Устройство для ограничения скорости вращения колесных пар транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОГРАНИЧЕНИЯ СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ КОЛЕСНЫХ ПАР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее датчики частоты вращения колесных пар, подключенные -к информацион .ным входам коммутатора, управляющий вход которого соединен с выходом элемента И, один из входов которого подключен к выходу первого триггера, интегрирующую цепь и генератор сброса, соединенный с установочными входами первого и второго триггеров, отличающееся тем, что, с целью повыщения быстродействия, оно снабжено одновибратором и формирователем импульсов , соединенным выходом с другим входом элемента И, а входом - с выходом второго триггера, при этом установочный вход коммутатора соединен с генератором сброса, а выход - с входами обоих триггеров и одновибратора , подключенного выходом к другому входу второго триггера, другой выход которого соединен с интегрирующей цепью. ОО 05 СО 4

СОКИ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕ

К ABTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ вход которого соединен с выходом элемента

И, один из входов которого подключен к выходу первого триггера, интегрирующую цепь н генератор сброса, соединенный с установочными входами первого и второго триггеров, отличающееся тем, что, с целью повышения быстродействия, оно снабжено одновибратором и формирователем импульсов, соединенным выходом с другим входом элемента И, а входом - с выходом второго триггера, при этом установочный вход коммутатора соединен с генератором сброса, а выход — с входами обоих триггеров и одновибратора, подключенного выходом к другому входу второго триггера, другой выход которого соединен с интегрирующей цепью.

Ф е

Фаа1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3649030/24-11 (22) 09.08.83 (46) 30.01.85. Бюл. № 4 (72) П. В. Барыльский и А. Г. Козырь (71) Харьковский ордена Ленина политехнический институт им. В. И; Ленина (53) 621.335.11 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 700358, кл. В 60 Т 8/66, 1979 (прототип). (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОГРАНИЧЕНИЯ СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ КОЛЕСHblX ПАР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА. содержащее датчики частоты вращения колесных пар, подключенные к информационным входам коммутатора, управляющий

„SU,1136974 A

1136974

Изобретение относится к транспорту, в частности к устройствам защиты колесных пар транспортных средств от превышения скорости вращения свыше конструкционной.

Известно устройство для ограничения скорости вращения колесных пар транспортного средства, содержащее датчики частоты вращения колесных пар, подключенные к информационным входам коммутатора, управляющий вход которого соединен с выходом элемента И, один из входов которого подключен к выходу первого триггера, интегрирующую цепь и генератор сброса, соединенный с установочными входами первого и второго триггеров (1).

Недостатком устройства является невысокое быстродействие, так как контроль превышения скорости осуществляют путем подсчета импульсов датчика скорости вращения за эталонный интервал времени и выявляют, когда происходит переполнение счетчика за этот интервал.

Цель изобретения — повышение быстродействия.

Поставленная цель достигается тем, что устройство для ограничения скорости вращения колесных пар транспортного средства, содержащее датчики частоты вращения колесных пар, подключенные к информационным входам коммутатора, управляющий вход которого соединен с выходом элемента

И„ один из входов которого подключен к выходу первого триггера, интегрирующую цепь и генератор сброса, соединенный с установочными входами первого и второго триггеров, снабжено одновибратором и формирователем импульсов, соединенным выходом с другим входом элемента И, а входом — с выходом второго триггера, при этом установочный вход коммутатора соединен с генератором сброса, а выход — с входами обоих триггеров и одновибратора, подключенного выходом к другому входу второго триггера, другой выход которого соединен с интегрирующей цепью.

На фиг. 1 изображена блок-схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 — блок-схема коммутатора; на фиг. 3 — временные диаграммы выходных сигналов элементов устройства.

Устройство (фиг. 1) состоит из датчиков 1 скорости вращения колесных пар, которые подключены к информационным входам коммутатора 2. Управляющий вход коммутатора 2 соединен с выходом элемента И 3

Выход коммутатора 2 соединен с входами первого триггера 4, одновибратора 5 и второго триггера 6, выполненного как D-триггер. Выход первого триггера 4 через формирователь 7 импульсов соединен с одним входом элемента И 3. Выход одновибратора 5 соединен с другим входом второго тригге5

55 ра 6. Его выходы соединены с интегрирующей цепью 8 и вторым входом элемента И

3. Установочные входы коммутатора 2, триггеров 4 и 6 подключены шиной 9 к генератору (не показан) сброса.

Коммутатор 2 (фиг. 2) выполнен на кольцевом счетчике 10 и ключах 11. Разрядность счетчика 10 и количество ключей i! соответствуют числу контролируемых колесных пар. Информационные входы ключей 11 являются информационными входами коммутатора 2, их управляющие входы соединены с выходами соответствующих разрядов счетчика 10. Управляющий вход и вход сброса счетчика 10 являются управляющим входом и входом сброса коммутатора 2. Выходы ключей ll объединены и являются выходом коммутатора 2.

Временные диаграммы (фиг. 3) а — ж характеризу ют выходные сигналы элементов 1, 4, 5, 7, 6, 8 и 3, соответственно.

Устройство работает следующим образом.

После включения питания, однократно, по шине 9 от генератора сброса устройство устанавливается в начально» состояние, при котором на выходе первого и прямом выходе второго триггеров 4 и б устанавливается сигнал логического нуля и открывается один из входов коммутатора 2.

При движении импульсы (фиг. 3, а) с датчика 1 скорости вращения, подключенного к этому входу, проходят коммутатор 2 и поступают на счетный вход первого триггера 4, вход одновибратора 5 повторного запуска с С-вход второго триггера б. Цикл работы устройства по контролю скорости вращения каждой колесной пары равен времени прохождения двух импульсов (периода) импульсной последовательности соответствующего датчика 1 скорости вращения.

Первый импульс в цикле переключает первый триггер 4, на выходе которого появляется сигнал логической единицы (фиг. 3, б), запускает одновибратор 5 повторного запуска, который начинает формировать сигнал (фиг. 3, в), длительность которого, при условии отсутствия повторного запуска, равна периоду следования Та импульсов датчика 1 при максимально допустимой скорости вращения колесной пары. С приходом второго импульса на выходе первого триггера 4 оказывается сформирован импульс (фиг. 3 б) длительность которого равна периоду импульсной последовательности датчика 1 скорости вращения. Задним фронтом этого импульса запускается формирователь 7 импульсов (фиг. 3, г).

Если превышение скорости соответствует, то к моменту прихода второго импульса одновибратор 5 повторного запуска заканчивает работу (сигнал на его выходе равен логическому нулю), поэтому второй триг1136974

Составитель Н.Лысяков

Редактор Т. Парфенова Техред И. Верес Корректор/И. Эрдейи

Заказ 10390/12 Тираж 650 Г1одписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР но делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 гер 6 остается в исходном состоянии и сигнал логической единицы с его инверсного выхода (фиг. 3, д) разрешает прохождение через элемент И 3 импульса (фиг. 3, г) с формирователя 7 импульсов. С выхода элемента И 3 сигнал (фиг. 3, ж) переключает коммутатор 2 на пропусканне импульсов от следующего датчика 1 скорости вращения.

Если возникло превышение допустимой скорости вращения, то к приходу второго импульса одновибратор 5 повторного запуска не успевает закончить работу (на его выходе сигнал логической единицы), и второй триггер 6, с приходом импульса на Свход, устанавливается в состояние, когда на его прямом выходе появляется сигнал 15 (фиг. 3, а) логической единицы. а на инверсном выходе — сигнал логического нуля (фиг. 3, д}. С прямого выхода второго триггера 6 сигнал поступает через интегрирующую цепь 8 в схему управления транспортного средства,- а сигн-.ë .с инверсного выхода запрещает прохождение сигнала с формирователя 7 импульсов. Начинается следующий цикл работы устройства для контроля скорости вращения этой же колесной пары.

Если за время нового цикла скорость вра- 25 щения колесной пары остается выше допустимой, ее контроль продолжается и дальше.

При восстановлении заданной скорости в одном из циклов одновибратор 5 повторного запуска успевает закончить свою работу (фиг. 3, в) и второй в этом цикле импульс (фиг. 3, а) с датчика 1 скорости вращения переводит второй триггер 6 в начальное состояние. При этом на его прямом выходе устанавливается сигнал логического нуля (фиг. 3, e), а на инверсном вь хсде — сигнал логической единицы (фиг. 3,;1}, который разрешает прохожденше через элемент

И 3 сигнала (фиг. 3. r) с формирователя

7 импульсов. С выхода элемента И 3 сигнал (фиг. 3, ж) переключает коммутатор 2 на пропускание импульсов от следующего датчика 1 скорости вращения и устройство продолжает работу по описанному алгоритму.

В качестве базового объекта принят скоростемер СР-З5, который вь1пускается Тбилисским производственно-техническим объединением «Злектрог1рибор;.

Предлагаемое устройство по сравнению с базовым объектом имеет более высокое быстродействие, и в отличие ст базового объекта позволяет контролировать скорость вращения всех колесных пар и ограничивать ее -ta заданном уровне. что увеличивает срок службы электрооборудования, в частности тяговых электродвигателей, повышает безопасность движения и сокращает потребление электроэнергии. Ожидаемый экономический эффект составляет 80 руб. на одно устройство. Ориентировочная потребность народного хозяйства в об ьектах с использованием предлагаемого изобретения составляет 1000 шт. в год. Ожидаемый . одовой экономический эффект от использования изобретения в указанных масштабах составляет

80000 руб.