Способ нарезания зубчатых колес долбяком

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СПОСОБ НАРЕЗАНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС ДОЛБЯКОМ по авт. св. № 1034857, отличающийся тем, что, с целью расширение технологических возможностей за счет регулирования радиуса кривизны зуба, долбяку сообш,ают дополнительное возвратно-качательное движение относительно оси, параллельной оси враш ,ения колеса. ko ОО СЛ СЛ

СО103 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ll0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 1034857 (21) 3678624/25-08 (22) 23. 12. 83 (46) 23.01.85. Бюл. № 3 (72) Вал. В. Блохин, Н. Е. Акишина и Вит. В. Блохин (71) Всесоюзный заочный машиностроительный институт (53) 621.913.3 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 1034857, кл. В 23 F 5/12, 1980 (прототип) .

„SU„,1135574 А (54 (57) СПОСОБ НАРЕЗАНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС ДОЛБЯКОМ по авт. св. № 1034857, отличающийся тем, что, с целью расширения технологических возможностей за счет регулирования радиуса кривизны зуба, долбяку сообщают дополнительное возвратно-качательное движение относительно оси, параллельной оси вращения колеса.

1135574 фиг,2

Составитель В. Слиткова

Редактор Аг. Шандор Техред И. Верес Корректор Н. Король

Заказ 10131/7 Тираж 1086 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 415

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Изобретение относится к механической обработке, в частности к нарезанию зубчатых колес.

По основному авт. св. № 1034857 известен способ нарезания зубчатых колес долбяком в условиях обкатки с относительным движением вдоль зуба со скоростью резания при врезании долбяка с радиальной подачей на высоту зуба, при котором относительное движение со скоростью резания осуществляют по круговой траектории, описываемой вокруг оси, проходящей через центр колеса, перпендикулярно к межцентровой линии колеса и долбяка (1).

Недостатком способа является большая кривизна зуба в меридиальном сечении колеса, если последнее имеет малые диаметральные размеры, что может привести к уменьшению зоны контакта в сопряженных зубчатых колесах и понижению прочности последних.

Цель изобретения — расширение технологических возможностей за счет регулирования радиуса кривизны зуба.

Цель достигается тем, что согласно способу нарезания зубчатых колес долбяком ( в условиях обката, при котором движение резания осу.ществляют путем сообшения обрабатываемому колесу вращения вокруг оси, проходящей через его центр, перпендикулярно к межцентровой линии колесо— долбяк, последнему сообщают дополнительное возвратно-качательное движение относительно оси, параллельной оси врашения колеса.

На фиг. 1 показана схема взаимной установки долбяка и колеса; на фиг. 2 — профиль зуба в продольном сечении, получаемый с использованием предлагаемого способа.

Колесо 1 получает врашение вокруг оси а — а, перпендикулярной к линии центров

10 о — о со скоростью резания У, а также вращение с круговой подачей Якр вокруг своей оси б — б. 3олбяк 2 получает согласованное с колесом 1 вращение обкатки Ьд относительно оси в — в и радиальную подачу S.

15 Для регулирования радиуса кривизны (R1 — Ка) зуба в продольном направлении долбяку сообщают дополнительное качательное движение относительно оси г — г со скоростями рабочего V> и холостого V> ходов.

В этом случае траекториями относительного движения колеса и инструмента являются различного вида циклоиды, форма и кривизна которых зависит от соотношения линейных скоростей вращения колеса и долбя ка.

Предложенный способ при нарезании колес дает возможность варьировать зоной контакта сопряженных колес (за счет регулирования радиуса кривизны зуба), что в конечном счете повысит прочность

30 сопряженных пар.