Устройство для охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее замкнутый контур гидротрансформатора, включающий насос подпитки и теплообменник, циркуляционный контур коробки передач, включающий главный отключаемый и вспомогательный питающие насосы, подсоединенные главной цитающей магистралью к коробке передач и гидротрансформатору , гидробак, к которому подключены всасывающие магистрали главного и вспомогательного питающих насосов, поддон коробки передач, откачивающий насос, подключенньш к поддону коробки передач, теплообменник и циркуляционный контур гидропривода вентилятора системы охлаждения гидромеханической передачи, включающей гидронасос со всасывающей гидролинией, подключенный к гидробаку, гидродвигатель с вентилятором, напорную магистраль, соединяющую гидронасос с гидродвигателем , и сливную магистраль гидродвигателя , соединяющую его с гидробаком, отличающееся тем, что, (Л с целью повышения эффективности работы системы охлаждения и уменьшения габаритов теплообменника, устройство снабжено установленным в напорной гидролинии главного питающего насоса распределительным клапаном, управляющая полость которого сообщена с главной питающей магистралью, а сливная полость подключена гидролинией слива, оо в которой установлен обратный клапан, к напорной магистрали между гидронаО5 сосом и гидродвигателем. 00 vl
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (бд) В 60 K 17/10
iaaf а, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ Ю
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3646609/27-11 (22) 23.09.83 (46) 30.12.84. Вюл. № 48 (72) Н.M. Нишчик, Е.В. Нишчик и А.Н. Митяненко (71) Минский» дважды ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции автомобильный завод (53) 629.113-565(088.8) (56) 1. Колесное шасси МАЗ-543 и его модификация. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Изд-во
Министерства обороны СССР, М., 1977, с. 102.
2. Конструкции автомобилей. Экспресс-информация. N.. 1979, № 11, НИИНавтопром, с. 11. (54) (57) УСТРОИСТВО ДЛЯ ОХЛАРДЕНИЯ
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее замкнутый контур гидротрансформатора, включающий насос подпитки и теплообменник, циркуляционный контур коробки передач, включающий главный отключаемый и вспомогательный питающие насосы, подсоединенные главной питающей магистралью к коробке передач и гидротрансформа„„SU„„1131687 A тору, гидробак, к которому подключены всасывающие магистрали главного и вспомогательного питающих насосов, поддон коробки передач, откачивающий насос, подключенный к поддону коробки передач, теплообменник и циркуляционный контур гидропривода вентилятора системы охлаждения гидромеханической передачи, включающей гидронасос со всасывающей гидролинней, подключенный к гидробаку, гидродвигатель с вентилятором, напорную магистраль, соединяющую гидронасос с гидродвигателем, и сливную магистраль гидродвигателя, соединяющую его с гидробаком, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности ра— боты системы охлаждения и уменьшения габаритов теолообиеииика, устройство снабжено установленным в напорной гидролинии главного питающего насоса распределительным клапаном, управляющая полость которого сообщена с главной питающей магистралью, а сливная полость подключена гидролинией слива, > в которой установлен обратный клапан, 1,"ф к напорной магистрали между гидрона- > а сосом и гидродвигателем. С5
4 1131687
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в устройствах для охлаждения гидромеханических передач большегрузных автомобилей.
Известно устройство для охлаждения гидромеханической передачи большегрузного автомобиля, состоящее из замкнутого контура гидротрансформатора, включающего тецлообменник и насос подпитки, циркуляционного контура коробки передач, включающего питающие насосы, подсоединенные главной питающей магистралью к коробке передач и гидротрансформатору, гидро- 15 бак, откачивающий насос и теплообменник, и контура гидропривода вентилятора и водяного насоса системы охлаждения гидромеханической передачи, содержащего гидронасос со всасывающей гидролинией, подключенной к гидробаку, гидродвигатель, напорную магистраль, соединяющую гидронасос с гидродвигателем, и сливную магистраль гидродвигателя, подсоединенную к гидробаку (1) .
Наиболее близким к предлагаемому является устройство для охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства, состоящее из замкнуто-ЗО
ro контура гидротрансформатора, включающего насос подпитки и теплообменник, циркуляционного контура коробки передач, включающего главный отключаемый и вспомогательный питающие насосы, подключенные главной питающей магистралью к коробке передач и гидротрансформатору, гидробак, к которому подключено всасывание главного и вспомогательного питающих насосов, 40 поддон коробки передач, откачивающий насос, подключенный к поддону коробки передач, теплообменник, и циркуляционного контура гидропривода вентилятора системы охлаждения гидромеха- 45 нической передачи, содержащего гидронасос со всасывающей гидролинией, подключенной к гидробаку, гидродвигатель с вентилятором, напорную магистраль; соединяющую гидронасос с гидродвигателем, и сливную магистраль гидродвигателя, подсоединенную к гидробаку (2j .
В известных устройствах производительность вентилятора, связанного с гидродвигателем, питаемым от подачи гидронасоса циркуляционного контура гидропривода вентилятора, меняется незначительно с изменением режимов работы и тепловыделения в гидромеханической передаче, что приводит к завышенным габаритам гидронасоса и теплообменников, неоправданной затрате мощности на привод гидродвигателя на режимах низкого тепловыделения в гидромеханической передаче.
Недоиспользуется подача главного питающего насоса на режимах, когда он отключен от питания главной магистрали и тепловыделение в передаче наибольшее.
Цель изобретения — повышение эффективности работы системы охлаждения и уменьшение габаритов теплообменника.
Цель достигается тем, что устройство для охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства, содержащее замкнутый контур гидротрансформатора, включающий насос подпитки и теплообменник, циркуляционный, контур коробки передач, включающий главный отключаемый и вспомогательный питающие насосы, подсоединенные главной питающей магистралью к коробке передач и гидротрансформатору, гидробак, к которому подключено всасывание главного и вспомогательного питающих насосов, поддон коробки передач, откачивающий насос, подключенный к поддону коробки передач, теплообменник и циркуляционный контур гидропривода вентилятора системы охлаждения гидромеханической передачи, содержащей гидронасос со всасывающей гидролинией, подключенный к гидробаку, гидродвигатель с вентилятором, напорную магистраль, соединяющую гидронасос с гидродвигателем, и сливную магистраль гидродвигателя, подсоеди-, ненную к гидробаку, снабжено установленным в напорной гидролинии главного питающего насоса распределительным клапаном, управляющая полость которого сообщена с главной питающей магистралью, а сливная полость распределительного клапана подключена гидролинией слива, в которой установлен обратный клапан, к напорной магистрали между гидронасосом и гидродвигателем.
На чертеже схематично изображено устройство для охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства.
1131687 4
Устройство для охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства состоит из замкнутого контура гидротрансформатора 1, включающего теплообменник 2 с предохранительным клапаном 3 и насос подпитки 4, циркуляционного контура коробки передач 5, включающего главный 6 и вспомогательный 7 питающие насосы, подключенные к главной питающей магист- 10 рали 8, содержащей фильтр 9 и регулятор 10 главного давления, которая через механизм 11 управления подсоединена к коробке передач 5 и к гидротрансформатору 1, откачивающий насос 15
12, подключенный каналом 13 к поддону 14, теплообменник 15 с предохранительным клапаном 16 и сливным каналом 17, гидробак 18, контура гидропривода вентилятора системы охлаж- 2ц дения гидромеханической передачи, содержащего гидронасос 19, всасывающая гидролиния 20 которого подключена к гидробаку 18, напорную магистраль 21, гидродвигатель 22, сливную магист- 25 раль 23, подключенную к гидробаку 18.
В напорной гидролинии 24 главного питающего насоса 6 установлен распределительный клапан 25, управляющая полость 26 которого подсоединена кана- 30 лом 27 к главной питающей магистрали 8, а сливная полость 28 подключена гидролинией слива 29, в которой установлен обратный клапан 30, к напорной магистрали 21. Напорная и сливная ма-З гистрали 21 и 23 соответственно соединены каналом 31, в котором установлен перепускной клапан 32. Гидротрансформатор 1 содержит входной вал 33, а коробка передач — .выходной вал 34. 4
Устройство для охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства работает следующим образом.
При вращении входного вала 33, кинематически связанного с валом дви-4 гателя (на чертеже не показан) транспортного средства, насос 4 подпитки, имеющий механический привод от входного вала 33, забирает жидкость из теплообменника 2 и подает ее в гидро- трансформатор 1, откуда она снова поступает в теплообменник 2, обеспечивая таким образом циркуляцию и охлаждение жидкости в замкнутом контуре гидротрансформатора. 55
На стоянке транспортного средства при работающем двигателе, когда вращается входной вал 33, от которого приводятся во вращение откачивающий насос 12, главный питающий насос 6 и гидронасос 19, питание главной питающей магистрали 8 осуществляется главным питающим насосом 6, который забирает жидкость из гидробака 18 и по напорной гидролинии 24 через распределительный клапан 25 подает ее по главной магистрали 8 через фильтр 9 в механизм 11 управления на питание, смазку и охлаждение коробки 5 передач и подпитку контура гидротрансформатора 1. Давление в главной магистрали 8 поддерживается регулятором 10 главного давления.
Отработанная жидкость сливается в поддон 14, откуда по каналу 13 откачивающим насосом 12 подается через теплообменник 15 и сливной канал 17 в гидробак 18.
Из гидробака 18 жидкость по всасывающей гидролинии 20 забирается гидронасосом 19 и по напорной магистрали 21 подается к гидродвигателю 22, в котором потенциальная энергия давления преобразуется в механическую энергию вращательного движения, поглощаемую вентилятором системы охлаждения, и дальше — в сливную магистраль 23 и гидробак 18. При этом подача жидкости по гидролинии слива
29 отсутствует и обратный клапан 30 закрыт. На этом режиме тепловыделение в гидротрансформаторе и коробке передач минимальное и теплообменники 2 и 15, которые работают с низкой тепловой нагрузкой, обдуваются вентилятором (на чертеже не показан), приводимым во вращение гидродвигателем 22, имеющим подачу жидкости только от гидронасоса 19, что обеспечивает соответствующий теплосъем от гидротрансформатора и коробки передач.
При движении транспортного средства выходной вал 34, кинематически связанный с колесами (на чертеже не показаны), приводит во вращение вспомогательный насос 7, который вместе с главным насосом 6 подает жидкость в главную питающую магистраль 8. На рабочих режимах движения транспортного средства подача вспомогательного насоса 7 возрастает настолько, что обеспечивает потребности главной питающей магистрали 8. Давление в главной магистрали возрастает до за1131687
Составитель А. Хабаров
Редактор N. Циткина Техред Э.Фечо Корректор С. Черни
Заказ 9699/11 Тираж 656 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 данной величины и передается по каналу 27 в управляющую полость 26 распределительного клапана 25, который переключает подачу главного насоса 6 на сливную полость 28 и далее по гид- 5 ролинии слива 29 через обратный клапан 30 в напорную магистраль 21, одновременно перекрывая подачу в главную магистраль 8. Гидродвигатель 22 работает от подачи гидронасоса 19 и главного насоса 6, обеспечивая максимальную частоту вращения вентилятора и высокую эффективность охлаждения рабочей жидкости в теплообменниках 2 и 15, что соответствует максимальному тепловыделению в гидротрансформаторе и коробке передач на этом режиме. При возрастании давления на входе в теплообменники 2 и 15 предохранительные клапаны 3 и 16 соответственно пропускают жидкость на слив, минуя теплообменники.
Перепускной клапан 32 обеспечивает проход жидкости из напорной магистрали 21 в сливную магистраль 23 при возрастании выше заданного давления на входе в гидродвигатель 22.
Предложенное устройство позволяет уменьшить габариты гидронасосов, обеспечить повышение эффективности теплоотдачи теплообменников в режимах максимального тепловыделения в гидромеханической передаче за счет подачи главного питающего насоса на этих режимах в напорную магистраль гидродвигателя, что приводит к повышению экономичности и уменьшению габаритов устройства для охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства.