Механизм переключения коробки передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ : КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕД- ; СТВА, содержащий корпус, переключатель , установленный в корпусе с возможностью продольного перемещения и качания в поперечном направлении, замковый элемент, зафиксированный ,в продольном направлении относительно корпуса, кинематиче :ки связанный с переключателем для предотвращения одновременного включения двух передач и имеющий паз для размещения стебля переключателя, и пружину, одним концом закрепленную в корпусе, отличающийся тем, что, с целью упрощений конструкции, он снабжен рычагом и двумя опорами, расположенными по одну сторону рычага, причем в замковом элементе.выполненр отверстие, в котором подвижно установлен один конец рычага, прижатого к опорам пружиной, расположенной между ними. 2. Механизм по п. 1, отличающийся тем, что рычаг выполнен с двумя углублениями для фиксации его перемещения относительно каждой из опор.

, SU„, I 133129

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК,1(д) В 60 К 20/02

D

fi

1 ( д., 1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТМРЫТЮ (21) 3467986/27-11 (22) 09.07.82 (46) 07.01.85. Бюл. У 1 (72) А.Л. Зельдович (71) Ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени автомобильный завод им. Ленинского комсомола (53) 629.113-584(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР по заявке 9 3431611/11, кл. В 60 К 20/02, 10.04.82. (54)(57) 1. МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ

КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕД- .

СТВА, содержащий корпус, переключатель, установленный в корпусе с воэ" можностью продольного перемещения и . качания в поперечном направлении, замковый элемент, зафиксированный ,в продольном направлении относительно корпуса, кинематически связанный с переключателем для предотвращения одновременного включения двух передач и имеющий паз для размещения стебля переключателя, и пружину, одним концом закрепленную в корпусе, отличающийся тем, что, с целью упрощений конструкции, он снабжен рычагом и двумя опорами, рас. положенными по одну сторону рычага, причем в замковом элементе. выполнено отверстие, в котором подвижно уста- новлен один конец рычага, прижатого к опорам пружиной, расположенной между ними.

2. Механизм по п. 1, о т л и ч аS ю шийся тем, что рычаг выполнен с двумя углублениями для фиксации его перемещения относительно каждой из опор.

1 11331

Изобретение относится к транспорт., ному мащиностроению, в частности к автомобильным коробкам передач.

Известен механизм переключения коробки передач, содержащий корпус, переключатель для управления вилками коробки передач, закрепленный на валу, замковый элемент, предотвраща-, ющий одновременное включение 2-х передач, зафиксированный в осевом наПравлении относительно корпуса и кинематически связанный с переключателем, а также две пружины с деталями привода, одна из которых осуществляет возврат переключателя из положе- 5 ния первой-второй передачи в исходное положение, а другая, имеющая большее усилие натяжения, — осуществляет возврат из положения заднего хода в исходное положение (1) .

Недостатком известного устройства является его конструктивная сложность, Целью изобретения является упрощение конструкции.

Указанная цель достигается тем, что механизм переключения коробки передач транспортного средства,содержащий корпус, переключатель, установленный в корпусе с возможностью продольного перемещения и качания в поперечном направлении, замковый элемент, зафиксированный в продольном направлении относительно корпуса, кинематически связанный с переключателем для предотвращения одновременного включения двух передач и имеющий паз для размещения стебля пере ключателя, и пружину, одним концом закрепленную в корпусе снабжен рычаJ гом и двумя опорами, расположенными по одну сторону рычага, причем в замковом элементе выполнено отверстие, в котором подвижно установлен один конец рычага, прижатого к опорам пружиной, расположенной между ними.

Кроме того, рычаг выполнен с двумя углублениями для фиксации его перемещения относительно каждой из опор.

На фиг. 1 показан предлагаемый механизм,,поперечный разрез; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1; на фиг.3 — 5О вариант конструктивного исполнения.

Механизм переключения коробки передач (фиг. 1) содержит корпус в котором с возможностью качания и продольного перемещения установлен вал 2 с жестко закрепленным на нем с помощью болта 3 переключателем 4, состоящим из ступицы 5 и стебля 6.

29 2

Средняя часть стебля 6 располагается с возможностью возвратно-поступатель. ного движения в пазу замкового элемента 7, выполненного в виде скобы в отверстиях щек 8 (фиг. 2), на которой с возМожностью продольного перемещения установлен вал 2. От осевых перемещений замок зафиксирован стенками корпуса 1 (фиг. 1).

В нижней части замкового элемента выполнено отверстие 9, в котором шарнирно закреплен верхний конец рычага 10, прижимаемого к двум опорам 11 и 12, представляющим собой жестко закрепленные в корпусе 1 оси, с помощью пружины 13 один конец которой прикреплен к рычагу 10, а другой — к корпусу 1.

Рычаг 10 имеет возможность смещаться относительно опор, а также поворачиваться вокруг опоры 11 при повороте переключателя в направлении против часовой стрелки, что соответствует избиранию положения заднего хода, и поворачиваться вокруг опоры 12 при повороте переключателя в противоположном направлении, что соответствует избиранию первой-второй передачи.

При нейтральном положении рычага управления коробкой передач, который находится в салоне автомобиля (не показан), конец стебля переключателя располагается в пазу поводки 14 вилки переключения третьей-четвертой передач. В таком положении он фиксируется замковым. элементом 7, а тот, в свою очередь, рычагом 10.

По одну сторону от поводка 14 расположен поводок 15 вилки переключения первой-второй передач, а по другую сторону — поводок 16 вилки включения заднего хода.

На фиг. 3 представлен вариант конструктивного исполнения, в котором рычаг 10 снабжен двумя углублениями

17 и 18 дугообразной формы, с помощью которых он фиксируется относительно каждой из опор 11 и 12. Конец рычага 10, свободно установленный в отверстии 9 замка 7, выполнен сферическим и может совершать в нем вращательное и возвратно-поступательное движение. В представленном варианте конструктивного исполнения пружина растяжения элемента пружиной сжатия 19, установленной на штоке 20, головка которого упирается в углуб3 - 11331 ление, выполненное на рычаге 10 и расположенное между опорами 11 и 12.

Механизм работает следующим образом.

При избирании водителем первой или второй передачи и наклоне рычага управления в поперечной плоскости автомобиля вал 2 переключения вместе с установленным на нем переключателем 4 поворачивает замковый элемент 7 воздействуя средней частью стебля 6 на стенку паза замкового элемента 7, он, в свою очередь, поворачивает рычаг 10 вокруг опоры 12, растягивая при этом пружину 13 и создавая необходимое усилие для возврата переключателя в исходное положение после включения избранной передачи.

Соотношение плеч на рычаге 10, определяющее усилие на рычаге управления в салоне автомобиля, в этом а случае будет равно — (фиг. 1)

Включение указанных передач осуществляется перемещением рычага управления в продольной плоскости автомоби29 4 ля. При этом стебель переключателя 6 .перемещается внутри йаза замка. После выключения избранной передачи пружина 13 сжимается и устанавливает переключатель 4 и связанный с ним рычаг управления в салоне в исходное положение с помощью рычага 10 и замкового элемента 7. При включении третьей и четвертой передач переключатель перемещается вдоль. паза замка в ту нли другую сторону и перемещает вместе с собой вилку включения названных передач без воздействия на пружину.

При избирании заднего хода переключатель через замковый элемент и рычаг, поворачивающийся в этом случае вокруг опоры 11, воздействует на пружину 13, также растягивая ее. Однако в этом случае усилие избирания на рычаге управления в салоне автомобиля опреФ деляемое отношением плеч — (фиг. 1), будет большим, что и необходимо для предотвращения случайных включений заднего хода.

Механизм, изображенный на фиг. 3, работает аналогичным образом.

Жабрами уи д

1133129

1133129

Составитель Н. Николаева

Редактор Н. Егорова Техред Т.Фанта

Корректор E. Сирохман

Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ур. Проектная, 4

Заказ 9903/17 Тираж 650

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5