Судовой валопровод
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СУДОВОЙ ВАЛОПРОВОД, содержащий установленный в корпусе судна .гребной вал для монтажа на его кормовом конце ступицы гребного винта, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности валопровода путем исключения воздействия на него осевого усилия гребного винта, он снабжен упорным подаипником, охватывающим гребной вал перед ступицей гребного винта, вьшолненным контактирующим с носовым торцом этой ступицы и жестко связанным с корпусом судна. tef 00 о
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (19) (И) 4(51) В 63 Н 23/34 °
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
Il0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
70 (21) 3651961/27-11 (22) 13. 10. 83 (46) 15.01.85. Бюл. Р 2 (72) И.А.Латман, N.ß.Ñòåñåëü и В.И.Васильев
f53). 629. 1.037.4 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
9 537894, кл. В 63 Н 23/24, 17.03.75 (прототип). (54)(57) СУДОВОЙ ВАЛОПРОВОД, содержащий установленный в корпусе судна гребной вал для монтажа на его кормовом конце ступицы гребного винта, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности валопровода путем исключения воздействия на него осевого усилия гребного винта, он снабжен упорным подшипником, охватывающим гребной вал перед ступицей гребного винта, выполненным контактирующим с носовым торцом этой ступицы и жестко связанным с корпусом судна.
11344
Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкции судовых вялопроводсв.
Известен судовой валопровт>д, содержащий установленный в корпусе
5 судна гребной вал для монтажа на его кормовом конце ступицы гребного винта (11 .
Недостатком известного судового валопровода является то, что он подвержен воздействию осевого усилия гребного винта, что снижает его надежность.
Цель изобретения — повышение надежности валопровода путем исключения воздействия на него осевого усилия гребного винта.
Указанная цель,цостигается тем, что судовой валопровод, содержащий . установленный в корпусе судна греб- >и ной вал для монтажа на его кормовом конце ступицы гребного винта, снабжен упорным подшипником, охватывающим гребной вал перед ступицей. гребного винта, выполненным контактирую- 25 щим с носовым торцом этой ступицы и жестко связанным с корпусом судна.
На фиг. 1 схематически изображен судовой валопровод, на фиг. 2 - разрез A-А на .фк-. 1 (установка сгупицы гребного винта на опорный цилиндр)", на фкг. 3 — то же, при установке ступицы гребного винта на гребной вал.
Валопровод 1 смонтирован на опор35 ных подшипниках 2, жестко связанных с корпусм 3 судна. Валопровод 1 содержит гребной вал 4 и промежуточные валы 5, 6 и соединен кормовым концом со ступицей гребного винта
7, а носовым — с двигателем 8. Валы
4-6 валопровода 1 соединены между собой и с двигателем 8 посредством муфт 9.
На корпусе 3 судна. закреплен
45 кронштейн 10 с яблоком 11, несущим рабочую часть 1? гребного вала 4, оканчивающуюся хвостовиками 13 и 14, В яблоке 11 неподвижно закреплен опорный цилиндр i 5, через который 5О пропущена с зазором рабочая часть
12 гребного вала 4 и на котором с возможностью вращения установлена неметаллическая втулка 16, запрессованная в ступице гребного винта 7. 55
Последний связан с помощью резьбы с обтекателем 17, а посредством штифтов 18 — с гребным валом 4. Осевое
80 2 перемещение гребного винта 7 влево (в направлении к корме) относительно гребного вала 4 ограничено гайкой 19, навинченной на хвостовик 13.
В валопроводе имеется также упорный подшипник гребного винта 7, включающ гй два рабочих элемента 20 и 21, выполненных в данном случае в виде неметаллкческих подшипников скольжения, можно также в качестве элементов 20 и 21 использовать и другие подшипники скольжения к качения. Рабочий элемент 20 установлен на опорном цилиндре 15 и служит для передачи осевого усилия гребного . винта 7 корпусу 3 судна на переднем ходу. Рабочий элемент 21 закреплен в яблоке 11 к предназначен для передачи того же усилил корпусу 3 на заднем ходу судна, для чего на гребном валу 4 насажена упорная втулка
22 задн":го хода,. зафиксированная от осевого перемещений гайкой 23, навинченной на хвостовкк 14.
При исполнении устройства с гребным винтом 7 без опорного подшипника (фиг.3) ступица винта 7 насажена непосредственно на гребной вал 4 и связана с ним посредством шпонкк
24. Здесь также имеется упорный подшипник гребного винта в виде двух рабочих элементов 20 и 21, закрепленных в яблоке 11, один из которых взаимодействует с торцом гребного винта 7., а другой — с упорной втулкой 22 яаднегс хода. В яблоке 11 запрессован неметаллический опорный подшипник-скольжения 25, в котором с возможностью вращения установлена рабочая часть 12 гребного вала 4.
По характеру передачи осевого усилия такое исполнение валопровода не отличается от описанного.
Предлагаемый валопровод работает следующим образом.
При включении двигателя 8 созда ваемый им крутящий момент передается на залопрсвсд и через гребной вал
4 — гребному винту 7. При этом роль кормово о опорного подшипника, в котором вращается рабочая часть 12 гребного вала 4, играет в первой модификации валопронода (фиг.2) вращающаяся на спорном цилиндре 15 втулка 16, а во второй (фиг .3) — неметаллический подшипник 25.
На переднем ходу осевое усилие„ создаваемое вращающимся гребным вин1134480 б любой конструкции без точной центровки, а также без специальных упорных подшипников валопровода, которые обы пю монтировались у судового
5 двигателя. Благодаря этому деформации корпуса 3 судна не оказывают влияния на работу двигателя 8.
Кроме того, благодаря силе, прижимающей гребной винт 7 к яблоку 11 и вызывающей силы трения между винтом 7 и рабочим элементом 20 упорного подшипника, с одной стороны, и этим элементом и яблоком 11, с другой, гребной вал 4 разгружен от поперечных усилий, передаваемых вращающимся винтом 7.
Изобретение дает возможность разгрузить валопровод от продольных усилий и снизить еГо вибрацию, тем самым повысить его надежность. каз 10018/18 длисное ие3 том 7 и направленное вправо, вызывает прижим винта 7 к рабочему элементу 20 и передается далее на яблоко
1 1 и через кронштейн 10 — на корпус
3 судна, при этом последнее приходит в движение.
На заднем ходу судна осевое усилие гребного. винта 7, направленное влево, передается через гайку 19, хвостовик 13, рабочую часть 12 гребного вала 4, хвостовик 14, гайку
23, упорную втулку 22 и рабочий элемент 21 на яблоко 11 и далее корпусу 3 судна.
Таким образом, как на переднем, так и на заднем ходу судна валопровод 1 разгружен (в направлении от хвостовика 14 к носу судна) от действия продольных усилий, что позволя ет собирать его с помощью муфт 9
Филиал Ппп "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная; 4