Литейная форма для отливки осевого лопастного колеса гидротрансформатора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ЛИТЕЙНАЯ ФСЙЧИА ДЛЯ ОТЛИВКИ ОСЕВОГО ЛОПАСТНОГО КОЛЕСА ГИДРОТРАНСФОШАТОРА , содержащая две ограничивающие рабочую полость вставки с зубьями. по разные стороны от вершины каждого из которых расположена плоская поверхность, примыкающая к плоской поверхностн зуба другой вставки, и криволинейная поверхность, формообразующая поверхность лопасти колеса , при зтом криволинейная пов хностъ зубьев первой вставки выполнена вогнутой, э криволинейная поверхность зубьев второй вставки выполнена выпуклой, гцжчем между зубьями второй вставки имеется вогнутая поверхность, формообразующая входаую кромку лопастей, отличающаяся тем, что, с целью получения отливок с уменьшенным относительным шагом лопастей в сторону оптимального его значения для повы§ шения КПД гидротрансфс мматора, верщина зубьев первой вставки расположена в рабосл чей полости формы, а плоская поверхность зуба второй вставки сопряжена с вогнутой поверхностью, формоо азующей входную кромку лопастей. 00 00 о tsD О)
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (191 (и)
oIlNcAHME изоьретинин :
H АВТОРСКОМУ(СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОЧ НРЫТИЙ (2l) 3457335/22-02 (22) 25 06.82 (46) 07.01.8з. Бюл. У 1 (72) С. М. Трусов, П. И. Баженов, H.Н. Глущенко, С. П. Рожнов, В. Б. Норхачев и Э. П. Вы9орнов (71) Центральный ордена Трудового Красного
Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (53) 621.746.043 (088.8) (56) 1. Патент США Р 2745353, кл. 416 — 189, опублик. 1956.
2, Баженов П. И. и Трусов С. М. Совершенствование конструкции лопастных колес гидротрансформатора для городских автобусов;
"Автомобильная промышленность", 1982, Р 5, с. 18. (54) (57) ЛИТЕЙНАЯ ФОРМА ДЛЯ ОТЛИВКИ
ОСЕВОГО ЛОПАСТНОГО КОЛЕСА ГИДРОТРАНСФОРМАТОРА, содержащая две ограничивающие рабочую полость вставки с зубьями, по разные стороны от вершины каждого нэ которых расположена плоская поверхность, примыкающая к плоской поверхности зуба
apyroA вставки, и криволинейная поверхность, формообразующая поверхность лопасти колеса, при этом криволинейная поверхность зубьев первой вставки выполнена вогнутой, а криволинейная поверхность зубьев второй вставки выполнена выпуклой, причем между зубьями второй вставки имеется вогнутая поверхность, формообразующая входную кромку лопастей, отличающаяся тем, что, с целью получения отливок с уменьшенным относительным шагом лопастей в сторону оптимального его значения для новы- еа шенин КПД гидротрансформатора, вершина ® зубьев первой вставки расположена в рабочей полости формы, а плоская поверхность зуба второй вставки сопряжена с вогнутой С поверхностью, формообразующей входную кромку лопастей.
l 133026
Изобретение относится к литейному производству и касается литейной формы для от ливки осевого лопастного колеса гидротрансформатора.
Известна металлическая литейная форма 5 для получения отливки осевого лопастного колеса гидротрансформатора, содержащая вставку с формообразующими лопасти зубьями, расположенными под наклоном к окружности вставки, при этом вставка имеI ет штифт, расположенный в спиральной направляющей, выполненной в центрирующем стержне. Эта литейная форма позволяет по. лучить отливку е необходимым относительным шагом лопастей (g. t5
Однако с помощью такой литейной. формы нельзя получить отливку лопастного колеса с входным углом лопастей близким к 90, а именно такие лопастные колеса получают широкое применение в гидротрансформаторах 20 в качестве их реакторов.
Наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является литейная форма с осевым разъемом, 25 содержащая две формообразующие вставки с зубьями. При этом но разные стороны от вершины каждого зуба первой вставки расположены плоская поверхность, примыкающая к плоской поверхности зуба второйвстав-3О ки, и криволинейная поверхность, выполненная вогнутой. Криволинейная поверхность зубьев второй вставки вьтолнена выпуклой, причем между зубьями второй вставки имеется вогнутая поверхность, формообразующая входную кромку лопастей. Вертцииа каждого зуба первой упомянутой вставки расположена у точки сопряжения криволинейной поверхности этого зуба и вогнутой поверхности между зубьями другой вставки, а ее проекция, 4 на плоскость, перпендикулярную оси вставок, расположена напротив площадки, выполненной между плоской и вогнутой поверхностями зуба второй вставки. Использование для получения отливок указанной литейном формы позволяет получить хорошее качество поверхности и снизить трудоемкость изготовления этих колес (2).
Недостатком отливки осевого лопастного колеса, получаемой с помощью известной 50 литейной формы, является то, что при малом о выходном угле лопастей колеса, менее 35 относительный шаг лопастей получается значительно больше оптимального значения, Особенно существенное отличие реализуемого 55 шага лопастей от оптимального получается для лопастных колес реакторов гидротрансфоро маторов с выходными углами 20 — 30, имеющих -широкое применение в трансмиссиях транспортных машин.
Невозможность реализации оптимального от.носительного шага лопастей с помощью рассмотренной литейной формы приводит к снижению КПЗ гидротрансформатора.
Целью изобретения является получение отливок с уменьшенным относительным шагом лопастей в сторону оптимального его значения для повышения КПЯ гидротрансформатора.
Для достижения указанной цели в литейной форме для отливки осевого лопастного колеса гидротрансформатора, содержащей две ограничивающие рабочую полость вставки с зубьями, по разные стороны от вершины каждого из которых расположена плоская поверхность, примыкающая к плоской поверхности зуба другой вставки, и криволинейная поверхность, формообразующая поверхность лопасти колеса, при этом криволинейная поверхность зубьев первой вставки выполнена вогнутой, а криволинейная поверхность зубьев второй вставки выполнена выпуклой, причем между зубьями. второй вставки имеется вогнутая поверхность, формообразующая входную кромку лопастей, вершина зубьев первой вставки расположена в рабочей полости формы, а плоская поверхность зуба второй вставки сопряжена с вогнутой поверхностью, формообразующей входную кромку лопастей.
На фиг. показано сечение зубьев формообразующих вставок н собранной литейной форме; на фиг. 2 — литейная форма с осевым разъемом, продольный разрез; на фиг. 3 — формообразующие вставки литейной формы; на фиг. 4 — отливка лопастного колеса; на фиг. 5 — сечение А А на фиг. 4.
Литейная форма для отливки осевого лопастного колеса гидротрансформатора содержит формообразующие вставки I и 2 с зубьями 3 и 4. Криволинейная поверхность 5 зубьев 3 первой вставки, формообразующая . тыльную сторону лопастей, выполнена вогнутой, а криволинейная поверхность 6 зубьев 4 вто рой вставки, формообразующая лицевую сторону лопастей, выполнена выпуклой. По другую сторону от вершины каждого из зубьев 4 выполнены плоские поверхности 7, примыкающие к плоским поверхностям 8 зубьев
3 другой вставки, Между зубьями 4 второй вставки 2 имеется вогнутая поверхность 9, формообразующая входную кромку лопастей, Вершина )О каждого зуба 3 первой вставки I смещена от точки а сопряжения вогнутой поверхности 9 между зубьями второй вставки с плоской поверхностью 7 зуба и второй всгавки 2 в
1133 сторону вершины 11 зуба 4. Прн этом проекция вершины 10 зуба 3 первой вставки 1 на плоскость, перпендикулярную оси вставок, совмещена с проекцией на эту плоскость вогнутой поверхности 9, формообразующей входную кромку лопастей, т. е. проекция вершины 10 зуба 3 (отрезок Ьс)на плоскость, перпендикулярную оси вставок, наложена на проекцию вогнутой поверхности 9, а дуга ad на ту же плоскость, т. е. вершины зубьев 3 10 первой вставки расположены в рабочей полости формы.
Отливка лопастного колеса, получаемая с помощью описанной литейной формы, содеожит
:лопасти с входным утлом,. близким к 90, и о выходным углом, лежащим в пределах 20 — 30., На каждой лопасти 12 имеется выступ 13 (фиг. 5), расположенный на ее тыльной стороне. Причем с одной стороны этот выступ
13 имеет плоский участок 14, который плавно п сопряжен с закругленной входной кромкой 15 лопасти 12, т. е. выступ )3 плавно примыкает к входной кромке лопасти 12. Лопасть 12 выполнена эа одно целое со ступицей 16 и ободом 17 лопастного колеса. Чтобы получить отливку лопастного колеса вставки 1 и 2 путем перемещения одной из них в осевом
02б направлении устанавливаются в рабочее положение, при котором зубья одной вставки входят в промежутки между зубьями другой вставки.
В полости, образованные зубьями 3 и 4, пода ется металл. После остывания отливки вставку
2 убирают, готовую отливку выталкивают из вставки 1 и передают на окончательную отделку, заключающуюся в снятии на каждой лопасти 12 выступа 13 образовавшимся на нем облоем, а также облоя на конце лопасти 12 в местах стыка цоверхностей вставок.
Использование отливок предлагаемой конструкции при изготовлении осевых лопастных колес гидротрансформаторов обеспечивает возможность получения. лопастных колес с достаточно совершенной проточной частью, имеющих высокое качество рабочих поверхностей. Использование литейной формы предлагаемой конструкции для получения отливок лопастных колес позволяет получать последwe с удовлетворительным относительным шагом лопастей, близким к оптимальному, равному 0,60 — 0,80. В результате достигается повышение KfQ гидротрансформатора, что в конечном результате улучшает эксплуатациоь-, ные характеристики транспортных машин и способствует экономии топлива.
1133026
1133026
БНИИПИ Заказ 9897/12
Тираж 746 Подписное
Филиал ППП "Пагент", r. Ужгород, ул. Проектнан, 4.