Способ нарезания зубчатых колес долбяком
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СПОСОБ НАРЕЗАНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС ДОЛБЯКОМ по авт. св. № 1034857, отличающийся тем, что, с целью расширение технологических возможностей за счет регулирования радиуса кривизны зуба, долбяку сообш,ают дополнительное возвратно-качательное движение относительно оси, параллельной оси враш ,ения колеса. ko ОО СЛ СЛ
СО103 СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
4Ш
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ll0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 1034857 (21) 3678624/25-08 (22) 23. 12. 83 (46) 23.01.85. Бюл. № 3 (72) Вал. В. Блохин, Н. Е. Акишина и Вит. В. Блохин (71) Всесоюзный заочный машиностроительный институт (53) 621.913.3 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 1034857, кл. В 23 F 5/12, 1980 (прототип) .
„SU„,1135574 А (54 (57) СПОСОБ НАРЕЗАНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС ДОЛБЯКОМ по авт. св. № 1034857, отличающийся тем, что, с целью расширения технологических возможностей за счет регулирования радиуса кривизны зуба, долбяку сообщают дополнительное возвратно-качательное движение относительно оси, параллельной оси вращения колеса.
1135574 фиг,2
Составитель В. Слиткова
Редактор Аг. Шандор Техред И. Верес Корректор Н. Король
Заказ 10131/7 Тираж 1086 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 415
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к механической обработке, в частности к нарезанию зубчатых колес.
По основному авт. св. № 1034857 известен способ нарезания зубчатых колес долбяком в условиях обкатки с относительным движением вдоль зуба со скоростью резания при врезании долбяка с радиальной подачей на высоту зуба, при котором относительное движение со скоростью резания осуществляют по круговой траектории, описываемой вокруг оси, проходящей через центр колеса, перпендикулярно к межцентровой линии колеса и долбяка (1).
Недостатком способа является большая кривизна зуба в меридиальном сечении колеса, если последнее имеет малые диаметральные размеры, что может привести к уменьшению зоны контакта в сопряженных зубчатых колесах и понижению прочности последних.
Цель изобретения — расширение технологических возможностей за счет регулирования радиуса кривизны зуба.
Цель достигается тем, что согласно способу нарезания зубчатых колес долбяком ( в условиях обката, при котором движение резания осу.ществляют путем сообшения обрабатываемому колесу вращения вокруг оси, проходящей через его центр, перпендикулярно к межцентровой линии колесо— долбяк, последнему сообщают дополнительное возвратно-качательное движение относительно оси, параллельной оси врашения колеса.
На фиг. 1 показана схема взаимной установки долбяка и колеса; на фиг. 2 — профиль зуба в продольном сечении, получаемый с использованием предлагаемого способа.
Колесо 1 получает врашение вокруг оси а — а, перпендикулярной к линии центров
10 о — о со скоростью резания У, а также вращение с круговой подачей Якр вокруг своей оси б — б. 3олбяк 2 получает согласованное с колесом 1 вращение обкатки Ьд относительно оси в — в и радиальную подачу S.
15 Для регулирования радиуса кривизны (R1 — Ка) зуба в продольном направлении долбяку сообщают дополнительное качательное движение относительно оси г — г со скоростями рабочего V> и холостого V> ходов.
В этом случае траекториями относительного движения колеса и инструмента являются различного вида циклоиды, форма и кривизна которых зависит от соотношения линейных скоростей вращения колеса и долбя ка.
Предложенный способ при нарезании колес дает возможность варьировать зоной контакта сопряженных колес (за счет регулирования радиуса кривизны зуба), что в конечном счете повысит прочность
30 сопряженных пар.