Конденсатор

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Применение ленточного супермаховика Б качестве конденсатора.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

„.SU, 11 2310

4 32 за

1 1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К ASTOPCHOIVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3501421/24-21(22) 15. 10.82, (46) 30. 12.84. Бюл. N - 48 (72) Н.В. Гулиа и А.Г, Серх (71) Завод-ВТУЗ при Московском автомобильном заводе им. И.А.Лихачева (53) 621.319.4(088.8) (56) 1. Гулиа Н.В. Маховичные двигатели.. М., "Машиностроение", 1976, с. 95-98. (54) КОНДЕНСАТОР . (57) Применение ленточного супермаховика в качестве конденсатора.

1132310

Изобретение относится к общему машиностроению, а именно к устройствам, аккумулирующим электрическую энергию, используемую на транспортном средстве, содержащем маховик.

Известны батареи электролитических конденсаторов, применяемых на транспортных средствах, содержащих маховики, например на гиробусах, где электрическая энергия, аккумулирован- 10 ная в батарее электролитических конденсаторов, используется для питания обмотки возбуждения электродвигателягенератора, который подает ток на тяговые электродвигатели f13 . 15

Однако подобные батареи электролитических конденсаторов имеют большой вес и габариты и применение их на транспортных средствах сокращает полезный объем и увеличивает вес 20 последних.

Целью изобретения является сокращение габаритов и веса конденсаторов, применяемых на транспортных средствахс электромаховичным силовым arpera- 25 том.

Укаэанная цель достигается применением ленточного супермаховика, используемого на транспортном средстве в силовом электромаховичном агрегате, в качестве конденсатора.

На чертеже изображен ленточный супермаховик, разрез.

Ленточный супермаховик состоит из нежесткой ступицы 1, на которую наматывается одна или несколько лент .(в данном случае две) 2 и 3 склеенных между собой клеем 4. Каждая лента подсоединена к источнику электроэнергии посредством токосъемника 5.Таким 40 образом, ленточный супермаховик представляет собой намотанный конденсатор постоянной емкОсти с твердым диэлектриком из органического вещества клея, обкладками которого являются две .ленты, навитые на ступицу. Слой клея в ленточном супермаховике необходим для предотвращения расслаивания витого ротора при его вращении. Клей воспринимает растягивающие напряже" ния, вызванные неодинаковой деформа-, цией соседних витков разного диамет ра, а также напряжение сдвига, возни-.. кающего при разгоне и торможении лен-. точного супермаховика.

Зарядка конденсатора производится одновременно с раскруткой ленточного супермаховика от внешнего источника электроэнергии через токосъемники 5 в то же время, когда транспортное средство находится на стоянке, разрядка — при пуске тяговых электродвигателей посредством тех же токосъемников, которые могут быть как контактными, так и бесконтактными.

Зарядка конденсатора вызывает дополнительное уплотнение витков ленточного супермаховика посредством электростатических сил, притягивающих обкладки конденсатора. Это способствует уменьшению напряжений в слое клея, что увеличивает его срок годности, а следовательно, и срок службы самого ленточного супермаховика.

Из расчета следует, что ленточный супермаховик — конденсатор, изготовленный из лент метгласса толщиной

0,01 мм и клея в виде ленты толщиной

0,01 мм из БФ-.2 с последующей полимеризацией с диаметром 1,2 м и толщиной

0,2 м при диаметре ступицы 0,6 м, имеет емкость 37, 17 мФ, причем площадь обкладок такого конденсатора соста1 вит 4200 м при напряжении 1000В.

Энергия, накапливаемая таким кондей» сатором, составляет 18,5 кДж. Применение более легких и энергоемких конденсаторов особенно важно на транспортных средствах большой грузоподъемности. Применение ленточного супермаховика, используемого в силовом электромаховичном агрегате, в качест- ве конденсатора полностью разгружает транспортное средство от веса конденсатора и от его габаритов °

Применение ленточного супермаховика, плотность намотки которого до-: стигается предварительным натяжением лент или выбором соответствующего материала ступицы, в качестве конденсатора, диэлектриком которого является неэластичная лента или материал, пропитанный электролитом, оказалось невозможным. Твердый диэлектрик в виде ленты, например бумага, при вращении разрушается вследствие больших деформаций и напряжений. Наличие электролита во вращающемся ленточном. супермаховике невозможно.из-за его вьщавливания, вследствие чего конденсатор выйдет из строя. Кроме того, ° при вращении электролит, как и любая. жидкость, вызовет дополнительные напряжения в витках лент, что резко снижает предельные скорости вращения

Составитель А. Салынский

Техред О.Неце Корректор С Иекмар.

Редактор M. Недолуженко

Заказ 9799/42

Тираж 682

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород ул. Проектная, 4

3 11323 ленточного супермаховика, а следовательно, и его энергоемкость.

Применение известного ленточного супермаховика в качестве конденсатора стало возможным благодаря раз5 витию материаловедения и появлению тонких высокопрочных металлических лент, что повысило площадь обкладок конденсатора при тех же размерах ленточного супермаховика. Использование новых клеящих веществ с вы10 - 4 сокой диэлектрической проницаемостью позволит значительнЬ повысить энергоемкость таких конденсаторов. о

Дополнительным преимуществом является увеличение срока службы самого ленточного супермаховика вследсавие уплотнения витков лент посредством электростатических сил и частичной разгрузки слоя клея от растягивающих напряжений и напряжений сдвига.