Система управления курсом судна

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КУРСОМ СУДНА, содержащая сельсин-приемник гирокомпаса, связанный со штурвалом и датчиком курса, электрически соединенным через дифференцирующую и интегрирующую цепочки, датчик обратной связи и усилитель мощности с исполнительным механизмом для управляющего органа рулевой машины, отличающаяся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных параметров пут«м повышения точности удержания судна на заданном курсе и повышения надежности в эксплуатации, .она снабжена дополнительным датчиком курса, дополнительными дифференцирующей и интегрирующей цепочками, дополнительным датчиком обратной связи, дополнительным усилителем мощности, дополнительным исполнительным , механизмом для управляющего органа дополнительной рулевой машины, переключателем режимов управления с рукоятками , узлами управления по времени и задатчиками отслеживания курса с роторами , при этом основной и дополнительный датчики кур.са посредством механического дифференциала связаны кинематически со штурвалом и сельсин-приемником гирокомпаса , выходы основного и дополнительного датчиков курса последовательно соединены соответственно через основные и дополнительные дифференцирующие и интегрирующие цепочки, основной и дополнительный датчики обратной связи, основной и дополнительный усилители с основным и дополнительным исполнительными механизмами для управляющих органов основной и дополнительной рулевых мащин, а упомянутые рукоятки кинематически свяI заны через переключатель режимов управления с узлами управления по времени и роторами задатчиков отслеживания курса, обмотки которых последовательно соединены соответственно с обмотками основного и дополнительного датчиков курса, выходами основных и дополнительных дифференцирующих и интегрирующих цепочек, обмотками основного и дополнительного датчиков обратной связи и входами основного СО и дополнительного усилителей мощности, причем основной и.дополнительный испол ю нительные механизмы соединены электрическими цепями с узлами управления по времени через переключатель режимов.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК з(я) В 63 Н 25/04 / ф

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К ABTGPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3537544/27-11 (22) 11.01.83 (46) 30.12.84 Бюл. № 48 (72),Д. Н. Мордовченко, Л. Г. Паиякин и Е. П. Склярова (53) 628.12.02/09 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 254356, кл. В 63 Н 25/04, 19.02.68 (прототип) . (54) (57) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КУРСОМ СУДНА, содержащая сельсин-приемник гирокомпаса, связанный со штурвалом и датчиком курса, электрически соединенным через дифференцирующую и интегрирующую цепочки, датчик обратной связи и усилитель мощности с исполнительным механизмом для управляющего органа рулевой машины, отличающаяся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных параметров путам повышения точности удержания судна на заданном курсе и повышения надежности в эксплуатации, она снабжена дополнительным датчиком курса, дополнительными дифференцирующей и интегрирующей цепочками, дополнительным датчиком обратной связи, дополнительным усилителем мощности, дополнительным исполнительным. механизмом для управлякицего органа дополнительной рулевой машины, переключателем режимов управления с рукоятками, узлами управления по времени и

„„SU„„1131772 задатчиками отслеживания курса с роторами, при этом основной и дополнительный датчики курса посредством механического дифференциала связаны кинематически со штурвалом и сельсин-приемником гирокомпаса, выходы основного и дополнительного датчиков курса последовательно соединены соответственно через основные и дополнительные дифференцирующие и интегрирующие цепочки, основной и дополнительный датчики обратной связи, основной и дополнительный усилители с основным и дополнительным исполнительными механизмами для управляющих органов основной и дополнительной рулевых машин, а упомянутые рукоятки кинематически связаны через переключатель режимов управ- 9 ления с узлами управления по времени и роторами задатчиков отслеживания курса, обмотки которых последовательно соединены соответственно с обмотками основного и дополнительного датчиков курса, выходами основных и дополнительных дифференцирующих и интегрирующих цепочек, обмотками основного и дополнительного датчиков обратной связи и входами основного и дополнительного усилителей мощности, причем основной и,дополнительный исполнительные механизмы соединены электрическими цепями с узлами управления по времени через переключатель режимов. К) 1131772

Изобретение относится к эксплуатации флота, в частности к системам управления курсом судна.

Известна система управления курсом судна, содержащая сельсин-приемник гирокомпаса, связанный со штурвалом и датчиком курса, электрически соединенным через дифференцирующую и интегрирующую цепочки, датчик обратной связи и усилитель мощности с исполнительным механизмом для управляющего органа рулевой машины (1).

Недостатком известной системы являются низкие эксплуатационные параметры вследствие малой точности удержания судна на заданном курсе и малой надежности в эксплуатации.

Цель изобретения — улучшение эксплуатационных параметров системы путем повышения точности удержания судна на заданном курсе и повышения надежности в эксплуатации.

Поставленная цель достигается тем, что система управления курсом судна, содержащая сельсин-приемник гирокомпаса, связанный со штурвалом и датчиком курса, электрически соединенным через дифференцирующую и интегрирующую цепочки, датчик обратной связи и усилитель мощности с исполнительным механизмом для управляющего органа рулевой машины, снабжена дополнительным датчиком курса, дополнительными дифференцирующей и интегрирующей цепочками, дополнительным датчиком обратной связи, дополнительным усилителем мощности, дополнительным исполнительным механизмом для управляющего органа дополнительной рулевой машины, переключателем режимов управления с рукоятками, узлами управления по времени и задатчиками отслеживания курса с роторами при этом основной и дополнительный датчики курса посредством механического дифференциала связаны кинематически со штурвалом и сельсин-приемником гирокомпаса, выходы основного и дополнительного датчиков курса последовательно соединены соответственно через основные и дополнительные дифференцирующие и интегрирующие цепочки, основной и дополнительный датчики обратной связи, основной и дополнительный усилители основным и дополнительным исполнительными механизмами для управляющих органов основной и дополнительной рулевых машин, а упомянутые рукоятки кинематически связаны через переключатель режимов управления с узлами управления по времени и роторами задатчиков отслеживания курса, обмотки которых последовательно соединены соответственно с обмотками основного и дополнительного датчиков курса, выходами основных и дополнительных дифференцирующих и . интегрирующих цепочек, обмотками основного

25 зо

55 и дополнительного датчиков обратной связи и входами основного и дополнительного усилителей мощности, причем основной и дополнительный исполнительные механизмы соединены электрическими цепями с узлами управления по времени через переключатель режимов.

На чертеже представлена функциональная схема системы.

Система управления курсом судна содержит основной и дополнительный датчики курса 1 и 2, связанные кинематически через механический дифференциал 3 со штурвалом 4 и сельсином-приемником 5 гирокомпаса. Система снабжена рукоятками управления 6 и 7 для переключателя 8 режимов. Рукоятки управления 6 и 7 кинематически связанные через переключатель режимов 8 с узлами 9 и 10 управления по времени и роторами задатчиков 11 и 12 отслеживания курса, конструктивно представляют собой группы стандартных микровыключателей, обмотки которых последовательно соединены с обмотками основного и дополнительно датчиков курса 1 и 2, выходами основных и дополнительных дифференцирующих 13 и 14 и интегрирующих

15 и 16 цепочек, обмотками основного и дополнительного датчиков 17 и 18 обратной связи, входами основного и дополнительного усилителей 19 и 20 мощности, выходы которых соединены с основным и дополнительным исполнительными механизмами 21 и 22, которые электрически связаны с узлами

9 и 10 управления по времени через переключатель 8 режимов. Исполнительные механизмы 21 и 22 кинематически связаны с управляющими органами рулевых машин.

Система управления курсом судна работает следующим образом.

При отклонении судна от заданного курса от гирокомпаса в систему управления поступает сигнал на сельсин-приемник 5 гирокомпаса, который через дифференциал 3 синхронно разворачивает датчики 1 и 2 курса, электрически связанные с дифференцирующими 13 и 14 и интегрирующими 15 и 16 цепочками. На выходах датчиков 1 и 2 курса дифференцирующих 13 и 14 и интегрирующих 15 и 16 цепочек появляются сигналы, пропорциональные углу, производной и интегралу от угла отклонения судна от курса. Эти сигналы поступают на входы усилителей 19 и 20 мощности. Усиленные сигналы поступают на входы исполнительных механизмов 21 и 22, которые воздействуют на управляющие органы рулевых м ашин. Рулевые машины перекладывают рули до тех пор, пока сигналы с датчиков

17 и 18 обратной связи не будут равны суммарным сигналам, пропорциональным углу, производной и интегралу от угла отклонения судна от курса. Под действием рулей судно возвращается на заданный курс.

1131772

Составитель В. Старых

Редактор Т.Митейко Техред И. Верес Корректор С. Черни

Заказ 9353/15 Тираж 455 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 7К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

При установке переключателя 8 режимов в положение «Следящий синхронно» управление курсом судна осуществляется от штурвала 4, который при отклонении судна от курса поворачивают в нужную сторону. Через механический дифференциал 3 поворачивают датчики 1 и 2 курса, с выходов которых сигналы поступают на входы усилителей 19 и 20. Усиленный сигнал поступает на исполнительные механизмы 21 и 22, которые воздействуют на управляющие органы рулевых машин. Последние перекладывают рули до тех пор, пока сигналы с выходов датчиков 17 и 18 обратной связи не будут равны сигналам датчиков 1 и 2 курса. Под действием рулей судно возвращается на заданный курс.

При установке переключателя 8 режимов в положение «Следящий раздельно» рукоятки 6 и 7 управления кинематически связаны с роторами задатчиков 11 и 12 отслеживания курса. При повороте рукояток на 20 выходах задатчиков 11 и 12 появляются

0m рул 9т руля

Л(утри8ляЮиу М юрга о,оу ебих магиям сигналы, которые, суммируясь с сигналами датчиков 17 и 18 обратной связи, позволяют удерживать судно на заданном курсе при помощи рулевых машин, задавая каждой свой угол перекладки руля.

При установке переключателя 8 режимов в положение «Простой» рукоятки 6 и 7 управления кинематически связываются с узлами 9 и 10 управления по времени, которые электрически связаны с исполнительными механизмами 21 и 22, воздействующими на управляющие органы рулевых машин. Последние производят перекладку рулей автономно в зависимости от времени нажатия рукояток 6 и 7.

Предлагаемая система обеспечивает автоматическое удержание судна на заданном курсе, увеличивает точность удержания судна на заданном курсе на 30о/o, что снижает потери ходового времени на 2 — Зо/<.

Технические преимущества дают экономию топлива до 5 — бо/о.