Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ с контуром циркуляции охлаждающей жидкости, содержащая радиатор с входным и выходным патрубками, подключенными к полости охлаждения двигателя при помощи трубопроводов,циркуляционный насое, вентилятор с приводом и реле управления с приводом жалюзи радиа-тора и приводом вентилятора, датчик температуры, установленный в трубопроводе подачи охлаждающей жидкости из двигателя в радиатор и соединенный с приводом вентилятора и жалюзи, причем приводы вентилятора и реле содержат измерительные пружины , отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности путем увеличения точности регулирования температуры охлаждающей жидкости , система дополнительно содержит трехходовой перепускной клапан с приводом и измерительной пружиной, связанный с датчиком температуры, причем жесткость измерительной, пружины привода трехходового перепускного клапана выполнена меньше жесткости измерительной пружины привода вентилятора, но больше жесткости измерительной пружины привода реле.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) З(51) F 01 P 7/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
К ABTOPCH0MV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPHTHA (21) 3356217/25-06 (22) 13.11.81 (46) 30.12.84.Бюл.Р 48 (72) Н.M.Луков, Е.Ю.Логинова, А.И.Кравцов, С.M.Èíäåíáàóì, В.В.Фокин, А.Е.Фомин и Ю.И.Доронин (71) Людиновский ордена Трудового
Красного Знамени тепловозостроительный завод и Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров железнодорожного транспорта (53} 621.432-714 (088.8) (56) 1, Авторское свидетельство СССР
У 840430, кл. F 01 P 7/00, 1980. (54)(57) СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ с контуром циркуляции охлаждающей жидкости, содержащая радиатор с входным и выходным патрубками, подключенными к полости охлаждения двигателя при помощи трубопровоцов,циркуляционный на-. сос, вентилятор с приводом и реле управления с приводом жалюзи радиа-. тора и приводом вентилятора, датчик температуры, установленный в трубопроводе подачи охлаждающей жидкости из двигателя в радиатор и соединенный с приводом вентилятора и жалюзи, причем приводы вентилятора и реле содержат измерительные пружины, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности путем увеличения точности регулирования температуры охлаждающей жидкости, система дополнительно содержит трехходовой перепускной клапан с приводом и измерительной пружиной, ф связанный с датчиком температуры, причем жесткость измерительной пружины привода трехходового перепускного клапана выполнена меньше жест- кости измерительной пружины привода вентилятора, но больше жесткости измерительной прувыны привода реле.
1132036
Цель изобретения — повышение эф-. фективности,охлаждения путем увеличения точности регулирования температуры охлаждающей жидкости.
Поставленная цель достигается тем, что система охлаждения двигателя внутреннего сгорания с контуром циркуляции охлаждающей жидкости, содержащая радиатор с входным и выходным патрубками, подключенными к полости охлаждения двигателя при помощи трубопроводов, циркуляционный насос, вентилятор с приводом и реле управления с приводом жалюзи радиатора и приводом вентилятора, датчик температуры, установленный в трубопроводе подачи и охлаждающей жидкости из двигателя в радиатор и соединенный с приводом вентилятора и жалюзи, причем приводы вентилятора и реле содержат измерительные пружины, дополнительно 5 содержат трехходовой перепускной клапан с приводом и измерительной пружиной, связанный с датчиком тем—
40
Изобретение относится к машиностроению, а именно двигателестроекию, и, в частности, к регулированию потока охлаждения.
Известка система охлаждения двигателя внутреннего сгорания (ДВС) с контуром циркуляции охлаждающей жидкости, содержащая радиатор с входным и выходным патрубкаии, под\ ключенными к полости охлаждения дви- t0 гателя при помощи трубопроводов, циркуляционный насос, вентилятор с приводом и реле управления приводом -жалюзи радиатора и приводом вентилятора, датчик температуры, установленный в трубопроводе подачи охлаждающей жидкости из двигателя в радиатор и соединенный с приводом вентилятора и жалюзи, причем приводы вентилятора и реле содержат измерительные пружины.
Такая система охлаждения двигателя позволяет поддерживать необходимую температуру охлаждающей среды в зависимости от мощности двигате- 25 ля и температуры наружного воздуха (11, Однако известная система характеризуется недостаточной эффективностью охлаждения вследствие относи- З0 тельно невысокой точности регулирования температуры охлаждения жидкости ° пературы, причем жесткость измерительной пружины привода трехходового перепусккого клапана выполнена меньше жесткости измерительной пружины привода вентилятора, но больше жесткости измерительной пружины привода реле.
На фиг. 1 представлена функциональная схема системы регулирования температуры охлаждающей среды предлагаемой системы охлаждения ДВС; на фиг. 2 — блок-схема системы регулирования системы охлаждения; на фиг. 3 — принципиальная схема системы охлаждения.
Автоматическая система регулирования температуры охлаждающей среды тепловой машины состоит из следующих функциональных элементов (см.фиг.1); системы охлаждения ДВС как объекта регулирования температуры (0P) измерительного (ИУ), задающего (ЗУ), сравнивающего (СУ) и усилительно-преобразующего (УУ) устройств, двух исполнительно-регулирующих устройств, состоящих из исполнительных механизмов (ИМ1 и HM2} и регулирующих органов (РО1 и РО2).
Автоматическая система регулирования температуры охлаждающей среды содержит следующие двигатель 1, радиатор 2, датчик температуры охлаждающей среды 3, привод 4 (исполнительный механизм) вентилятора 5, привод 6 трехходового перепускного клапана 7.
Система охлаждения ДВС (см;фиг.33 содержит двигатель 1 с агрегатом нагрузки, датчик температуры охлаждающей среды 3, установленный в трубопровод охлаждающей среды на выходе из двигателя и соединенный воздухопроводами с приводом 4 вентилятора 5, с приводом 6 трехходового перепускного клапана 7 и с пневмоэлектрическим реле давления 8, соединенным с приводами 9 жалюзи 1О радиатора 11, насос охлаждающей среды 12.
Система работает следующим образом.
На входы датчика температуры 3 и приводов 9 подводится сжатый воздух под давлением Р1.
При низкой температуре охлаждающей жидкости двигателя 1 (фиг.3) давление воздуха P на выходе датчи2 ка температуры 3, в приводах 4, 6
3 i 1320 и в реле 8 наименьшее. В этом случае контакты реле 8 разомкнуты, жалюзи 10 радиатора 11 закрыты, подача воздуха G вентилятора 5 равна нулю, трехходовой перепускной клапан 7 полностью открыт для перепуска охлаждающей среды мимо радиатора G максимальная, а через радиатор G+ минимальная °
При повышении температуры охлаждающей среды t увеличивается дав1 ление воздуха P, при определенной величине давления которого срабатывает реле 8 и приводы 9 открывают жалюзи 10.
При дальнейшем увеличении температуры охлаждающей среды и увеличения давления Р2 привод 6 перемещает клапанную систему трехходового клапана 7.вниз, что приводит к уменьшению подачи охлаждающей среды через перепускной трубопровод G и к увеличению подачи охлаждающей среды G< через радиатор 11. При этом теплоотвод радиатора 11 увеличивается и повьппение температуры охлаждающей среды t прекращается. При определен. I ных значениях температуры охлаждающей среды t< и давления Р, привод 6 перемещает клапанную систему трехходового клапана 7 в крайнее нижнее положение, при котором перепуск ох36 4 лаждающей среды мимо радиатора 11 полностью прекращается (G=O). г
При дальнейшем повышении температуры охлаждающей среды и увеличении давления Р4 привод 4 увеличивает подачу наружного возду а G через радиатор 11 с помощью вентилятора 5, что приводит к увеличению теплоотвода радиатора 11 и к стабилизации температуры охлаждающей среды.
Регулирование температуры охлаждающей среды осуществляется в предлагаемой ".системе охлаждения более точно вследствие того, что датчик температуры 3 соединен одновремен" но с тремя приводами: с приводом 6 трехходового перепускного клапана 7, с приводом 4 вентилятора 5 и с реле 8 управления привода 9 жалюзи 10 радиатора 11, а измерительные пружины приводов подобраны таким образом, что обеспечивают наибольшую точность регулирования путем последовательного включения в работу всех трех приводов.
Таким образом, система охлаждения ДВС позволяет повысить стабильность настройки и качество работы системы, топливную экономичность двигателя за счет поддержания температуры охлаждающей среды на заданном уровне и уменьшения затрат.на привод вентилятора.
))32036
ВЯИМПИ Заказ 9740 28 Тираж 501
an ШШ Патент г.Ужго о
Подписное
Фнли р д, ул,Проектная, 4