Червячная передача

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ЧЕРВЯЧНАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая колесо и сопряженный с ним червяк с глобоидной поверхностью вершин витков и цилиндрической поверхностью ножек, отличающаяся тем, что, с целью повышения КПД и нагрузной способности, головки витков червяка расположены с постоянным угловым шагом. со СП со оо О5

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК,4 у F 16 Н 1/16

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3291889/25-28 (22) 28.05.81 (46) 23.01.85. Бюл. № 3 (72) Н. Н. Крылов, С. В. Малеванный, М. Л. Ларин и А. В. Верховский (71) Московский ордена Ленина и ордена

Трудового Красного Знамени институт инженеров железнодорожного транспорта (53) 621.833.389 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 815354, кл. F 16 Н 1/16, 1979.,.SU..1135936 A (54) (57) ЧЕРВЯЧНАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая колесо и сопряженный с ним червяк с глобоидной поверхностью вершин витков и цилиндрической поверхностью ножек, отличающаяся тем, что, с целью повышения КПД и нагрузной способности, головки витков червяка расположены с постоянным угловым шагом.. 1135936

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых и кинематических червячных передачах.

Известна червячная передача, содержащая колесо и сопряженный с ним червяк с глобоидной поверхностью вершин и цилиндрической поверхностью ножек. Головки витков червяка имеют постоянный осевой шаг (1).

Недостатками известной червячной передачи являются невысокие КПД и нагрузочная способность. Причиной ухудшенных условий контакта является существование одной мгновенной контактной линии и неблагоприятная форма и расположение линии контакта.

Целью изобретения является повышение

КПД и нагрузочной способности.

Указанная цель достигается тем, что в червячной передаче, содержащей колесо и сопряженный с ним червяк с глобоидной поверхностью вершин витков и цилиндрической поверхностью ножек, головки витков червяка расположены с постоянным угловым шагом.

На фиг. 1 изображена схема червячной передачи; на фиг. 2 — сечение А — А на фиг. 1 (профиль витков червяка и зубьев колеса); на фиг. 3 — проекции мгновенных линий контакта на боковую поверхность зуба колеса.

Червячная передача содержит колесо 1, и сопряженный с ним червяк 2 с глобоидной поверхностью 3 вершин витков. Ножка

4 витка червяка 2 представляет собой винтовую поверхность с постоянным линейным осевым шагом. Головка 5 витка червяка 2 является поверхностью с постоянным угловым шагом. Линия 6 пересечения поверхности головок 5 и ножек 4 в средней торцовой плоскости червяка 2 представляет собой касательную к его цилиндру радиуса R.

Плоскость А — А является плоскостью постоянных угловых и линейных шагов и повернута относительно оси червяка на острый угол 7.

Высота h < головок витков постоянна, а высота hg ножек витков плавно изменяется по длине червяка.

В передаче реализованы два типа зацепления, головки 5 витков червяка 2 вы10 полнены с глобоидным, а ножки 4 — с цилиндрическими червячными зацеплениями.

При этом получены контактные линии, ограничивающие выход смазки из зоны контакта.

Глобоидная винтовая поверхность червяка 2 имеет две радиальные контактные линии 8 и 9 (фиг. 3). В различных фазах зацепления линия 8 является практически стационарной, а линия 9 занимает поочередно положения 10 и 11. Цилиндрическая винтовая червячная поверхность имеет кон20 тактные линии 12 — 14 для соответствующих фаз зацепления, при этом линии 12 — 14 поочередно замыкают линии 9 — 11.

Червячная передача работает следующим образом.

25 При вращении червяка 2 червячное колесо 1 взаимодействует с червяком по линиям контакта. В начальной фазе зацепления контакт происходит по линии 8, 9 и

12, затем 8, 10 и 13 и 8, 11 и 14. Линия контакта образует при этом полузамкнутую полость, разомкнутую по имеющемуся радиальному зазору в передаче. При зацеплении выход смазки из зоны контакта затруднен, что приводит.к возникновению увеличенного смазочного зазора между ак3 5 ти в н ы м и и о ве рх иост я м и червяка и колеса

Наличие трения, близкого к жидкостному способствует повышению КПД, а частичное заклинивание смазки в зоне, ограниченной линиями контакта, увеличивает площадь контакта и повышает нагрузочную

40 способность.

1135936

Cur. 2

Фиг.,У

Составитель P. Ожина

Редактор Н. Пушненкова Техред И. Верес Корректор М. Леонтюк

Заказ 10221/25 Тира аЭВ Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и oiкрытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4