Судно ледового плавания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СУДНО ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ,, содержащее ледовые движители, взаимодействующие с ледовым покровом и расположенные на уровне ледовой ватерлинии в имеющих горизонтальные стенки нишах корпуса судна вдоль бортов на вертикальных осях, закрепленных в центрах оснований движителей, отличающееся тем, что. с целью повышения эффективности продвижения судна во льдах при заклинивании его корпуса путем улучшения страгивания судна во время заклинивания во льдах и предотвращения попадания л)Да в ниши во время движения судна, .ледовые движители выполнены в виде трехгранных равносторонних призм, а поверхность одной из боковых граней каждого ледового движителя плавно сопряжена с обшивкой корпуса судна при нерабочем положении этого движителя, причем оси призм ледовых движителей установлены между горизонтальными стенками ниш на расстоянии от борта судна, равном 0,29 стороны основания призмы. 00 сд Од Лед Фиг.1
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
3(5В В 63 В 35 08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ASTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВЪ/
Фиг. 1
Лед
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3631070/27-11 (22) 03.08.83 (46) 30.3.2,84. Бюл. 9 48 (72) А.В.Иерусалимский (53) 629.124.791.2(088.8) (56) 1.Авторское сивдетельство СССР
9 506540, кл. В 63 В 35/12, 1971 (прототип). (54) (57) СУДНО ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ ° содержащее ледовые движители, взаимодействующие с ледовым покровом и расположенные на уровне ледовой ватерлинии в имеющих горизонтальные стенки нишах корпуса судна вдоль бортов на вертикальных осях, закрепленных в центрах оснований движителей, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, „;SU„„1131756 А с целью повышения эффективности продвижения судна во льдах при заклинивании его корпуса путем улучше- ния страгивания судна во время заклинивания во льдах и предотвращения попадания лЬда в ниши во время движения судна, ледовые движители выполнены в виде трехгранных равносторонних призм, а поверхность одной из боковых граней каждого ледового движителя плавно сопряжена с обшивкой корпуса судна при нерабочем положении этого движителя, причем оси призм ледовых движителей установлены между горизонтальными стенками ниш на расстоянии от борта судна, равном 0,29 стороны основания призмы.
1131756
Судно состоит из движителей 1, расположенных на вертикальных осях 2 в нишах 3 корпуса судна 4, оси сое-. динены с приводом 5.
Страгивание судна во время заклинивания но льдах происходит следующим образом.
При включении силового привода 5 60 начинается вращение движителя 1, при этом происходит его взаимодействие со льдом, что ныэывает реактивное усилие б, которое раскладывается на составляющие 7 и 8, причем соИзобретение относится к судостроению, в частности, к судам ледового плавания.
Известно судно ледового плавания, содержащее ледовые движители, взаимодействующие с ледовым покровом и расположенные на уровне ледовой ватерлинии в имеющих горизонтальные стенки нишах корпуса судна вдоль бортов на вертикальных осях, закрепленных в центрах оснований днижите- 30 лей (1) .
Однако ледовые движители не обеспечивают страгивание судна во время: эакдинивания его корпуса во льдах, а при движении судна возможно попа- 5 дание льда в ниши, что препятствует эффективному продвижению судна во льдах.
Цель изобретения — повышение эффективности продвижения судна во льдах при заклинивании его корпуса путем улучшения страгивания судна во время заклинивания во льдах и предотвращения попадания льда в ниши во время днижения судна. 25
Постанленная цель достигается тем, что в судне ледового плавания, содержащем ледовые движнтели, взаимодействующие с ледовым покровом и расположенные на уровне ледовой . ватерлинии в имеющих горизонтальные стенки нишах корпуса судна вдоль бортов на вертикальных осях, закрепленных в центрах оснований движителей, ледовые движители выполнены в виде трехгранных равносторонних призм, а поверхность одной иэ боковых граней каждого ледового движителя плавно сопряжена с обшивкой корпуса судна при нерабочем положении этого движителя, причем оси призм ледовых 40 движителей установлены между горизонтальными стенками ниш на расстоя-. нии от борта судна, равном 0,29 стороны основания призмы.
На фиг.1 изображено судно при 45 исходном положении движителей трехгранных равносторонних призм, общий вид; на фиг ° 2 — поперечное сечение одного из движителей1 на фиг.3 схема выхода из заклинивания с указанием усилий возникающих при работе движителей. ставляющая 8 совпадает по направлению с тягой гребных винтов, что способствует выводу суцна из заклинивания, При наличии нескольких призм с каждого борта на судно действует сила, являющаяся результирующей сил 8, Как показывают расчеты, при использовании в качестве силового привода главной энергетической установки судна можно получить силу, н несколько раз превышающую тягу гребных винтов. При очень сильных заклиниваниях возможно вращение движителей на разных бортах в противоположные стороны, что обеспечивает создание момента в плоскости ватерлинии раскачивающего судна, аналогично случаю работы винтами враздрай .
Выполнение днижителей в виде трехгранных равносторонних .призм, грани которых плавно сопряжены с обводами корпуса, а оси призм установлены в нишах на расстоянии 0,29 а от борта судна, где а — сторона основания призмы, позноляет также предотвратить попадание льда в ниши корпуса судна при движении, что способствует выпьлнению основной фукнции судна эффективному продвижению во льдах °
Кроме того, это необходимо для того, чтобы исключить выступы на корпусе, создающие дополнительное сопротивление при движении судна и препятствующие освобождению судна из заклинивания. Расстояние, на котором располагаются оси призм от борта судна, определяется величиной 0,29а, при этом значение 0,29 получено иэ следующих расчетов: если сторона приз— мы — а, то расстояние от основания призмы по высоте до места расположения оси равно
30 = т . 0,589 0,29
2 f 2
Такая форма движителей и их расположение подобным образом в нишах приводит также к снижению металлоемкости и весогабаритных характеристик.
Движители располагаются с каждого борта на расстоянии от основной плоскости, определяемом формулой
В = т — h где  — расстояние от основной плоскости до основания призмы;
Т вЂ” осадка судна; — расчетная для данного судна толщина льда.
Анализ статистических данных по заклиниваниям ледоколов показывает, что проводоспособность ледоколов мощностью 18-55 тыс.кВт в период продленной зимне-весенней навигации снижается на 10-12% за счет времени пребывания в заклиниваниях.
1131756
Составитель Ю.Серов
Редактор Н.Горват Техред З.Палий Корректор B,BÓT
Заказ 9704/14 Тираж 455 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП Патент, г.ужгород, ул.Проектная, 4
В качестве базового объекта выбран ледокол Капитан Сорокин .
Преимуществами предлагаемого судна ледового плавания по сравнению с базовым объектом являются сннжение знергозатрат и сокращение времени, необходимого для вывода судна из заклинивания, что в свою очередь значительно повышает маневренность судна.