе последующего охлаждения в концевых холодильниках, осушки и заполнения автомобильных баллонов через аккумулирующие емкости 1 3.
Однако известный способ требует использования дорогостоящего, сложного в эксплуатации и энергоемкого компрессорного и насосного оборудования.
Цель изобретения — снижение энергозатрат при заправке газобаллонных автомобилей эа счет исключения компрессорного и насосного оборудования.
Указанная цель достигается тем, что согласно способу заправки гаэобаллонных автомобилей сжатым природ- Зо ным газом на .гаэораспределительных станциях,.включающему сжатие газа до давления, превышающее давление в магистральном .газопроводе, его охлаждение и заправку автомобильных баллонов, природный газ предварительно осушают и ожижают(в дроссельном, детандерном или каскадном холодильном цикле)за счет перепада давлений, имеющегося на магистральном гаэопро- @ воде, z» сжатие газа осуществляют путем испарения сжиженного газа в замкнутом объеме.
При этом испарение газа осуществляют путем теплообмена с газом, под »ваемь»м на ожижение, или также отбираемого иэ магистрального газопровода и достигают значения давления, превышающего давление в газопро оде и необходимого для заправки.
50 а фиг. 1 изображена принципиальная схема газораспределительной станции; на фиг..2 — узел 1.
Станция содержит магистральный газопровод 1, вентиль 2, блок осушки
3, холодильную установку 4, трубопровод 5, емкость-испаритель б,трубопроводы 7-10, вентиль 11, трубопроводы 12 и !3.
Способ заправки баллонов осуществляется следующим образом.
Природный газ из магистрального газопровода 1 при давлении 3,5 YJIa и температуре окружающей среды через вентиль 2 поступает в блок 3 осушки, а затем в холодильную установку 4, гд за счет располагаемого перепада давлений между газопроводом и газораспределительной сетью часть его сжижается и по трубопроводу 5 при температуре ниже 200 К и давлении менее 3,5 МПа поступает в емкостьиспаритель б, где накапливается для последующего испарения, сопровождаемого ростом давления до
25,0 МПа, и выдачи потребителю 13.
Несконденсированная часть газа иэ холодильной установки подается по трубопроводу 7 на регазификацию сжиженного газа, затем по трубопроводу 9 на рекуперацию холода и далее по трубопроводу 10 в газораспределительную сеть.
Регаэификация сжиженного природного газа может осуществляться и прямым потоком природного газа из магистрального газопровода по трубопроводу 12, минуя блок осушки и холодильную установку с последующим отводом через трубопровод 8 к по.требителю 13 при температуре выше
273 К. В этом случае(при наличии избыточного расхода газа в магистральном газопроводе)уменьшаются затраты на осушку части природного газа.
Ъ
Заполнение емкости-испарителя сжиженным газом производится при давлении сжижения, т.е. практически за счет давления газа в магистрали, т.е. без применения насосного оборудования.
Для обеспечения непрерывности работы и сокращения времени заправки на газонаполнительной установке, созданной по предлагаемому принципу, заправку баллонов предлагается проводить из нескольких емкостейиспарителей поочередно. После регаэификации сжиженного газа, сопровождаемой повышением давления, эаправ— ка баллонов производится последовательным опорожнением емкостей -испарителей. Последним к баяло»»у подключается емкость с максимальным давлением, обеспечивающим потребное лавле— ние заполнения.
Составитель А. Кобляков
Редактор Л.Лосева Техред Л.Коцюбняк Корректор М.Леонтюк
Заказ 9592/28 Тирах 470 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР но делам.изобретений и открытий
1l3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП "Патент",. г. Ул,город, ул. Проектная, 4
3 1 30
Использование предлагаемого способа заправки газобаллонного автомобиля по сравнению с существующей технологией компрессорной заправки обеспечивает экономию энергии и капитальных влоиений за счет
7!5 4 замены компрессорного и насосного оборудования1 теплообменным и емкостным и за счет использования потенциальной и тепловой энергии
5 газа в магистральном газопроводе.