Зуб к ковшу землеройной машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ЗУБ К КОВШУ ЗЕМЛЕРОЙНОЙ МАШИНЫ, включающий криволинейную в направлении резания рабочую часть с режущей головкой, переходящую в хвостовик и образованную сопряжением режущих кромок с передней, задней и боковыми гранями , отличающийся тем, что, с целью повыщения прочности, рабочая часть и хвостовик зуба в поперечном сечении выполнены в виде части эллипса, усеченного в направлении его малой оси, отнощение длины которой к длине больщой оси эллипса увеличивается в направлении от режущей головки к хвостовику, при этом отрезок большой оси усеченного эллипса расположен между боковыми гранями зуба, а режущая головка в поперечном сечении выполнена эллиптической формы и скощена относительно боковых граней зуба. ел со О5 оо
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
4(5D E 02 F 9 28
ВЯСОЮЗИАЯ
13 ...,„...",.,„, И
ВМЫЯИВТЕЫА
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3415826/22-03 (22) 31.03.82 (46) 15.01.85. Бюл. № 2 (72) P. У. Шукуров, М. А. Тылкин, Т. И. Аскарходжаев, P. Х. Валеев и Ю. И. Густов (71) Ташкентский автомобильно-дорожный институт (53) 621.879 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 977625, кл. Е 02 F 9/28, 1981.
2. Авторское свидетельство СССР № 192081, кл. E 02 F 9/28, 1963 (прототип). (54) (57) ЗУБ К КОВШУ ЗЕМЛЕРОЙНОЙ
МАШИНЫ, включающий криволинейную в направлении резания рабочую часть с реÄÄSUÄÄ 1134681 А жущей головкой, переходящую в хвостовик и образованную сопряжением режущих кромок с передней, задней и боковыми гранями, отличающийся тем, что, с целью повышения прочности, рабочая часть и хвостовик зуба в поперечном сечении выполнены в виде части эллипса, усеченного в направлении его малой оси, отношение длины которой к длине большой оси эллипса увеличивается в направлении от режущей головки к хвостовику, при этом отрезок большой оси усеченного эллипса расположен между боковыми гранями зуба, а режущая головка в поперечном сечении выполнена эллиптическойй формы и скошена относительно боковых граней зуба.
1134681
Недостатком данных зубьев является то, что угол резания в них в процессе резания изменяется и приходится часто производить контроль и регулировку.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому эффекту является зуб к ковшу землеройной машине, включающий криволинейную в направлении резания рабочую часть с режущей головкой, переходящую в хвостовик и образованную сопряжением режуших кромок с передней, задней и боковыми гранями (2).
Однако этот зуб характеризуется недостаточной прочностью.
Цель изобретения — повышение прочности зуба.
Поставленная цель достигается тем, что в зубе к ковшу землеройной машины, включающем криволинейную в направлении резания рабочую часть с режугцей головкой, переходящую в хвостовик и образованную сопряжением режущих кромок с передней, задней и боковыми гранями, рабочая часть и хвостовик зуба в поперечном сечении выполнены в виде части эллипса, усеченного в направлении его малой оси, отношение длины которой к длине большой оси эллипса увеличивается в направлении от режущей головки к хвостовику, при этом отрезок большой оси усеченного эллипса расположен между боковыми гранями зуба, а режущая головка в поперечном сечении выполнена эллиптической формы и скошена относительно боковых граней зуба.
На фиг. 1 изображен зуб рабочего органа землеройной машины, вид спреди; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 — сечение
В-В на фиг. 1; на фиг. 5 — сечение Г-Г на фиг. 1.
Зуб рабочего органа землеройной машины состоит из хвостовика 1, режущей части
2, выполненной с передней 3, задней 4 и боковой 5 гранями, образующими режушую кромку 6, переднее 7 и заднее 8 ребра.
Переднее 7 и заднее 8 ребра выполнены криf0
Изобретение относится к землеройной технике и может быть использовано в конструкциях ковшей экскаваторов, работаюших на связных и твердых грунтах.
Известен зуб землеройной машины, включающий державку с шарниром, на котором установлен наконечник, имеющий режущую кромку и криволинейный выступ (1). волинейными с уменьшающейся от режущей кромки 6 к хвостовику 1.кривизной. Передняя 3 и задняя 4 грани совместно с боковой гранью 5 образуют с уменьшающейся кривизной профиль, изменяющийся в сечениях, параллельных поверхности резания Г-Г, В-В и E-Б от эллипсовидного на режущей кромке к усеченному овалу на хвостовике.
Боковая грань 5 представляет. собой плоскость, совпадающую с траекторией перемещения рабочего органа и образуюшую усеченный овал, во всех сечениях плоскостями, параллельными поверхности резания и расположенными выше плоскости сечения Г-Г.
В линиях пересечения бокового ребра 5 с передним 3 и задним 4 ребрами образуются соответственно переднее 7 и заднее 8 ребра.
Предлагаемый зуб рабочего органа работает следующим образом.
Внедряют режущую часть зуба в грунт.
При этом криволинейная режущая кромка с выступом в передней части, активно внед ряясь в грунт, как бы вкалывается в него с большим удельным давлением, а следовательно, но с наименьшим сопротивлением, и по мере дальнейшего перемещения разрушают грунт путем непрерывного вкалывания и косого резания режущей кромкой 6.
В процессе дальнейшего внедрения зуба в грунт, последний раскалывается под его воздействием и перемещается вдоль передней 3, задней 4 и боковой 5 граней. Передняя 3 и задняя 4 грани за счет своей криволинейности смешают частицы грунта над и под зубом в сторону уменьшения поперечной толщины и одновременно при контакте с более крупными абразивными частицами грунта (камни, примеси и т.д.) либо вытесняют их из зоны действия (траектория движения) зубьев, либо вдавливают их в менее плотные слои разрабатываемого грунта.
Вертикально расположенная грань 5 в процессе разрушения грунта выполняет роль только рассекателя грунта, а также накопителя и способствует устойчивости хода зуба.
Ребра 7 и 8 ограничивают роль боковой грани 5, придавая ей форму клина.
Предлагаемое устройство позволяет повысить надежность за счет того, что он имеет на 20-300/О меньшее сопротивление копанию.
1134681 б
Фиг. 2
Г-Г
Составитель Н. Ястребииская
Корректор О. Луговая
Т 6т9 Пы ис
ВНИИПИ Государственного комитета филиал ППП сПатент>, г. Ужгород, ул. Проектная,