Ротор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКСЙ ММИНЫ ,содержащий остов с пазами и ceitieHтированньй обод,на внутренней поверхности которого выполнены расклиненные встречными клиньями в пазах остова выступы , посредством которых он закреплен на остове, отличающи.йся тем, что, с целью снижения трудоемкости и повышения надежности, расклиниваемые поверхности выступов выпол нены наклонными к радиальной плоскоети, равноудаленной от соседних пазов остова. СА9 о СО сл

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

CNII

РЕСМЪВЛИН

Зцр И 02 K 1122

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

Л * ВЮ Ю

Н..< ..Д..;

, 1 э; „, 1, . = ч1!

ЙИу -1 !", v1I,- .

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3434240/24-07 (22) 07.05.82 (46) 23.12.84. Бюл.В 47 (72) А.Н.Лурье, А.В.Хренов, М.А.Шахматов, Б.И.Ступичев, С.А. Прутковский и- N.Ì.Èíêèïèí (71) Ленинградское электромашиностронтельное объединение "Электросила" им. С.М. Кирова (53) 62 !. 3! 3.04(088.8) (56) 1. Домбровский В.В; и др, Проектирование гидрогенераторов, ч,ll. Л., "Энергия", 1968, с. 91-!02, 114.

2. Авторское евидетельство СССР !! 520669, кл. Н 02 К 1/22, 1974., SU.„1130950 А (54) (57) I . РОТОР ЭЛЕКТРИ КСК08 МАШИ

НЫ,содержащий остов с пазами и седИентированный обод,на внутренней поверхности которого выполнены расклиненные встречными клиньями в пазах остова выступы, посредством которых он закреплен наостове, отличающийся тем, что, с целью снижения трудоем" кости и повышения надежности, расклиниваемые поверхности выступов выпол иены наклонными к радиальной плоскости, равноудаленной от соседних пазов остова.! 30950

2. Ротор по п.l, о т л и ч а юшийся тем, что по окружности обода чередуются выступы с противоположным наклоном расклиннваемых поверхностей.

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к конструкции ротора электрической машины.

Известен ротор электрической машины с сегментированным ободом, снаб- 5 женным на внутренней поверхности призматическими пазами, расположенными напротив аналогичных пазов, выполненных на остове ротора. В пазах расположены встречные клинья, IO расклинивающие обод и остов в радиальном направлении. Один клин из каж-, дой пары является шпойкой, передающей крутящий момент между ободом и остовом (!."!. 15 .Недостатком такой конструкции является сложность изготовления и сборки из-за требования точного совпадения пазов на ободе и остове.

Наиболее близким по технической 20 сущности .к изобретению является ротор электрической машины с сегментированным ободом, закрепленным на остове .посредством выступов на внутренней поверхности обода, расклиненных 25 встречными клиньями в соответствующих пазах остова.

Выступы размещены в прямоугольных пазах остова и расклинены клиньями в радиальном и тангенциальном направ- ° 5б ленин. Для расклинивания в рвдиальноь. направлении на каждый выступ необходима одна пара встречных !слиньев, а для расклинивания в тангенцивльном направлении - две пары, т.е. в каждом пазу расположено 3 пары клиньев «2 3.

Недостатком известного устройства является необходимость установки большого числа встречных клиньев и как следствие высокая трудоемкость. 40

Кроме того, наличие тангенциальной расклиновки вызывает силы трения, препятствующие радиальному смещению обода относительно остова, что приводит к дополнительному нагружению

3. Ротор по п. I о т л и ч а ю— шийся тем, что каждый выступ выполнен с двумя расклиниваемымн поверхностями, имеющими противоположный наклон.

2 остова центробежными силами обода, износу трущихся поверхностей, и следовательно, снижению надежности ротора.

Цель изобретения - снижение трудоемкости и повышение надежносчн ро-. тора электрической машины.

Указанная цель достигается тем, что в роторе электрической машины, содержащем, остов с пазами и сегмен.тированный обод, на внутренней поверхности которого выполнены расклиненные встречными клиньями в пазах остова выступы, посредством которых он закреплен на остове, расклинивае- . мые поверхности выступов выполнены наклонными к радиальнс и плоскости, равноудаленной от соседних газов остова.

По окружности обода могут чередоваться выступы с противоположным наклоном расклиниваемых поверхностей.

Каждый выступ может быть выполнен с двумя расклнииваемыми поверхностями, имеющими противоположный наклон.

На фиг.l показан предлагаемый ро.тор, на фиг.2 — расклиновка выступа с двумя наклонными поверхностями, на фиг.З - выступ обода с действую/ щими нормальными силами и силами трения, на фиг.4 - выступ обода при действии тангенциального и радиального усилий.

Обод I закреплен на остове (фиг,l и 2) встречными клиньями 3, которые расположены в пазах 4 остова ротора, Расклиниввемые поверхности 5 наклонены под углом al к радиальной плоскости 6 ротора (фиг.! и 2)..По внутренней поверхности ротора чередуется выступ 7 и 8 с противоположным накло» ном рвсклиниваемых поверхностей (фиг, I.).Âûñòóï 9 (фиг.2) выпонен с двумя расклиниваемымн поверхностями, имеющими противоположный наклон.

950

Изобретение позволяет исключить передачу на остов растягивающих усилий от центробежных сил обода с полюсами, что повьапает надежность ро

40 тора.

3 1130

Наименьший угол наклона определяется необходимостью радиального смещения обода относительно остова. Как видно из фиг.З, где показан выступ обода и действующие на него нормальные уси- 5 лия t4 и силы трения F для смещения, необходимо F cosaRN sing откуда

F F

tel>- илий)агсйд- Ч где Ч вЂ” угол

И н трения покоя, который для мягких

tO сталей может достичь 25 .

Наибольший угол наклона определяется требованием сохранения усилия расклиновки на всех расклиненных поверхностях при действии крутя15 щего момента на ротор. На фиг.4 показаны радиальное Ви тангециальное Т усилия и усилия расклиновкн Н, действующие на выступ. Из уравнений равновесия (И -N ) cosd T, (N -N) sin e(=R

2 1 2 2б

R и условия N,)0, находим tge((â€,откуда

af(arctgр Выполнение расклиниваемых поверхностей обода под наклоном к радиальной плоскости ротора исклю25 чает по сравнению с прототипом необходимость расклиновки в двух направлениях - радиальном и тангециальиом, что снижает трудоемкость. То, что угол наклона лежит в пределах от 25 до величины R

g arctg- исключает пеТ редачу иа остов растягивающих усилий от центробежных сил обода с полюсами и обеспечивает сохранение натяга на всех расклиииваемых поверхностях во всех режимах работы, что повышает надежность ротора. Чередование выступов с противоположным наклоном расклиниваеьмх поверхностей и выполнение выступа с двумя расклиниваегыми поверхностями противоположного наклона обеспечивает возможность передачи вращающегося момента одновременно с созданием натяга при раскли" новке обода.

Изобретение исключает необходимость точного совпадения выступов

7 и 8 или 9 с пазами 4 остова. Некоторое их радиальное несовпадение, обуславливаемое погрешностью произ водства, может быть легко компенсировано встречными клиньями, Это намного упрощает производство и исключает необходимость высокоточной механической обработки собранного «остова ротора, что особенно важно для крупных электрических манин, требую" щих на этой операции уникального обо" рудования.

По сравнению с известным число встречных клиньев на од4н выступ у изобретения меньше в 1,5-3 раза.

В силу того, что число выступов иа ободе определяется необходимостью равномерного распределения усилий по окружности и обычно выбирается не меньше 8-12 предлагаемый ротор при том же числе выступов иа ободе позволяет в 1,5-3 раза уменьшить число встречных клиньев и расклиииваемых поверхностей, что резко снижает трудоемкость ротора электрической машины.

l130950

Составитель Ф,Подольская

Техред О.Неце корректор М.Демчик

Редактор А.Шандор

Заказ Щ22!39 Тираж б ь

ВНИИПИ. Государственного комитета СССР. по делам изобретений н открытий

)f3035, Москва, Ж-35, Рауаская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП "Патент", г.Уагород, ул. Проектная, 4