Автоматизированная оросительная система
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1, АВТОМАТИЗВДОВАННАЯ ОРОСИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, включающая напорный трубопровод и дождевальные машины с гидроуправляемыми задвижками на входе, пульт управления с генераторои командных импульсов давления, подключенный управляющим трубопроводом к узлам гидроимпульсного включения гидроуправляемых задвижек, а также блоки опроса работы дождевальных машин, подключенные кежду трубопроводом дозкдевальных машин и приемником сигналов обратной связи, причем блоки опроса имеют привод от гидродвигателя , подключенного к трубопроводу машины, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности работы, система снабжена блоками аварийной сигнализации, подключенными между трубопроводами машин и приемником сигналов 9.братной связи и выполненными в виде |Гидроуправляемого таймера-гпрерывателя и связанного с его , выходом золотника, подключенного между трубопроводом машины и приемником сигналов обратной связи, причем управляющая полость таймера-прерывателя подключена к узлу гидроимпульсного подключения машины и через обратный клапан реле давления к трубопроводу дождевальной машины. 2. Система по п. 1, отличающ а я с я тем, что каждый блок опро- О са работы дождевальной машины выполнен , в виде гкдроуправляемого таймерапрерывателя и связанного с его выходом золотника, подключенного между трубопроводом машины и приемником СО сигналов обратной связи. а vl Oi i;o
09) Of) СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
4(51
1ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИИ- .. . Н ABTO|CHOMV СВИДЕТЕЛЬС РВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3513206/30-15 (22) 22. 11.82 (46) 30.01.85. Бюл. Ф 4 (72) П.А. Чернов, А.А. Никольская, П.Б. Пак, К.И. Берляев, А.И.Баранов и В.И. Раэбегаева (71) Всесоюзное производственное проектное. объединение "Союзводпроект" (53) 631.347. 1(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
ff 645630, кл. А 01 G 25/16, 1977.
2. Авторское свидетельство СССР
В 704544, кл. А 01 G 25/16, 1978. (54)(57) 1. АВТОИАТИЗИ1, ОВАННАЯ ОРОСИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, включающая напорный трубопровод и дождевальные машины с гидроуправляемыми задвижками на входе, пульт управления с генератором командных импульсов давления, .подключенный управляющим трубопроводом к узлам гидроимпульсного включения гидроуправляемых задвижек, а также блоки опроса работы дождеваль- . ных машин, подключенные между трубопроводом дождевальных машин и приемником сигналов обратной связи, при- . чем блоки опроса имеют привод от гидродвигателя, подключенного к трубопроводу машины, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности работы, система снабжена блоками. аварийной сигнализации, подключенными между трубопроводами машин и приемником сигналов обратной связи и выполненными в виде,гидроуправляемого таймера-.прерывателя и связанного с его, выходом золотника, подключенного между трубопроводом машины и приемником сигналов обратной связи., причем управляющая полость таймера-прерывателя подключена к узлу гидроимпульсного Е Ф подключения машины и через обратный клапан реле давления к трубопроводу даждевальной машины.
2. Система по п. t о т л и ч а ющ а я с я тем, что каждый блок опро- а са работы дождевальной машины выполнен.в виде гидроуправляемого таймерапрерывателя и связанного с его выходом золотника, подключенного между трубопроводом машины и приемником сигналов обратной связи.
1136
Изобретение относится к сельскому хозяйству и может быть применено нри автоматизации дождевальной техники, а именно для управления и контроля работы дождевальных машин или
° ф распределительных устройств при их
В групповом использовании на ороситель". ных сетях
Известна автоматизированная оросительная система, включающая насосную станцию, магистральный, поливной и управляющий трубопроводы, генератор командных импульсов и гидроуправляемую задвижку, а также генератор импульсов обратной связи между поливным и управляющим трубопроводами и напорный и обратный клапаны на управляющем трубопроводе (1) .
Недостатками данной системы являются низкая надежность работы системы20 и низкая достоверность управления вследствие подключения полости управления генератором импульсов обратной связи непосредственно к управляющей полости напорного клапана, сливного клапана самого генератора и к поливному трубопроводу, а также выполнение приемника обратной связи в виде мембранного реле давления, которое может принимать любой ложный сигнал, 30 причем даже командный сигнал — за аварийный.
Известна также автоматизированная оросительная система, включающая напорный трубопровод и дождевальные ма-35 шины с .гидроуправляемыми задвижками на входе, пульт управления с генератором командных импульсов давления, подключенный управляющим трубопроводом к узлам гидроимпульсного вклю- 40 чения гидроуправляемых задвижек, а также блоки опроса работы дождевальных машин, подключенные между трубопроводом дождевальных машин и приемником сигналов обратной связи, причем блоки опроса имеют привод от гидродвигателя, подключенного к трубопроводу машины (21 .
Однако эта система характеризуется недостаточной надежностью работы. 50
Это вызвано тем, что генератор в блоке опроса работает постоянно с различными амплитудой и давлением относительно генератора командных импульсов, что требует установки напорных 55 и обратных клапанов для сортировки сигналов, поступающих к датчикам сигналов обратной связи, снижает ресурс
769 2 этих приборов и приводит к непроизводительному потреблению энергии.
Цель изобретения — повышение надежности работы системы.
Поставленная цель достигается тем, что автоматизированная оросительная ,система снабжена блоками аварийной сигнализации, подключенными между трубопроводами машин и приемником сигналов обратной связи и выполненными в виде гидроуправляемого таймерапрерывателя и связанного с его выходом золотника„ подключенного между трубопроводом машины и:.приемником сигналов обратной связи, причем управляющая полость таймера-прерывателя подключена к узлу гидроимпульсного подключения машины через обратный клапан реле давления к трубопроводу дождевальной машины.
Кроме того, каждый блок опроса работы дождевальной машины выполнен в виде гидроуправляемого таймера-прерывателя и связанного с его выходом золотника, подключенного между трубопроводом машины и приемником сигналов обратной связи.
На чертеже представлена гидрокинематическая блок-схема автоматизированной оросительной системы.
Автоматизированная система состоит из пульта 1, снабженного генератором .импульсов и приемниками сигналов включения и ава,тийной остановки (не показаны), управляющего трубопровода
2, узлов 3 гидроимпульсного включения гидроуправляемых задвижек 4, установленных на трубопроводе 5 перед дождевальными машинами 6.и каналами 7 гидрозащиты со сливными клапанами (не показаны). Система включает также сигнализаторы аварийной остановки, состоящие из реле 8 давления с клапаном и полостями 9 и 10 и таймерапрерывателя 11 с золотником и камерой
12 зарядки таймера, сигналиэаторы включения машин, состоящие из мембранного привода 13 с управляющей полостью 14 и подпружиненным штоком с шарнирно установленным,на нем толкателем
15, таймера-прерывателя 16 с золотником, приемник 17 сигналов обратной связи (преобразователь давления).
Канал 7 гидрозащнты гидравлически связан с полостями 9 и 14 реле 8 давления и мембранного привода 13.
Дождевальная машина (ДМ) имеет гидросвязь с полостью 10 реле 8 давле1136 ния, которая, в свою очередь, через клапан 18 датчика 8 связана с узлом
3 включения и полостью f2 таьм- рапрерывателя 11. Трубопровод 5 имеет гидросвязь с входом золотников и через них — с приемником 17 сигналов, который, в свою очередь, связан с трубопроводом 2 и пультом 1. Пульт 1 работает на энергии поливной среды и питается из магистрального трубопро- 10 вода 19 оросительной сети.
Таймеры-прерыватели 11 и 16 сигнализаторов настраиваются для различных
ДИ, каждый индивидуально на напор, отличающийся друг от друга. Например, если сигнализатор одной ДМ имеет на выходе напор Н=80 м, то сигнализатор следующей ДМ имеет на выходе напор
H=75 м, т.е. каждая последующая ДИ имеет на выходе сигнализатора напор 2О на 5 м меньше предыдущей. Таймерыпрерыватели могут иметь как одинаковое, так и различное время срабатывания. От времени срабатывания зависитпродолжительность сигналов, поступающих на пульт.
Узел 3 гидроимпульсного включения осуществляет дистанционарное выборочное включение ДМ и состоит из программного и исполнительного устройств, гидравлически связанных между собой. Программное устройство включает программно-счетный механизм 20 (со сбросным устройством), кинематически связанный с двигателем (приема ко35 мандных импульсов) 21 и распределительным клапаном 22. Сбросное устройство обеспечивает сброс принятых сигналов с программно-счетного механизма и закрытие клапана 22 после того,как .. 4 импульс включения либо выключения по-. ступает на исполнительное устройство.
Программное устройство имеет гидросвязь с пультом 1, приемником 17, трубопроводом 5 и двигателем 23.
Исполнительное устройство состоит из двигателей исполнительного 23 и приема 24 аварийных сигналов, взаимодействующих с переключателем 25, кинематически связанным с распределитель-5р ным клапаном 26. Устройство гидрав-
:.лически связано с трубопроводом 5, распределительнйм клапаном 22, дат чиком 8 и таймером-прерывателем 11.
Двигатели 21, 23 и 24 имеют сливные клапаны, обеспечивающие слив воды из их рабочих полостей после прекращения подачи сигнала.
769 4
В системе можно, таким образом, выделить цепь контроля, которая включает канал 7 гидрозащиты, гидравлически связанный с ДИ 6, полостью t4 гидродвигателя 13, и полостью 9 реле 8,каналы гидросвяэи полости 10 с дождевальной машиной 6, с блоком 26 и полостью
12 блока 11; каналы гидросвязи трубопровода 5 с блоками t2, 16 и 17; трубопровод 2, связывающий блок 17 с пультом 1. Блоки 8, 12, 13, 16 и 17 образуют сигнализатор,- который осуществляет контроль за работой дождевальной техники и подает сигналы на приемники в случае пуска или остановки дождевальных машин.
Система работает сЛедующим образом.
С пульта 1 по трубопроводу 2 посылаются импульсы на узел 3 включения для открытия гидрозадвижек 4..
Программно-счетный механизм настраивается (кодируется) на определенное число командных импульсов, составляющих код данного клапана. Импульсы с пульта 1 поступают на каждый из ys- . лов 3 включения,.установленных на гидрантах ДМ, но команда с приемного на исполнительное устройство передается лишь тем клапаном, в котором код программного устройства соответствует числу поданных импульсов. В этом случае открывается клапан 22, и вода из трубопровода 5 поступает на двигатель 23. Переключатель 25 переключает клапан 26 и перераспре-. деляет потоки, связанные с полостями гидрозадвижки 4, т.е. открывает или закрывает гидрозадвижку.
При включении гидроэадвижки наполняется водой трубопровод дождевальной машины 6 и канал 7 гидрозащиты. Система начинает работать в режиме контроля. Вода поступает в по.-. лость 9 реле 8 и полость 14 двигателя 13, выполненного в виде диафрагменного двигателя, имеющего подпружиненный толкатель 15, шарнирно установленный на штоке. По мере заполнения полости 14 шток смещается влево, толкатель 15, входя в контакт со штоком золотника прерывателя 16, взводит таймер, наползает нижним выступом на Г-образный упор датчика 13 и выходит из взаимодействия со штангой золотника, освобождая ему возвратный ход. Золотник открывает проход воды из трубопровода 5 к приемнику 17
1136769
Э сигналов, Приемник сигналов, настроенный на закодированный напор, посылает сигнал на пульт 1, извещая о том, что машина включилась в работу.
После срабатывания таймера проход воды из трубопровода 5 к преобразователю 17 прерывается, и подача сигналов на пульт 1 прекращается.
В случае аварийной остановки ДМ срабатывает система аварийной защиты 10 самоходной ДИ, и канал 7 опорожняется через сливные клапаны, связанные с атмосферой. Полость 9 реле 8 под действием напора воды со стороны полости 10 также опорожняется. При этом 15 открывается клапан 18. Вода от ДМ попадает .в полость 12 таймера-прерывателя 11 и взводит таймер. Золотник перемещается, обеспечивая проход воды к приемнику 17 сигналов. Одновременно 20 через камеру 10 вода поступает на двигатель 24, переключатель 27 возвращает клапан 26 в исходное положение, соответствующее закрытию гидроэадвиж, ки. Двигатель 24 при получении сигна- 25 ла работает только на закрытие гидрозадвижки,"т.е. функционирует лишь при аварийном режиме работы ДМ. Иэ трубо провода 5 вода через золотник прерывателя 11 попадает к преобразователю Зр
17 и от него с закодированным (для данной ДМ) напором - на пульт в виде сигналов аварийной остановки. После срабатывания таймеров подача сигналов прекращается. Кодированный напор сиг-З5 йалов включения и аварийной остановки для одной ДМ одинаковый. По времени сигналы могут отличаться. Чтобы исключить срабатывание гидроэадвижки от импульсов, поступающих с таймеров 11 и
16 сигнализаторов, минимальный код клапанов управления должен состоять из
3-х сигналов.
Полости таймеров 11 и l6 заправляются маслом и слив иэ них не производится, так как они работают по замкнутому циклу Вода из полости 12 таймера 11 опорожняется через сливной клапан двигателя 24, а из других блоков - через сливные клапаны двигателей 20 и 23.
Приемник сигналов, 17 является блоком понижения давления. Им может быть регулятор давления. Сигналы от сигнали-, затора поступают на блок 20 клапана 3, и их может быть не более 2-х (сигнал включения и сигнал аварийный), но программирование клапанов начинается с
3-х сигналов, от которых он срабатывает. Понятые от сигналиэатора клапаном 3 сигналы фиксируются счетным механизмом 20, но по истечении заданного времени аннулируются (сбрасываотся сбросным устройством пульта).
Изобретение позволяет экономить энергию рабсты системы и увеличивать ресурс исполнительных органов цМ эа счет исключения постоянного опроса системы, при котором все контролирующие и контролируемые приборы работают по мере поступления сигналов опроса.
1136769
Составитель Г. Параев
Техред А. Бабинец Корректор И. Эрдейи
Редактор Е. Копча
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 10315/1 Тираж 743 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4!5