Кабина вертолета с шасси с аварийными амортизаторами

Реферат

 

1. Кабина вертолета с шасси с аварийными амортизаторами, содержащая ручку управления циклическим шагом несущего винта, установленную на полу кабины, кресло с энергогасящим устройством и тяги управления с качалками, отличающаяся тем, что, с целью повышения безопасности летчика при аварийном приземлении путем исключения возможности столкновения его с ручкой управления циклическим шагом несущего винта и увеличения тормозного пути энергогасящего устройства кресла, она снабжена поворотной плитой с фиксаторами крепления к полу кабины, установленной под креслом посредством шарниров, причем ось вращения поворотной плиты проходит за креслом параллельно поперечной оси кабины, и приводом расфиксации от аварийных амортизаторов шасси, а ручка управления установлена на поворотной плите, причем оси стыковки тяг управления с качалками соосны с осью вращения поворотной плиты.

2. Кабина по п.1, отличающаяся тем, что фиксаторы крепления поворотной плиты к полу кабины выполнены в виде стержней, установленных в поворотной плите с возможностью перемещения вдоль своей продольной оси, а в полу кабины выполнены ответные гнезда, привод расфиксации от аварийных амортизаторов шасси выполнен в виде тросовых тяг и распорного сухаря, установленного подвижно на поворотной плите между стержнями и связанного посредством тросовых тяг с аварийными амортизаторами шасси. Изобретение относится к авиационной технике, а более конкретно к конструкции кабины вертолета с повышенными требованиями к безопасности экипажа. Известна кабина вертолета, содержащая ручку управления циклическим шагом несущего винта, установленную на полу кабины, тяги управления с качалками и жестко установленные кресла. Наиболее близким техническим решением является кабина вертолета с шасси с аварийными амортизаторами, содержащая ручку управления циклическим шагом несущего винта, установленную на полу кабины, кресло с энергогасящим устройством и тяги управления с качалками. Недостатком этого технического решения является то, что при аварийном приземлении во время движения энергогасящего кресла относительно кабины существует вероятность гибели летчика вследствие травмирования его ручкой управления циклическим шагом несущего винта. Другим недостатком такого технического решения является сложность обеспечения необходимого тормозного пути энергогасящего устройства кресла. Целью настоящего изобретения является повышение безопасности летчика при аварийном приземлении путем исключения возможности столкновения летчика с ручкой управления циклическим шагом несущего винта и увеличения тормозного пути энергогасящего устройства кресла. Для достижения этой цели кабина вертолета с шасси с аварийными амортизаторами, содержащая ручку управления циклическим шагом несущего винта, установленную на полу кабины, кресло с энергогасящим устройством и тяги управления с качалками, снабжена поворотной плитой с фиксаторами крепления к полу кабины, установленной под креслом посредством шарниров, причем ось вращения поворотной плиты проходит за креслом параллельно поперечной оси кабины, и приводом расфиксации от аварийных амортизаторов шасси, а ручка управления установлена на поворотной плите, причем оси стыковки тяг управления с качалками соосны с осью вращения поворотной плиты. Кроме того, фиксаторы крепления поворотной плиты к полу кабины выполнены в виде стержней, установленных в поворотной плите с возможностью перемещения вдоль своей продольной оси, а в полу кабины выполнены ответные гнезда, привод расфиксации от аварийных амортизаторов шасси выполнен в виде тросовых тяг и распорного сухаря, установленного подвижно на поворотной плите между стержнями и связанного посредством тросовых тяг с аварийными амортизаторами шасси. На фиг.1 представлен общий вид кабины вертолета до аварийной посадки; на фиг.2 вид снизу на поворотную плиту до аварийной посадки; на фиг.3 общий вид кабины вертолета после аварийной посадки; на фиг.4 вид снизу на поворотную плиту после аварийной посадки. Кабина вертолета с шасси с аварийными амортизаторами включает пол кабины 1 и кресло 2 с энергогасящим устройством 3. Под креслом 2 расположена поворотная плита 4, которая установлена посредством шарниров 5, ось которых а-а параллельна поперечной оси кабины, и фиксаторов 6. Опора шасси 7 вертолета с шасси с аварийными амортизаторами имеет шток 8 аварийного амортизатора и гидроцилиндр 9 аварийного амортизатора, который является подвижным элементом аварийного амортизатора. На гидроцилиндре 9 шарнирно закреплена гильза 10, в которой подвижно установлен плунжер 11, свободный конец которого шарнирно закреплен в верхней части штока 8. Привод расфиксации фиксаторов 6 состоит из распорного сухаря 12 (см. на фиг.2), к которому подсоединены тросовые тяги 13 в гибкой оболочке 14. Противоположные концы тросовых тяг 13 прикреплены к гильзам 10, и их гибкие оболочки 14 к плунжерам 11 каждой из опор шасси 7 с аварийным амортизатором. На поворотной плите 4 установлена ручка управления циклическим шагом несущего винта 15, к которой подсоединены тяги 16. За поворотной плитой 4 установлены качалки 17, оси стыковки которых с тягами 16 (при нейтральном положении качалок 17) совмещены с осью а-а шарниров 5. Распорный сухарь 12 (фиг.2) установлен между фиксаторами 6, выполненными в виде стержней, помещенных в направляющие в поворотной плите 4. На неподвижной части пола кабины установлены ответные гнезда 18 так, что фиксаторы 6 в них утоплены. Каждая из тросовых тяг 13 подсоединена к распорному сухарю 12, а концы гибких оболочек 14 тросовых тяг закреплены на поворотной плите 4. Устройство работает следующим образом. При аварийном приземлении вертолета на шасси гидроцилиндр 9 аварийного амортизатора начинает перемещаться по штоку 8 и перемещает гильзу 10 относительно плунжера 11. При этом тросовая тяга 13 протягивается внутри гибкой оболочки 14 и вытягивает распорный сухарь 12 (фиг.3 и 4). Под действием инерционной силы, действующей на поворотную плиту 4, фиксаторы 6 выдавливаются из ответных гнезд 18 в освобожденное распорным сухарем 12 пространство. Поворотная плита 4 пола, освобожденная от связи с неподвижной частью пола кабины, поворачивается вокруг шарниров 5 и освобождает место для движения кресла 2 в процессе работы его энергогасящего устройства 3. Энергогасящее устройство 3 настраивается на работу после удара корпуса вертолета о грунт, т.е. после полного обжатия амортизации шасси. Поворотная плита 4 начинает двигаться с упреждением по отношению к началу движения кресла 2, так как привод расфиксации срабатывает в начале обжатия аварийного амортизатора шасси. Поэтому соударения кресла 2 и поворотной плиты 4 не происходит. При движении поворотной плиты 4 ручка управления циклическим шагом несущего винта 15 уводится вперед-вниз, что обеспечивает травмобезопасность кисти руки летчика (при рассоединении ручки и кисти руки) и туловища летчика при действии больших вертикальных перегрузок. Расчеты совместного движения поворотной плиты пола и кресла при работе его энергогасящего устройства под действием инерционных сил, а также результаты стендовых испытаний показали, что обеспечивается движение кресла без соударения с полом и освобождение необходимого пространства. Это позволяет строго выдерживать характеристики перегрузки, действующей на летчика по времени, и создает условия для его выживания при аварии. Выбранное направление движения ручки управления циклического шага несущего винта при движении поворотной плиты пола, как показали испытания, обеспечивает травмобезопасность кисти правой руки и свободное пространство, необходимое для движения туловища летчика. Все это увеличивает вероятность выживания летчика при аварийном приземлении. Дополнительным эффектом при этом будет увеличение уверенности летчика в полете, что проявится в технике пилотирования и позволит использовать вертолет до предела его маневренных возможностей, что особенно важно при ведении боевых действий.

Формула изобретения

1. Кабина вертолета с шасси с аварийными амортизаторами, содержащая ручку управления циклическим шагом несущего винта, установленную на полу кабины, кресло с энергогасящим устройством и тяги управления с качалками, отличающаяся тем, что, с целью повышения безопасности летчика при аварийном приземлении путем исключения возможности столкновения его с ручкой управления циклическим шагом несущего винта и увеличения тормозного пути энергогасящего устройства кресла, она снабжена поворотной плитой с фиксаторами крепления к полу кабины, установленной под креслом посредством шарниров, причем ось вращения поворотной плиты проходит за креслом параллельно поперечной оси кабины, и приводом расфиксации от аварийных амортизаторов шасси, а ручка управления установлена на поворотной плите, причем оси стыковки тяг управления с качалками соосны с осью вращения поворотной плиты. 2. Кабина по п.1, отличающаяся тем, что фиксаторы крепления поворотной плиты к полу кабины выполнены в виде стержней, установленных в поворотной плите с возможностью перемещения вдоль своей продольной оси, а в полу кабины выполнены ответные гнезда, привод расфиксации от аварийных амортизаторов шасси выполнен в виде тросовых тяг и распорного сухаря, установленного подвижно на поворотной плите между стержнями и связанного посредством тросовых тяг с аварийными амортизаторами шасси.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

MM4A - Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 28.06.2002

Извещение опубликовано: 10.07.2008        БИ: 19/2008