Ударный гайковерт

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. УДАРНЫЙ ГАЙКОВЕРТ, содержащий корпус, установленный на нем двигатель, размещенные в корпусе шпиндель-наковальню с головкой под ключ на одном конце и рабочими кулачками на другом , подпружиненную относительно шпинделя-наковальни синхронизирующую втулку , кинематически связанный с выходным валом двигателя ударник, содержащий ведущую часть и размещенные в ней с возможностью совместного вращения гильзу с радиальным отверстием, полумуфту со скощенными поверхностями, подпружиненную в сторону шпинделя-наковальни, и центробежные грузы, взаимодействующие со скощенными поверхностями и с торцом синхронизирующей втулки, подпружиненный в сторону щпинделя-наковальни ступенчатый валик, размещенный в радиальном отверстии гильзы щарик, взаимодействующий с синхронизирующей втулкой, ицилиндрической поверхностью и канавкой ступенчатого валика, отличающийся тем, что, с целью повыщения надежности гайковерта в работе, шпиндель-наковальня выполнена со сквозным центральным профильным отверстием, а хвостовик ступенчатого валика выполнен с профилем, соответствующим профилю центрального отверстия шпинделя-наковальни . 2. Гайковерт по п. 1, отличающийся тем, что ступенчатый валик разрезан по месту сопряжения хвостовика и ступени, имеющей канавку, и между ними размещен упругий элемент. СО 00 о ОС

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

4СЮ В 25 В 21/02

i г

1

\

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3584206/29-28 (22) 22.04.83 (46) 07.01.85. Бюл. № 1 (72) В. N. Сибогатов (71) Краматорский индустриальный институт (53) 621.883 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 659373, кл. В 25 В 21/02, 1977.

2. Авторское свидетельство СССР № 1060456, кл. В 25 В 21/02, 24 февраля

1983. (54) (57) 1. УДАРНЫЙ ГАЙКОВЕРТ, содержащий корпус, установленный на нем двигатель, размешенные в корпусе шпиндель-наковальню с головкой под ключ на одном конце и рабочими кулачками на другом, подпружиненную относительно шпинделя-наковальни синхронизирующую втулку, кинематически связанный с выходным валом двигателя ударник, содержащий ведущую часть и размещенные в ней с возможностью совместного вращения гильзу

„,SU„„1133080 A с радиальным отверстием, полумуфту со скошенными поверхностями, подпружиненную в сторону шпинделя-наковальни, и центробежные грузы, взаимодействующие со скошенными поверхностями и с торцом синхронизирующей втулки, подпружиненный в сторону шпинделя-наковальни ступенчатый валик, размещенный в радиальном отверстии гильзы шарик, взаимодействующий с синхронизирующей втулкой, ицилиндрической поверхностью и канавкой ступенчатого валика, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности гайковерта в работе, шпиндель-наковальня выполнена со сквозным центральным профильным отверстием, а хвостовик ступенчатого валика выполнен с профилем, соответствующим профилю центрального отверстия шпинделя-наковальни.

2. Гайковерт по п. 1, отличающийся тем, что ступенчатый валик разрезан по месту сопряжения хвостовика и ступени, имеющей канавку, и между ними размещен упругий элемент.

1133080

Изобретение относится к механизированному инструменту и может быть использовано при сборке и разборке крупных резьбовых соединений.

Известен ударный гайковерт, содержащий корпус, установленный на нем двигатель, размещенные в корпусе шпиндельнаковальню с головкой под ключ на одном конце и рабочими кулачками на другом, подпружиненную относительно шпинделя-наковальни синхронизирующую втулку, кинематически связанный с выходным валом двигателя ударник, включающий ведущую часть, и размещенные в ней с возможностью совместного вращения полумуфту со скошенными поверхностями, подпружиненную в сторону шпинделя-наковальни, и центробежные грузы, взаимодействующие со скошенными поверхностями и с торцом синхронизирующей втулки, и механизм управления геометрией удара, включающий управляющий кулачок, выполненный на внутренней поверхности шпинделя-наковальни, и продольный выступ на синхронизирующей втулке, периодически взаимодействующий с управляющим кулачком (1).

Недостаток данного гайковерта состоит в том, что в процессе работы возможно асинхронное взаимодействие кулачков центробежных грузов с кулачками шпинделя-наковальни, что приводит к появлению импульсных реакций на опоры подшипников, кроме того, имеют место ударные импульсы между пр дольным выступом синхронизирующей в1улки и управляющим кулачком шпинделянаковальни, что ведет к снижению надежносги работы гайковерта.

Наиболее близким по технической сущli()cTH к изобретению является ударный гайковерт, содержащий корпус, установленный на нем двигатель, размещенные в кори ус е ш п и н дел ь- н а ковал ьн ю с гол ов кой под ключ на одном конце и рабочими кулачками на другом, подпружиненную относительно шпинделя-наковальни синхронизирующую втулку, кинематически связанный с выходным валом двигателя ударник, включающий ведущую часть, и размещенные в ней с возможностью совместного вращения гильзу с радиальным отверстием, полумуфту со скошенными поверхностями, подпружиненную в сторону шпинделя-наковальни, и центробежные грузы, взаимодействующие со скошенными поверхностями и с торцом синхронизирующей втулки, подпружиненный в сторону шпинделя-наковальни ступенчатый валик, размещенный в гильзе и имеющий на цилиндрической поверхности канавку, размещенный в радиальном отверстии гильзы шарик, взаимодействующий с синхронизирующей втулкой и цилиндрической поверхностью и канавкой ступенчатого ва1О

55 лика, на торце синхронизирующей втулки выполнены торцовые выступы, в шпинделенаковальне на торце выполнен диаметральный паз, в котором размещены подпружинен ные в сторону оси ролики, с которыми периодически взаимодействуют торцовые выступы синхронизирующей втулки (2).

Недостаток известного гайковерта состоит в сложности кинематической связи рабочих кулачков центробежных грузов и шпинделя-наковальни, что ведет к нестабильности момента затяжки резьбового соединения.

Цель изобретения — повышение надежности в работе гайковерта.

Указанная цель достигается тем, что в ударном гайковерте, содержащем корпус, установленный на нем двигатель, размещенные в корпусе шпиндель-наковальню с головкой под ключ на одном конце и рабочими кулачками на другом, подпружиненную относительно шпинделя-наковальни синхронизирующую втулку, кинематически связанный с выходным валом двигателя ударник, содержащий ведущую часть и размещенные в ней с возможностью совместного вращения гильзу с радиальным отверстием, полумуфту со скошенными поверхностями, подпружиненную в сторону шпинделя-наковальни, и центробежные грузы, взаимодействующие со скошенными поверхностями и с торцом синхронизирующей втулки, подпружиненный в сторону шпинделя-наковальни ступенчатый валик, размещенный в радиальном отверстии гильзы шарик, взаимодействующий с синхронизирующей втулкой, цилиндрической поверхностью и канавкой ступенчатого валика, шпиндель-наковальня выполнена со сквозным центральным профильным отверстием, а хвостовик ступенчатого валика выполнен с профилем, соответствующим профилю центрального отверстия шпинделянаковальни.

При этом ступенчатый валик разрезан по месту сопряжения хвостовика и ступени, имеющей канавку, и между ними размещен упругий элемент.

На фиг. 1 изображен ударный гайковерт, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез

А-А на фиг. !; на фиг. 3 — разрез Б -Б на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез В-В на фиг. 1.

Ударный гайковерт содержит корпус 1, установленный на нем двигатель 2 с выходным валом 3, размещенные в корпусе шпиндель-наковальню 4 с головкой 5 под ключ на одном конце и рабочими кулачками 6 на другом и кинематически связанный с выходным валом 3 двигателя составной ударник, состоящий из ведущей части 7, установленных в ней с возможностью совместного вращения подпружиненной полумуфты 8, выполненной с двумя выступами 9 со скошенными поверхностями 10, и центро1133080

t0

55 бежных грузов 11, имеющих рабочие кулачки 12. Ведушая часть 7 ударника выполнена с прямоугольными пазами 13 и центральной гильзой 14, имеющей радиальное отверстие

15, в котором размещен управляюший шарик 16.

В полумуфте 8 и гильзе 14 размещен ступенчатый валик 17, подпружиненный в сторону шпинделя-наковальни 4 пружиной

18. Гильзу 14 охватывает синхронизирующая втулка 19, которая имеет на внутренней поверхности профильную канавку 20, с которой взаимодействует управляющий шарик 16, и буртик 21, взаимодействующий с центробежными грузами 11 со стороны их рабочих кулачков 12. Синхронизирующая втулка 19 установлена на гильзе 14 с возможностью совместного вращения и подпружинена относительно шпинделя-наковальни

4 пружиной 22. Центробежные грузы 11 выполнены в виде пластин прямоугольного сечения со скошенными поверхностями 23, размещенными с зазором в продольных па зах 24 ведущей части 7 ударника и взаимодействуют поверхностями 23 со скошенными поверхностями 10 выступов 9 полумуфты

8.Шпиндель-наковальня 4 выполнена с центральным профильным отверстием 25, ориентированным по углу относительно ее рабочих кулачков б. Ступенчатый валик 17 выполнен с буртиком 26, которым он взаимодействует с полумуфтой 8, дуговой канавкой

27, профильным хвостовиком 28, ответным профилю центрального отверстия 25 и орие;THpoBBHHbIM относительно дуговой канавки 27, и упругим элементом 29, размещенным между профильным хвостовиком 28 и ступенью валика 17, имеющей дуговую канавку 27. Полумуфта 8 поджата в осевом направлении к ведущей части 7 ударника пружиной 30. Шпиндель-наковальня 4 с центральным профильным отверстием 25, ступенчатый валик 17 совместно с синхронизирующей втулкой 19 и управляющим шариком 16, размещенным в радиальном отверстии 15 гильзы 14 и взаимодействующим с дуговой канавкой 27 ступенчатого валика 17 и профильной канавкой 20 синхронизирующей втулки, образуют механизм управления геометрией удара.

Ударный гайковерт работает следующим образом.

Ведущая часть 7 составного ударника получает вращение в ту или иную сторону от двигателя 2. С ростом угловой скорости вращения ударника возрастают и централь вращения ударника возрастают и центробежные силы, под действием которых центробежные грузы 11 стремятся переместиться к периферии ударника, оказывая при этом давление на скошенные поверхности 10 полумуфты 8. Однако последняя с помощью управляющего шарика 16 связана в одно целое с гильзой !4 и тем самым лишена возможности осевого перемещения к шпинделю-наковальне 4.. Таким образом, центробежные грузы 11 с ростом угловой скорости вращения ударника стремятся занять вертикальное положение, однако это станет возможным при отжатии подпружиненной полумуфты 8 за счет контакта ее выступов

9 со скошенными поверхностями 23 центробежных грузов 11. Поскольку центральный ступенчатый валик 17 связан с полумуфтой

8, то последняя увлекает его за собой. Расцепление синхронизирующей втулки 19 и гильзы 14 ведущей части 7 ударника происходит в тот момент, когда дуговая канавка

20 расположится перед управляющим шариком 16. При этом профильная поверхность канавки 20, воздействуя на управляющий шарик 16, заводит последний в радиальное отверстие 15 гильзы-14, и шарик !6 входит в пространство дуговой канавки 27.

При дальнейшем вращении ударника центробежные грузы 11 начинают совместное с синхронизирующей втулкой 19 быстрое перемещение в сторону шпинделя-наковальни 4, при этом сжимается довольно слабая пружина 22, а движение центробежных грузов 11 в сторону наковальни осуществляется за счет действия усилий пружины 30 и центробежных сил. При движении центробежных грузов 11, синхронизируюшей втулки 19 и полумуфты 8 в сторону шпинделянаковальни 4 ступенчатый валик 17 остается в своем крайнем верхнем положении, удерживаясь в нем за счет взаимодействия поверхности дуговой канавки 27 и управляющего шарика 16.

Однако указанное совместное движение полумуфты 8, синхронизирующей втулки

19 и центробежных грузов 11 в положение зацепления их рабочих кулачков 12 с кулачками 6 шпинделя-наковальни 4 окажется возможным лишь в строго определенном относительном положении ведущей части 7 ударника и шпинделя-наковальни 4, а именно, когда центробежные грузы 1! проходят над рабочими кулачками 6 шпинделя-наковальни 4.

Это достигается за счет того, что дуговая канавка 27 валика 17 ориентирована относительно кулачков 6 шпинделя-наковальни 4. Управляющий шарик 16, попав в радиальное отверстие 15 гильзы 14 и в дуговую канавку 27, начнет передавать вращающий момент от ударника на валик 17, который закручивается в сторону вращения ударника, относительно профильного хвостовика, размещенного в шпинделе-наковальне 4.

При дальнейшем вращении ударника рабочие кулачки 12 центробежных грузов 11 встречаются с рабочими кулачками 6 шпинделя-наковальни 4 и передают им накоплен1133080 ную кинетическую энергию посредством удара.

После передачи накопленной кинетической энергии ведущая часть 7 ударника останавливается, действие центробежных сил прекра щается, и подпружиненная синхронизирующая втулка 19, воздействуя своим буртиком 21 на центробежные грузы 11, возвращает их в исходное положение.

При прохождении профильной канавки.

20 синхронизирующей втулки 19 над радиальным отверстием 15 с управляющим шариком 16 последний займет свое исходное положение в канавке 20 и радиальном отверстии 15, а ступенчатый валик 17 под действием пружины 18 и упругого элемента

27 перемещается в сторону шпинделя-наковальни 4 и поворачивается в обратную сторону, занимая исходное положение, при котором дуговая канавка 27 вновь занимает ориентированное положение относительно кулачков 6 шпинделя-наковальни 4.

Затем начинается новый разгон ударника, и весь цикл работы гайковерта повторяется в описанной последовательности.

За счет изменения кинематической связи рабочих кулачков ударника и шпинделя-наковальни повышается надежность работы гайковерта.

@uz. Г б-б д И

1133080

uzA

Редактор Н. Пушненкова

Заказ 9557/14

Составитель А. Бидуля

Техред И. Верес Корректор А. Зимокосов

Тираж /oso Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4