Подшипниковый узел электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СООЭ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУЬЛИН

0% (11) 4(51) Н 02 К 5/16

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

fIO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМЪ СВИДБ ГНЛЬСТВУ (21) 3455268/24-07 (22) 17.06.82 (46) 23-.01.85 Бюл. У 3 (72) Б. С, Хитрук. (53) 621 ° 313.04(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

У 819888, кл. Н 02 К 5/16, 1980.

2. Патент ФРГ 9 879265, кл. 21 d, 47, 1949. (54).(57) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ЭЛЕКТРИ-

ЧЕСКОЙ МАШИНЫ, с горизонтальным валом, содержащий. цилиндрические элементы в виде втулки со смонтированным в ней подшипником качения и замкового буртика, сочлененного с корпусом, отличающийся тем, что с целью повышения долговечности нодшипннка, цилиндрические;элементы соединены между, собой одной вертикальной радиальной. перемычкой.

1 !)362

Изобретение относится к электрическим машинам, а именно к конструкции подшипннковых узлов электрических машин с горизонтальным валом, Для разгрузки подшипников исполь-.

5 зуют силы одностороннего магнитного притяжения между статором и ротором.

При этом направляющие магнитного тяжения должно быть противоположно направлению силы веса ротора. !О

Известен подшипниковый узел элект. рической машины, в котором внешняя цилиндрическая поверхность втулки подшипника, сопряженная с подшипниковым щитом, выполнена эксцентричной по отношению к внутренней расточке, содержащей подшипник Я .

Недостаток этого узла состоит в сложности изготовления эксцентричных

-поверхностей и сборки щита.

Наиболее близким к изобретению по назначению и технической сущности является подшипниковый узел электрической машины, содержащий цилиндри" ческие элементы в виде втулки подшип- >>. ника со смонтированным в ней подшипником качения и замкового буртика, сочлененного с корпусом, соединенных между собой диском с ребрами жесткости j2j .

Недостаток известного подшипниконого узла состоит в низкой долговечности подшипника, нагруженного весом ротора машины.

Цель изобретения — повышение долговечности подшипника. 35

Поставленная цель достигается тем, что в подшнпниковом узле электрической машины с горизонтальным валом, содержащем цилиндрические элементы в . виде втулки со смонтированным в ней 4О подшипником качения и замкового буртика, сопряжеяиого с корпусом, цилиндрические элементы соединены между собой одной вертикальной радиальной перемычкой.

На чертеже показан пример исполнения устройства для случая, когда рабочая температура замкового буртика превышает температуру втулки;

Подшипниковый щит содержит замко.вый буртик и втулку 2, соединенные между собой перемычкой 3. Буртик посредством замковой поверхности 4 сочленен с корпусом электрической машины. Во втулке 2 выполнено посадоч- ное место 5 для смонтированного в ней подшипника качения, внутреннее кольцо которого установлено на валу.

58 1

Посадочное место 5 представляет собой цилиндрическую поверхность, концентричную с цилиндрической замко. вой поверхностью 4 буртика !. Обе поверхности в нормальной температуре имеют общую ось вращения.

Такой подшипниковый узел при его изготовлении имеет концентричное расположение посадочного места для подшипника и поверхности замкового .буртика, которые изготавливаются за один установ.

Перемычка 3 ориентирована по верти" кальной оси щита, чем обеспечивается вертикальная направленность суммарных температурных деформаций, создающих относительное смещение центров втулки и буртика.

При работе машины температура элементов щита различна — замковый буртик перегревается больше, чем втулка, (например, вследствие того, что тем"" пература корпуса электрической машины больше температуры подшипника).

Температура перемычки как элемента, не имеющего собственных источников тепла, устанавливается средней между .температурой буртика и втулки.

Большой .относительный перегрев замкового буртика приводит к тому, что все егo точки удаляются от центра, в том числе и место соединения буртика с перемычкой,, а вместе с перемычкой приподнимается вертикально вверх и центр втулки со смонтированным в ней подшипником. Смещение оси ротора вверх вызывает возрастание силы одностороннего магнитного при притяжения между статором и ротором, направленной противоположно силе веса ротора. Происходящее при этом сниже- . ние нагрузки на подшипник повышает ресурс его работы.

Если наибольший перегрев среди элементов цнта имеет втулка (это может. иметь место, например, в маши1 не с жидкостным охлаждением корпусф, .жо перемычка должна .располагаться в нижней половине щита.

Для повышения точности обработки . подшипникового щита, исключения влияния разогрева элементов щита при

его обработке можно отливать симметричный щит, т.е. с двумя противолежащими перемычками, а после чистовой обработки цилиндрических поверхнос тей одну перемычку удалять.

Смещение оси ротора относительно оси мутатора при разности температур

Составитель В. Алтынов

Редактор А. Шиакина Техред Т.Фанта Корректор С. Черни

Тиран 646 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

ll3035 Москва, Ж-35, Раунская наб., д. 4/5

° ю ю

Заказ l0298/42

Филиал ППП "Патент", г. Унгород, ул. Проектная, 4

3 1! 36258 4 втулки и замкового буртика достигает. значительным превыиением температуры

20Х рабочего зазора, что достаточно одного as элементов щита над темпедля компенсации веса ротора. ратурой дру йх элементов, в частности

Изобретение монет быть использова- на манииах .с интенсивным нидкостным но на всех электрических маиинах со и испарительным охландением.