Способ сейсмической разведки
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СПОСОБ СЕЙСМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ в труднодост}1шых районах, включаю- : .щий сбрасывание заряда с авиатранспорта, внедрение его в гр)шт, установку линии сене-- моприемников, подрыв заряда и регистрацию упругих колебаний сейсмоприемннками, о тл и ч а 10 щ и и е я тем, что, с целью повышения эффект1тности работ и обеспечения сохранпости сейсмоприемников, с авиатранспорта сбрасывают заряд с взрывной магистралью фиксированной длинь, затем устанавливают линии сейсмоприем шко в, измеряют глуб1шу погружения заряда в грунт замером оставшейся части взрывной магистрали на земной по- / гВерхности и мо ггируют взрывную цепь. (О С
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
69) (В
3150 6 01 V 1/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСИОМЮ СВИДЕТЕЛЬСТВ
ГООУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ЙО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И 0%1РЫТИЙ (21} 3423903/24 — 25 (22) 14.04.82 .(4б) 30.12.84. Бюл. N 48 (72) Л. П. Неволин и В. М. Ившин (71) Камское отделение Всесоюзного научноисследовательского геологоразведочного нефтяного института (53) 550.834 (088.8) (56) 1. Справочник геофизика. М., "Недра", 19бб, т. IV, с. 60б-618.
2. Авторское свидетельство СССР Р 202532, кл. 6 01 V 1/00, 1967 (прототип)., (54) (57) СПОСОБ СЕЙСМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ в труднодоступных районах, включаю.щий сбрасывание заряда с авиатранспорта, внедрение его в грунт, установку линии сейс- мопрпемпиков, подрыв заряда и регистрацию упругих колебаний сейсмоприемниками, о тлича»ощийея тем,mo,сцелью повышения эффективности работ и обеспечения сохранности сейсмонриемников, с авиатранспорта сбрасывают заряд с взрывной магистралью фиксированной длины, затем устанавливают линии сейсмопрнемников, измеря»от глубину погружения заряда в грунт замером оставшейся части взрывной магистрали на земной по-; .верхности и мо»пируют взрывную цепь.
1132270
Изобретение относится к сейсмической разведке и предназначено для использования при работах в труднодостуттных районах.
Известны способы сейсмической разведки, когда упругие колебания возбуждаются взрывами зарядов взрывчатых материалов (ВМ) в грунтах. При этом для доставки заряда в грунт бурят скважины и помещают в них заряд под зону малых скоростей, несколько ниже уровня грунтовых вод, для обеспечения естественной забойки заряда (1).
Однако бурение скважин является трудоемкой и низкопроизводительной операцией, сдерживающей в целом производительность работ при сейсморазведке. Оно малоэффектив- 15 но в условиях неустойчивых и сыпучих грун тов, так как взрывные скважины, пробуренные в таких условиях, обваливаются или зап-; лывают и не позволяют (при известных способах работы) доставить заряд ВМ на заданную глубину. В труднодоступных районах из-за низкой проходимости буровой техники выполнение сейсморазведочных работ такими способами практически невозможно, Наиболее близким техническим решением к изобретению является способ, включающий сбрасывание заряда с авиатранспорта, внедрение его в грунт, установку линии сейсмо; приемников, подрыв заряда и регистрацию упругих колебаний сейсмоприемниками. Способ позволяет выполнять сейсморазведочные
ЗО работы в труднодоступных районах и получать анные о геологтттеском строении территории в благоприятных сейсмогеологических условиях, когда запись прослеживаемых колебаний, полученная на автономных регистрах в дис- З5 кретных точках, не меняет форму, наде>кис распознается и коррелируется по всей площади (2) . В реальных условиях, когда геологический разрез характеризуется выклиниванием слоев, 40 проявлением дизъюнктивной тектоники, наличием латеральной литолого-петрофизической изменчивости отложений и т. и., распознавание и корреляция прослеживаемых сейсмических колебаний по дискретным записям затруднена, а при наличии значительного фона регулярных и нерегулярных волн-помех становится невоз.можной. Известную трудность представляет и привецсние сейсмичест<их записей к общему уровшо, так как поправка за глубину погружения заряда остается неизвестной. Кроме того, при выполнении работ по этому способу, когда сбрасывание зарядов осуществляется после расстановки регистраторов сейсмических колебаний на поверхности таким образом, 55 чтобы около каждого намеченного пункта взрьита стояло по одному регистратору, часть регистраторов повреждается даже прн радиусе попадания S0- 100 м. Перечисленные факторы снижают теологическую эффективность известного способа.
Целью изобретения является повышение эффективности работ и обеспечение сохранности сейсмоприемников.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу сейсмической разведки в труднодоступных районах, включающем сбрасывание заряда с авиатранспорта, внедрение его в грунт, установку линии сейсмоприем- ников, подрыв заряда и регистрацию упругих колебаний сейсмоприемниками, с авиатранспорта сбрасывиот заряд с взрывной магистралью фикcHpoBBI1HoH длиттт)т, затем 1статтавлттвают т!Инни сейсмоприемников, измеряют глубину погружения заряда в грунт замером оставшейся части взрывной магистрали на земной поверхности и монтируют взрывную цель.
Способ реализуется следуютттим образом.
На местности производится разметка Ilpoектирусмых и. BKToB возбуждсттття упругих,. колебаний, которые обозначиотся хорошо видимыми с воздуха знаками(мишенями), После зтого с определенной высоты с авиатранспорта производят сброс зарядов. Для помещения заряда на оптимальную, ттэтя конкретных условий, глубину изменяют высоту, с которой производят сброс заряда.
На чертеже показано устройство снаряда, используемого при проведении способа, Зарттд помещают в снаряд, при этом в качестве взрывчатого вещества использутот стандартные тротиловые заряды, применяемые в сейсморазведке, имеющие, как известно, вес 2,5-2,6 кг, длину 40 см и диаметр 8 см. затем определяют основные размеры корпуса снаряда.
Корпус 1 снаряда изготовлен из металлической трубы с внутренним диаметром > 8 см.
Корпус служит дття помещения в нем заряда такого веса, который обеспечивает возбуждение сейсмического импульса достаточной интенсивности.
Наконечтптк снаряда 2 изготавливают из металла в форме конуса для более легкого проникновения снаряда в грунт. Для сохранения целости заряда 3 в момент удара снаряда о грунт и при его погружении внутрь корпуса под заряд помещатoт амовтизирующую прокладку 4 (слой древесных опилок толщиной 8 см).
Активный заряд 5 (боевик) с электродетонатором 6 размещен в самой верхней части корпуса. Верхняя крьппка 7 -(дерево) предттаз. начена для плотного сжатия заряда н корпусе и имеет нижшою 8 и верхшою ) цо.тости.
Нижняя служит для исключения лавл ння
1132270
ВНИИПИ Заказ )788/40 Тирлк 710 Подписное
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 крышки на детонатор при уплотнении заряда и закрепления начала взрывной магистрали.
В верхней полости 9 аккуратно укладывают измеренную магистраль !О.
Заглушка 11 (дерево) предназначена для исключения преждевременного выпадения магистрали. Конец взрывной магистрали закрепляют в стабилизирующей части снаряда 12. Последняя необходима для устойчивого полета снаря: да в воздухе и состоит из металлического кольца 13, к которому в трех точках, разнесенных по окружности на 120, крепят
0 лопасти 14, изготовленные из металлического листа толщиной 0,2 см, 15
Стабилизирующую часть к верхней крышке 7, крепят с помощью фиксирующих шариков или пружинных зажимов 15 таким образом, чтобы обеспечить отделение стабилизатора О . при проникновении снаряда в грунт. Благодаря зтому стабилизатор остается на поверхнос ти и может быть использован неоднократно, кроме того, он служит ориентиром при нахождении места погружения снаряда. 25
После доставки зарядов в проектируемые пункты возбуждения упругих колебаний вначале осуществляют поиск стабилизатора, при необходимости с помощью устройства типа миноискателя, после чего по разности длины проводников определяют глубину погружения снаряда, по намеченным профилям или площади выполняют расстановку регистрирующей аппаратуры и сейсмоприемников по системс, обеспечивающей непрерывное прослеживание геологических границ и подавление регулярных и нерегулярных волн-помех, подсоединяют взрывную магистраль, производят подрыв.
Использование данного способа сейсмической разведки позволяет выполнить работы . труднодоступных районах, особенно в болотистой местности, повысить - производительность работ (один авиатранспорт заменит 8 — 10 буровых агрегатов или 12-15 бригад ручного бурения), осуществить непрерывное прослеживание геологических границ в сложных сейсмогеологических условиях и повысить точность вычисления поправок для приведения сейсмических записей к общему уровню.