Устройство для намотки ленточной изоляции на проводник обмотки
Иллюстрации
Показать всеРеферат
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАМОТКИ ЛЕНТОЧНОЙ ИЗОЛЯЦИИ НА ПРОВОДНИК ОБМОТКИ, содержащее корпус, обмоточное кольцо, несущее бобину с изоляцией , механизм торможения бобины, тормозной барабан, установленный на валу, связанном с приводом вращения, Лй направляющие ролики, отличающееся тем, что, с целью повышения производительности и качества обмоток за счет исключения образования воздушных полостей и складок в изоляции, оно содержит поворотное зубчатое колесо, установленное на корпусе, направляющие элементы с ycтaнoвлeнны м. в них подпружиненными роликами для обкатки проводника, закрепленные на поворотном зубчатом колесе, а обмоточное кольцо снабжено кулачком с жестко связанным с ним зубчатым колесом, находящимся в зацеплении с поворотным зубчатым колесе, и коромыслом, установленным с возможностью поворота на валу тормозсл ного блрабана и несущим ролики, один из которых контактирует с кус: лачком. а о со о х
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
3(59
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ
Н ABT0PCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1А
Фиг!
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3542209/24-07 (22) 25.01.83 (46) 23»12.34. Бюл. 9 47 (72) lO.Í.Петров, Е.E.Головкин и Н.Н.Балышев (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт электромашнностроения (53) 621.318 ° 44 (088,8) (56) 1. Электросила . Сборник.
Ленинград, 1979, Р 32, с. 120.
2.Патент Швеции 9 402372, кл. Н 01 В 13/08, 1978 ° (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАМОТКИ
ЛЕНТОЧНОЙ ИЗОЛЯЦИИ HA ПРОВОДНИК
ОБМОТКИ, содержащее корпус, обмоточное кольцо, несущее бобину с изоляцией, механизм торможения бобины, тормозной барабан, установленный на валу, связанном с приводом вращения, „.Я0„„1 130909 А и направляющие ролики, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения производительности и качест-ва обмоток за счет исключения образования воздушных полостей и складок в изоляции, оно содержит поворотное зубчатое колесо, установленное на корпусе, направляющие элементы с установленныьж в них подпружиненными роликами для обкатки проводника, закрепленные на поворотном зубчатом колесе, а обмоточное кольцо снабжено кулачком с жестко связанным с ним зубчатым колесом, находящимся в зацеплении с поворотным зубчатым колесом, и коромыслом, установленным с воэ- Я можностью поворота на валу тормозного барабана и несущим ролики, один из которых контактирует с кулачком. С:
1130909
35.
30
Изобретение относится к техноло.— гическому оборудованию для изготовления крупных электрических машин, в частности для нанесения корпусной изоляции на статорные обмотки трубои гидрогенераторов и крупных электрических машин, и может быть использовано в электротехнике.
Известно устройство для намотки ленточной изоляции, содержащее корпус, обмоточное кольцо с зубчатым вЕнцом с установленными на нем бобинами с электроизоляционной лентой, механизм торможения бобин, обогревные ролики, двигатель и привод вращения обмоточного кольца (1).
Наиболее близким к изобретению является устройство для намотки ленточной изоляции на проводник обмотки, содержащее корпус, обмоточное кольцо, несущее бобину с изоляцией,.механизм торможения бобины, тормозной барабан„ установленный на валу, связанном с приводом вращения, .и направляющие ролики 523.
В известных устройствах углы нанесения электроиэоляционной ленты на грани обмотки различны по величине, что приводит к образованию воздушных полостей и складок в изоляции.
Высота воздушной полости, частично сминаемая последующими слоями изоляции, может превышать толщину ленты в 14 раз. Воздушные полости являются причиной образования частичных разряд з, уменьшают срок жизни корпусной изоляции.
Применение специальных, трудоемких в изготовлении, пресс-форм для устранения неплотностей в изоляции и ее эапечки увеличивает стоимость изготовления обмоток и снижает производительность процесса.
Целью изобретения является повышение качества обмоток за счет исключения образования воздушных полостей и складок в изоляции и повышение производительности.
Поставленная цель достигается тем, что устройство для намотки изоляционной ленты на проводник обмотки, содержащее корпус, обмоточ.ное кольцо, несущее бобину с электроизоляционной лентой, механизм торможения бобины, тормозной барабан, установленный на валу, связанном с приводом вращения, и направляющие ролики, содержит поворотное зубчатое колесо, установленное на корпусе, направляющие элементы с установленными в них подпружиненными роликами для обкатки проводника, закрепленные иа поворотном зубчатом колесе, а обмоточное кольцо снабжено кулачком с жестко связанным с ним зубчатым колесом, находящимся в зацеплении с поворотным зубчатым колесом, и коромыслом, ус40
6S тановленным с возможностью повороТ< на валу тормозного барабана и несущим ролики, один иэ которых контактирует с кулачком.
На фиг. 1 изображена кинематическая схема устройства; на фиг.2 вид A на фиг. 1.
Устройство содержит гидромотор 1, соединенный через эластичную муфту
2, зубчатые колеса 3-5 с зубчатым венцом обмоточного кольца 6. Электроиэоляционная лента 7, закрепленная на проводнике 8, связана с бобиной 9 через направляющие ролики 10, тормозной барабан 11 и ролик 12.
Бобина 9 подторможена колодочным тормозом 13. Тормозной барабан 11 через зубчатые колеса 14-17 и эластичную муфту 18 связан с гидромотором 1.9. Ролики 12 и 20 закреплены на коромысле 21, установленном с возможностью поворота на валу тормозного барабана 11. Через пружину
22 ролик 20 постоянно контактирует с профильным кулачком 23, жестко закрепленным. на одной оси с зубчатым колесом 24, входящим в зацепление с поворотным зубчатым колесом
25. Поворотное зубчатое колесо 25.и обмоточное кольцо 6 смонтированы в корпусе и имеют общую ocb вращения. Обкатывающие ролики 26 установлены в направляющих 27, жестко закрепленных на поворотном зубчатом колесе 25, и прижаты к боковым поверхностям проводника 8 пружинами
28, Устройство работает следующим образом.
При включении гидромотора 1 через эластичную муфту 2 и зубчатые колеса 3-5 приводится во вращение обмоточНое кольцо 6, имеющее зубчатый венец. Электроизоляционная лента 7, закрепленная на проводнике 8, сматывается с бобины 9, обхватывая последовательно направляющие ролики 10, тормозной барабан 11 и ролик 12. Для исключения провиса ленты на участке между бобиной 9 и тормозным барабаном 11 бобина подторможена колодочным тормозом 13.
Усилие натяжения электроизоляционной ленты создается на тормозном барабане 11, связанном через зубчатые колеса 14-17 и эластичную муфту
18 с гидромотором 19, крутящий момент которого регулируется. При вращении обмоточного кольца 6 зубчатое колесо 24 обкатывается по поворотному зубчатому колесу 25 и вращает профильный кулачок 23. Профильный кулачок, преодолевая сопротивление.пружины 22, через ролик 20 коромысла 23 воздействует на ролик
1.2, в результате чего точка схода ленты с ролика 12 движется по траектории, обеспечивающей на гранях
1130909
Составитель B.Ïüààêèíà
Редактор А.Шишкина Техред Ж.Кастелевич Корректор H.Mycxa
Заказ 9618/38 Тираж 682 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР. по делам изобретений и открытий
113035, Иосква, Ж-З5, Раушская наб., д.4/5
I»» ., » r» Г», ° г
Филиал ППП . .Патент, r.Óæãîðîä, .ул.Проектная,4 проводника 8 одинаковые по величине углы наклона электроизоляционной ленты,(при этом воздушных полостей накладок в структуре изоляционной конструкции не возникает. 1Гри повороте сечения проводника 8 в лобовой части статорной обмотки . на некоторый угол относительно продольной оси ролика 26 через направляющие 27 доворачивается поворотное зубчатое колесо 25 на точно такой же угол, происходит поворот зубчатого колеса 24 и профильного кулачка 23 в такое положение, при котором достигается синхронизация траектории точки схода электроизоляционной ленты с ролика 12 и угловым положением сечения проводника 8 электроиэоляционная лента 7, также как и на прямолинейном участке обмотки, будет наноситься на проводник в лобовой части без воздушных полостей и складок. При использовании электроизоляционной ленты с термореактивными связующими обкаты5 -вающие ролики могут быть нагреты до температуры, обеспечивающей размягчение и частичную полимеризацию слоев изоляции. 1ля прикатки слоев изоляции на верхней и нижней гранях проводника
>Q могут быть использованы обкатывающие ролики, шарнирно связанные с
;корпусом и связанные между собой
,пружинами.
;Т
Технико-экономический эффект возникает эа счет повыаеиия качества нанесения электроизоляционной ленты на грани проводника без воздушных полостей и складок и увеличения производительности процесса.